Рабочая программа воспитания 2023-2024 учебный год.

1

Содержание:
Пояснительная записка………………………………………………………...3-4
РАЗДЕЛ I. Целевой
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся……………………………………5
1.2 Личностные результаты освоения обучающимися образовательных
программ…6
1.3 Направления воспитания…………………………………………………..7
1.4 Целевые ориентиры результатов воспитания …………………………8
РАЗДЕЛ II. Содержательный
2.1 Уклад общеобразовательной организации………………………………16
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности………………18
РАЗДЕЛ III. Организация воспитательной деятельности
3.1 Кадровое обеспечение……………………………………………………….36
3.2 Нормативно-методическое обеспечение……………………………….......36
3.3

Требования

к

условиям

работы

с

обучающимися

с

особыми

образовательными потребностями………………………………………...37
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся……………………………………………..38
3.5 Анализ воспитательного процесса………………………………………….39

2

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МБОУ «Пушновская ООШ» разработана:
на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана
мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий
по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации»
стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ
Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400)
 приказом Минпросвещения Российской Федерации № 992 от 16 ноября
2022 года «Об утвеждении федеральной образовательной программы
начального общего образования»;
 приказом Минпросвещения Российской Федерации № 993 от 16 ноября
2022 года «Об утвеждении федеральной образовательной программы
основного общего образования»;
 приказом Минпросвещения Российской Федерации № 874 от 30
сентября 2022 года «Об утверждении порядка разработки и утверждения
федеральных основных общеобразовательных программ»;
 приказом Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11 декабря
2020 г. «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания
обучающихся»
Письма Министерства просвещения Российской Федерации
от 18
июля 2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей
программы воспитания», в соответствии с примерной программой
воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22).
Программа является методическим документом, определяющим
комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой
в школе, разрабатывается с учетом государственной политики в области
образования и воспитания.
Программа
основывается
на
единстве
и
преемственности
образовательного процесса на уровнях начального общего, основного общего,
среднего общего образования, соотносится с примерными рабочими
программами воспитания для организаций, реализующих образовательные
программы дошкольного, среднего профессионального образования.
Программа предназначена для планирования и организации системной
воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися
личностных результатов образования, определённых ФГОС;
Разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
3

управления школой (в том числе советов обучающихся), советов родителей.
Реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой совместно с семьей и другими участниками
образовательных отношений, социальными институтами воспитания.
Предусматривает
приобщение
обучающихся
к
российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Предусматривает
историческое
просвещение,
формирование
российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ
общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского,
патриотического,
духовно-нравственного,
эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного
воспитания.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее
содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в
соответствии
с
особенностями
образовательной
организации:
организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их
родителей (законных представителей), направленностью образовательной
программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение
отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся.
Раздел I. Целевой
Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных)
норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской
Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание
воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания
обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры,
традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей
Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины.
4

Участниками образовательных отношений в части воспитании
являются педагогические и другие работники школы, обучающиеся, их
родители (законные представители), представители иных организаций в
соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными
актами школы. Родители (законные представители) несовершеннолетних
обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей
перед всеми другими лицами.
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания обучающихся в
школе определяются содержанием российских гражданских (базовых,
общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в
Конституции Российской Федерации.
С
учетом
мировоззренческого,
этнического,
религиозного
многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания
обучающихся включают духовно-нравственные ценности культуры народов
России, традиционных религий народов России в качестве вариативного
компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе,
в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и
потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.
Воспитательная деятельность в школе реализуется в соответствии с
приоритетами
государственной
политики
в
сфере
воспитания,
зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской
Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать
свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
1.1. Цели и задачи
Современный российский общенациональный воспитательный идеал –
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования, цель воспитания обучающихся
в школе: развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства;
формирование
у
обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
5

наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачами воспитания обучающихся в Гимназии являются:
• усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
• формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим
нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
• приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений
на практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).
• достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС НОО ООО.
1.2. Личностные
результаты
освоения
обучающимися
образовательных программ включают:
 осознание российской гражданской идентичности;
 сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
 готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
 наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности;
 сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной
деятельности
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность, в соответствии с традиционными
российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества и
старшему поколению, закону и правопорядку, труду, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Воспитательная деятельность в образовательной организации
планируется
и
осуществляется
на
основе
аксиологического,
антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
6

1.3. Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности школы в соответствии с ФГОС по направлениям воспитания:
-гражданское воспитание, формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту
тысячелетней Российской государственности, изучение и уважение прав,
свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
-патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России, формирование
общероссийской культурной идентичности (проведение общешкольных
ключевых дел к Дню защитников Отчества, Дням воинской славы, Дню
Победы, Дню освобождения от немецко – фашистских захватчиков и другие);
-духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов
России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
воспитание
честности,
доброты,
милосердия,
сопереживания,
справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к
старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
-эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства (посещение музеев и
театров региона);
-физическое воспитание: развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового
образа жизни, эмоционального благополучия, личной и общественной
безопасности, навыков безопасного поведения в природной и социальной
среде, чрезвычайных ситуациях (работа Школьного спортивного клуба,
участие в спортивных соревнованиях);
-трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на
достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной
деятельности (организация дежурств в школе, в кабинетах ОО, школьных
клумбах и субботники на территории школьного двора);
-экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны и
защиты окружающей среды (участие в экологических акциях «Бегите воду»,
«Эколята» и др.);
-познавательное направление воспитания: стремление к познанию
себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и потребностей.
7

(участие в научно-практических конференциях онлайн и офлайн, конкурсе
чтецов, конкурсах и фестивалях науки и творчества).
1.4 На каждом уровне воспитания выделяются свои целевые
приоритеты
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
начального общего образования
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории,
расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную идентичность,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей
малой родины, родного края, своего народа, российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и
обязанностях, ответственности в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение.
Духовно-нравственное воспитание
Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия
нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать
за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом
личных усилий человека, проявляющий готовность к сознательному
самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские
традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной
принадлежности).
Сознающий
и
принимающий
свой
половую
принадлежность,
соответствующие ему психологические и поведенческие особенности с учетом
возраста.
Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
8

национального самосознания.
Испытывающий нравственные эстетические чувства к русскому и родному
языкам, литературе.
Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
Эстетическое воспитание
Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, других
народов России.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусства.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей.
Физическое воспитание
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других
людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию
своему и других людей.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа,
общества и государства.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых
поколений.
Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой деятельности.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Экологическое воспитание
Понимающий зависимость жизни людей от природы, ценность природы,
окружающей среды.
Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы,
окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с
экологическими нормами.
Познавательное воспитание
Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений
природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании,
научной картине мира.
9

Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных
областях.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
основного общего образования
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в
поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, в
современном мировом сообществе.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным
символам России, праздникам, традициям народа России.
Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому,
настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории российской
государственности.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод.
Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи
в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе
гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).
Принимающий участие в жизни школы (в том числе самоуправление),
местного сообщества, родного края.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его
традиции, культуру.
Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою
общероссийскую культурную идентичность.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры
своего народа, своего края, других народов России, Российской Федерации.
Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих
земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в
науке, искусстве, спорте, технологиях.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего
народа, других народов России.
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение
и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно10

нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания
последствий поступков.
Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные
нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного
выбора.
Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России ценностям и нормам.
Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия
людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и
ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей.
Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного
наследия народов России и человечества; испытывающий чувство уважения к
русскому и родному языку, литературе, культурному наследию
многонационального народа России
Эстетическое воспитание
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его
эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение
людей.
Знающий и уважающий художественное творчество своего и других
народов, понимающий его значение в культуре.
Сознающий
значение
художественной
культуры
как
средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового
художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в
искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства,
художественном творчестве.
Физическое воспитание
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в
обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и
других людей, близких.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность).
Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья.
11

Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного
поведения в информационной, интернет-среде.
Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.
Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других,
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического
состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и
другим людям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей.
Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел,
задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого
рода деятельность.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода на основе изучаемых предметных знаний.
Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в обществе.
Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной
среде в условиях современного технологического развития, выражающий
готовность к такой адаптации.
Понимающий необходимость осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения
профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологическое воспитание
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук
для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры в современном мире.
Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе,
окружающей среде.
Сознающий свою роль и ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий готовность к участию в практической деятельности
экологической, природоохранной направленности.
Познавательное воспитание
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учетом индивидуальных способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
12

человека с природной и социальной средой.
Развивающий личные навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов,
связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает
игнорирования других составляющих общей цели воспитания.
Приоритет – это то, чему педагогическим работникам, работающим с
обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять
большее, но не единственное внимание.
Раздел II. Содержательный
2.1. Уклад школы
Материально-техническая база включает 1 трехэтажное здание:
учебный корпус. Процесс воспитания ориентирован на интеграцию урочной
и внеурочной деятельности, через создание событийного пространства в
детско-взрослой среде. В учреждении сложилась система традиционных
школьных событий, в которую включены обучающиеся, их семьи и
педагогические работники. Создаются такие условия, чтобы по мере
взросления ребенка увеличивалась и его роль в этих совместных делах (от
пассивного наблюдателя до организатора). Педагоги школы ориентированы
на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий,
секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.
Ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностноразвивающую,
организационную,
посредническую
(в
разрешении
конфликтов) функции.
Настоящая программа содержит теоретическое положения и план
работы, направленные на формирование целостной воспитательной среды и
целостного пространства духовно-нравственного развития школьника,
определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную,
внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его
родителей (законных представителей). При этом обеспечивая духовнонравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым
российским ценностям:
2.2. Виды, формы и содержание деятельности.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
13

них представлено в соответствующем модуле.
2.1. Модуль «Школьный урок»
Реализация
педагогами
воспитательного
потенциала
урока
предполагает следующее:
-организацию работы с детьми как в офлайн, так и онлайн формате;
-установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, согласно
Устава школьной организации, Правилам внутреннего распорядка;
-использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, кейсов и дискуссий;
-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, викторины, тестирование кейсы, стимулирующих
познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
-Олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок-деловая игра,
урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др. Учебноразвлекательные мероприятия (викторины, литературная композиция,
конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.);
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока; интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников.
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, помогает приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
У обучающихся развиваются навыки сотрудничества, коммуникации,
социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно
и качественно решать проблемы; воспитывается ценностное отношение к
миру.
2.2. Модуль «Классное руководство»
14

Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель)
организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с
учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в
данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Главное предназначение классного руководителя - изучение
особенностей развития каждого обучающегося в классе и создание условия
для становления ребенка, как личности, входящего в современный ему мир,
воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни.
Важное место в работе классного руководителя занимает организация
интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с
учащимися вверенного ему класса, позволяющих, с одной стороны, вовлечь в
них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться, а с другой, установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
Формированию и сплочению коллектива класса способствуют
следующие дела, акции, события, проекты, занятия:
- классные часы: тематические (согласно плану классного
руководителя), посвященные юбилейным датам, Дням воинской славы,
событию в классе, стране, способствующие расширению кругозора детей,
формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить
свою Родину;
- игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию
настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные,
направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, школе,
позволяющие решать спорные вопросы; организационные, связанные к
подготовкой класса к общему делу; здоровьесберегающие, позволяющие
получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа
жизни и заботы о здоровье других людей.
Немаловажное значение имеет:
- формирование традиций в классном коллективе: «День именинника»,
ежегодный поход «День здоровья», концерты для мам, бабушек, пап и т.п.;
- становление позитивных отношений с другими классными
коллективами
- сбор информации об увлечениях и интересах обучающихся и их
родителей, чтобы найти вдохновителей для организации интересных и
полезных дел;
- создание ситуации выбора и успеха.
Формированию и развитию коллектива класса способствуют:
- составление социального паспорта класса
-изучение учащихся класса (потребности, интересы, склонности и другие
личностные характеристики членов классного коллектива),
- составление карты интересов и увлечений обучающихся;
15

- деловая игра «Выборы актива класса» на этапе коллективного
планирования;
- проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности
классного коллектива с помощью организационно-деятельностной игры,
классных часов. Классное руководство подразумевает и индивидуальную
работу с обучающимися класса:
- со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими трудности по
отдельным предметам направлена на контроль за успеваемостью
обучающихся класса;
- с учащимися, находящимися в состоянии стресса и дискомфорта;
- с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в группе риска,
оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работа направлена на
контроль за свободным времяпровождением;
- заполнение с учащимися «портфолио» с занесением «личных достижений»
учащихся класса;
- участие в общешкольных конкурсах;
- предложение (делегирование) ответственности за то или иное поручение
- вовлечение учащихся в социально значимую деятельность в классе.
Классный руководитель работает в тесном сотрудничестве с
учителями-предметниками.
2.3. Модуль «Работа с родителями или их законными
представителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для лучшего достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Только когда все участники образовательного процесса едины и находят
контакт, тогда воспитание наиболее эффективно. Но бывает так, что родители
сами нуждаются в грамотной квалифицированной помощи.
Необходима организация работы по выявлению родителей (законных
представителей), не выполняющих обязанностей по их воспитанию,
обучению, содержанию ведется систематически и в течение всего года.
Используются различные формы работы:
- выявление семей группы риска при обследовании материально-бытовых
условий проживания обучающихся школы;
- формирование банка данных семей;
- индивидуальные беседы;
- заседания Совета профилактики;
- совещания при директоре;
- совместные мероприятия с КДН и ПДН;
Профилактическая работа с родителями предусматривает оптимальное
педагогическое взаимодействия школы и семьи, включение семьи в
воспитательный процесс через систему родительских собраний,
общешкольных мероприятий с детьми и родителями - День семьи, День
матери, мероприятия по профилактике вредных привычек, родительские
16

лектории и т.д.
Кроме работы по просвещению и профилактике в школе проводится
активная работа для детей и их семей по создание ситуации успеха,
поддержки и развития творческого потенциала.
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении
школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в
ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и
обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей, а также по вопросам здоровьясбережения детей и
подростков;
-взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается
информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные
новости.
На индивидуальном уровне:
- обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
2.4. Модуль «Внеурочная деятельность».
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых
общностей, которые объединяют обучающихся и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями;
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в
социально значимых делах;
- поощрение педагогическими работниками детских инициатив, проектов,
самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
17

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
школе осуществляется в рамках следующих выбранных обучающимися
курсов, занятий:
-патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической,
краеведческой, историко-культурной направленности;
- духовно-нравственной направленности, занятий по традиционным
религиозным
культурам
народов
России,
духовно-историческому
краеведению;
- интеллектуальной, научной, исследовательской, просветительской
направленности;
- экологической, природоохранной направленности;
-художественной, эстетической направленности в области искусств,
художественного творчества разных видов и жанров;
- оздоровительной и спортивной направленности.
Информационно-просветительская деятельность. Курс внеурочной
деятельности: 1-4 классы: «Разговор о важном», «Мы вместе», «Разговор о
важном»; 5-9 классы: «Я и много Я», занятия направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой
ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Интеллектуальная и проектно-исследовательская деятельность.
Курсы внеурочной деятельности: 1-4 классы: «Занимательная математика»,
«клуб «Грамотный читатель», учит обучающихся ставить и решать проблемы,
которые требуют не только применение полученных знаний, но и
приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми
исследования, раскрывает личностные качества, повышает самооценку,
мотивацию, интерес к учебной деятельности, помогает школьникам
чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, развивает творческие
способности, критическое мышление, умение обобщать, анализировать,
делать выводы.
Художественно-эстетическая деятельность предполагает привитие
эстетических ценностей, развитие эмоциональной сферы, творческих
способностей, чувства прекрасного. Работа ведется через реализацию
различных форм взаимодействия с природой, организацию выставок детского
рисунка, детских творческих работ, поделок, конкурсов, тематических
классных часов. Курсы внеурочной деятельности: 2-9классы Театральная
студия «Творческие люди»
Спортивно-оздоровительная деятельность. Вводится для привития
детям привычек здорового образа жизни, их гармоничного психофизического
развития, формирования мотивации к сохранению здоровья. Методами
реализации выступают ведение просветительской работы, информирование о
полезных и вредных привычках, приобщение школьников к физической
активности в разных ее проявлениях.
18

Внешкольные мероприятия
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
 внешкольные
тематические
мероприятия
воспитательной
направленности, организуемые педагогами, по изучаемым в школе учебным
предметам, курсам, модулям (конференции, фестивали, творческие конкурсы);
 организуемые в классах классными руководителями, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся,
экскурсии, походы выходного с привлечением к их планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия;
 литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся (для изучения
историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой
местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.);
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта;
 внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами гимназии
2.5. Модуль «Самоуправление.
Основная цель модуля «Самоуправление» заключается в создании
условий для выявления, поддержки и развития управленческих инициатив
обучающихся, принятия совместных со взрослыми решений, а также для
включения обучающихся школы в вариативную коллективную творческую и
социально-значимую деятельность.
Поддержка детского самоуправления помогает педагогам воспитывать в
детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие,
чувство собственного достоинства. Участие в самоуправлении даёт
возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях,
получить опыт конструктивного общения, совместного преодоления
трудностей, формирует личную и коллективную ответственность за свои
решения и поступки.
Детское самоуправление осуществляется через:
На уровне школы:
- через деятельность выборного совета обучающихся;
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям
обучающихся лидеров класса (старост), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с другими
коллективами, учителями;
19

На индивидуальном уровне:
- через вовлечение учащихся в планирование, организацию, проведение
различного рода деятельности.
2.6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб гимназистов. Задача совместной
деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному
выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность
школьника
к
выбору,
педагог
актуализирует
его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и непрофессиональную составляющие такой деятельности:
Эта работа осуществляется через следующие формы воспитательной
деятельности:
- Циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
- Встречи с людьми разных профессий. Результатом такого
мероприятия могут стать не только новые знания о профессиях, но и
гордость конкретного ученика за родителей. В младших классах это
профессии родителей учащихся, в старшей школе ребята встречаются с
представителями бизнеса и героических профессий: пожарный,
военнослужащий, полицейский, следователь, что позволяет решать и задачи
военно-патриотического воспитания.
- Профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты,
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора
профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
школьникам профессиональной деятельности. Это формирует представления
о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в
различных видах деятельности. Частью этих игр могут быть деловые игры,
помогающие осознать ответственность человека за благосостояние общества
на основе осознания «Я» как гражданина России.
- Совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору
профессий,
прохождение
профориентационного
онлайнтестирования
(размещение
профориентационной
информации
на
официальном сайте школы, оформление стенда по профориентации, занятия
с элементами тренинга;
-Участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: просмотр лекций, участие в мастер - классах,
посещение открытых уроков – онлайн - уроки финансовой грамотности
(регистрация пользователей на платформе проекта «Билет в будущее» 8-9
20

классы; тестирование на платформе проекта «Билет в будущее»,
Всероссийские открытые уроки на потрале «ПроеКТОриЯ» - 1-11классы);
Индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии. В ходе психологического исследования
определяется профессиональная готовность, вид деятельности, который
нравится испытуемому, а также вид деятельности, который знаком на уровне
навыков. На основе результатов исследования составляется заключение о
профессиональных предпочтениях учащегося.
2.7. Модуль «Ключевые школьные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть обучающихся и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно
педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с
педагогами в единый коллектив. В воспитательной системе нашей школы
выделяются тематические периоды традиционных дел. Главные дела
являются понятными, личностнозначимыми, главное, в празднике своеобразная форма духовного самовыражения и обогащения ребенка.
На внешкольном уровне:
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической,
патриотической,
трудовой
направленности),
ориентированные на преобразование окружающего школу социума,
проводимые для жителей села, семьями учащихся спортивные состязания,
праздники, которые открывают возможности для творческой самореализации
и включают их в деятельную заботу об окружающих: Фестиваль здорового
образа жизни, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»,
«Весеннее ассорти», флешмобы, посвященные «Дню Народного Единства»,
«Дню матери», «Дню учителя», «Ко дню космонавтики», «1 мая» и « Дню
Победы», эстафета посвященная 9 мая.
На школьном уровне:
общешкольные праздники– ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых
участвуют все классы гимназии:
День Знаний, как творческое открытие нового учебного года, где
происходит знакомство первоклассников и ребят, прибывших в новом
учебном году в гимназию, с образовательной организацией.
Последний звонок. Каждый год – это неповторимое событие, которое
позволяет всем участникам образовательного процесса осознать важность
преемственности «поколений» не только учащимися выпускных классов,
но и младшими школьниками. Последние звонки всегда неповторимы, в
21

полной мере демонстрируют все таланты выпускников, так как целиком и
полностью весь сюжет праздника придумывается самими ребятами и ими
же реализуется.
День учителя. Ежегодно обучающиеся демонстрируют уважительное
отношения к учителю, труду педагога через поздравление, творческих
концертов. Данное мероприятие формирует доброжелательное отношение
между обучающимися и педагогами, развитие творческих способностей
обучающихся.
Праздник «8 Марта». Традиционно обучающиеся совместно с
педагогами создают праздничное настроение, которая помогает
обучающимся в раскрытии их способностей, учиться преодолевать
застенчивость, обретать уверенность в себе, продолжать выразительно и
эмоционально читать стихи, участвовать в сценках, играх. Работать над
сплочением коллектива.
Празднование Дня Победы в школе организуется в разных формах:
участие в митинге, в торжественном параде, смотр военной песни и строя.
Совместно
с
родителями
школьники
являются
участниками
всероссийского шествия «Бессмертный полк», Фестиваля патриотической
песни. Такое общешкольное дело будет способствовать формированию
российской гражданской идентичности, развитию ценностных отношений
подростков к вкладу советского народа в Победу над фашизмом, к
исторической памяти о событиях тех трагических лет.
церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогов
за активное участие в жизни учреждения, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях,
олимпиадах,
значительный
вклад
в
развитие
образовательного учреждения. Способствует поощрению социальной
активности детей, развитию позитивных межличностных отношений
между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и
уважения друг к другу.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольный
Совет обучающихся, ответственных за подготовку общешкольных
ключевых дел;
- участие классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми
общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом
анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование,
ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
22

- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими обучающимися, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми,
которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через
предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
2.8. Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
реализуются через:
 общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнёрами общеобразовательной организации;
 внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации
учебным предметам, курсам, модулям;
 экскурсии, походы выходного дня, организуемые в классах классными
руководителями, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия;
 литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся для изучения
историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой
местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
- выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих
дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
2.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие
формы работы с предметно-эстетической средой как:
 оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в школу
государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями
символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории,
исторической символики региона;
 организацию
и
проведение
церемоний
поднятия
(спуска)
государственного флага Российской Федерации;
 размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
23

культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов
выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
 изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и
видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России);
 организацию и поддержание в общеобразовательной организации
звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка,
информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
 разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе
«мест
гражданского
почитания»
в
помещениях
общеобразовательной организации или на прилегающей территории для
общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России;
мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок;
 оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл,
этажей, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и т.п.;
 разработку и популяризацию символики общеобразовательной
организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т.п.),
используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
 подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
 озеленение территории при общеобразовательной организации;
 деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
 разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров
(событийный дизайн);
 разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально
доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями
2.10. Модуль «Профилактика и безопасность»
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не
24

только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Пожалуй,
нет ничего другого в мире, чтобы мы теряли с такой беспечностью и
легкостью, как собственное здоровье. Данные официальной статистики и
результаты специальных научных исследований свидетельствуют о том, что в
последние годы для подростков стали характерны не только широкая
распространенность вредных привычек, но и более раннее приобщение к ним.
В современной, быстро меняющейся экологической обстановке в России,
возможности распространения среди подростков образа жизни сопряженного
с риском для здоровья, становятся все более широкими.
Опыт показывает, что большинство подростков испытывают
потребность в обсуждении различных проблем здоровья и информации,
касающейся личной безопасности. Поэтому одной из форм работы по
профилактике вредных привычек и приобщению детей к здоровому образу
жизни является просвещение. Подросткам необходима информация
квалифицированных специалистов по интересующим их вопросам.
Основной целью модуля является формирование ценностного
отношения к собственному здоровью и собственной безопасности,
основанного на знании своих потребностей, особенностей развития, и
выработанного в процессе занятий, индивидуального способа здорового
образа жизни.
Деятельность учреждения по формированию у обучающихся культуры
здорового и безопасного образа жизни, по вопросам гражданской обороны,
обеспечения первичных мер формированию личных убеждений, качеств и
привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной
жизни, включает несколько направлений:
-организация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы,
организация просветительской и методической работы, профилактическая
работа с участниками образовательного процесса.
-разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике
правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление
систематической работы с обучающимися «группы риска»;
-разработка и проведение мероприятий в рамках «День гражданской
обороны».
На внешнем уровне:
-встречи с представителями социально-правовой поддержки и
профилактики, проведение профилактических бесед, тренингов;
- беседы с инспектором ОДН, ПДН по вопросам профилактики;
-привлечение возможностей других учреждений организаций –
спортивных клубов, лечебных учреждений.
-участие в муниципальных соревнованиях: по правилам дорожного
движения.
На школьном уровне:
-участие в военной эстафете;
25

-тематические мероприятия, приуроченные к празднику «Всемирный
день гражданской обороны»;
-тематические мероприятия, приуроченные к памятной дате «День
памяти о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами Отечества»;
-профилактические мероприятия по безопасности дорожного движения,
пожарной безопасности (комплекс мероприятий);
-проведение
профилактических
мероприятий,
посвященные
Всемирному дню борьбы со СПИДом.
На индивидуальном уровне:
- индивидуальная работа с подростками, «Спорт – норма жизни»,
профилактические акции, привлечение подростков к шефской помощи
младшим школьникам.
2.11. Модуль «Школьное медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых разновозрастными
обучающимися и педагогами средств распространения текстовой, аудио и
видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации учащихся
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
различных видов и форм деятельности:
библиотечные уроки – вид деятельности по формированию
информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к
продуктивной самостоятельной работе с источниками информации.
Используемые формы: традиционные формы виртуальные экскурсии и
путешествия по страницам книг, тематические уроки - обзоры, уроки –
персоналии, интеллектуальные турниры, библиографические игры,
литературные путешествия, конференции с элементами игровой
деятельности. Также применяется и нестандартные формы урок-информация,
урок-размышление, урок – диспут, урок-презентация, урок-видеопутешествие.
школьный медиацентр – созданная из заинтересованных
добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных
мероприятий,
осуществляющая
видеосъемку
и
мультимедийное
сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей,
капустников, вечеров.
2.14. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные
условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
26

инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные
возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
- ежегодные экскурсионные поездки по туристическим маршрутам
организуемые в классах их классными руководителями и родителями
школьников, после окончания учебного года;
- выездные экскурсии в музеи, на представления в кинотеатр, драмтеатр,
цирк и т.д.
Раздел III. Организация воспитательной деятельности
Общие требования к условиям реализации Программы
Программа воспитания реализуется посредством формирования
социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий
создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного
процесса
руководствоваться
едиными
принципами
и
регулярно
воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно-значимые виды
совместной деятельности.
Уклад учреждения направлен на сохранение преемственности
принципов воспитания на всех уровнях общего образования:
- обеспечение личностно-развивающей предметно-пространственной
среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение,
методические материалы и средства обучения;
- наличие профессиональных кадров и готовность педагогического
коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
воспитания;
- учет индивидуальных особенностей обучающихся, в интересах которых
реализуется Программа (возрастных, физических, психологических,
национальных и пр.).
3.1. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Педагог являет собой всегда главный для обучающихся пример
нравственного и гражданского личностного поведения. В школе создано
методическое объединение классных руководителей, которое помогает
учителям школы разобраться в нормативно-правовой базе в потоке
информации, обеспечивающей успешный воспитательный процесс.
Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по
вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, один из
главных вопросов в реализации рабочей программы воспитания.
Мероприятия по подготовке кадров:
- сопровождение молодых педагогических работников, вновь
поступивших на работу педагогических работников (работа школы
наставничества);
- индивидуальная работа с педагогическими работниками по запросам
27

(в том числе и по вопросам классного руководства);
- контроль оформления учебно-педагогической документации;
- проведение конференций, «круглых столов», семинаров по
педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и
просвещения обучающихся;
- участие в постоянно действующих учебных курсах, семинарах по
вопросам воспитания;
- участие в работе районных методических объединений представление
опыта работы школы;
- участие в работе постоянно действующего методического семинара по
духовно-нравственному воспитанию.
В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей
необходимо установить одну важнейшую, системообразующую, дающую
жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Подготовка приказов и локальных актов школы по внедрению рабочей
программы воспитания в образовательный процесс.
Обеспечение использования педагогами методических пособий,
видеоуроков и видеомероприятий по учебно-воспитательной работе
Создание рабочей программы воспитания на 2023-2026 г. с
приложением плана воспитательной работы школы на два уровня
образования НОО, ООО.
Обновление содержания воспитательных программ в целях реализации
новых направлений программ воспитания.
Подготовка/корректировка
дополнительных
общеразвивающих
программ ОО.
Сайт, на котором будут отражены реальные результаты программы
воспитания.
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями.
Дети ОВЗ и дети-инвалиды получают образование, на равных, со всеми
школьниками, создана благоприятная доброжелательная среда. Эти дети
находятся под пристальным контролем классных руководителей, и
социально-психологической службы. Они имеют возможность участвовать в
различных формах жизни детского сообщества: в работе органов
самоуправления, участвовать в конкурсных мероприятиях онлайн и офлайн, в
школьных праздниках. Обеспечивается возможность их участия в жизни
класса, школы. Таким образом, формируется их личностный опыт,
развивается самооценка и уверенность в своих силах, опыт работы в команде,
развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной
ситуации его развития.
Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с
28

ОВЗ с окружающими для их успешной адаптации и интеграции в школе;
- формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого обучающегося с ОВЗ;
- активное привлечение семьи и ближайшего социального окружения к
воспитанию обучающихся с ОВЗ;
-обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семей
обучающихся с ОВЗ в развитии и содействие повышению уровня их
педагогической, психологической, медико-социальной компетентности;
- индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ.
- личностно-ориентированный подход в организации всех видов
детской деятельности.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной
успешности
обучающихся
призвана
способствовать
формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся
строится на принципах:
 публичности,
открытости
поощрений
(информирование
всех
обучающихся о награждении, проведение награждения в присутствии
значительного числа обучающихся). В организации практикуются
общешкольные линейки.
- в выдвижении на поощрение и в обсуждении кандидатур на
награждение обучающихся участвуют органы самоуправления, классные
руководители, учителя;
- в школе организована деятельность по ведение портфолио обучающих.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные
письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в
конкурсах и т.д.).
3.5. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ воспитательной работы осуществляется по выбранным
самой организацией направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самого образовательного
учреждения.
Основными принципами, на основе которых осуществляется
самоанализ воспитательной работы являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
29

ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
Основные
направления
анализа
организуемого
в
школе
воспитательного процесса:
Условия организации воспитательной работы по четырем
составляющим:
-нормативно-методическое обеспечение;
-кадровое обеспечение;
-материально-техническое обеспечение;
-удовлетворенность качеством условий.
Анализ организации воспитательной работы по следующим
направлениям:
- реализация внеурочной деятельности;
- реализация воспитательной работы классных руководителей;
- реализация дополнительных программ;
- удовлетворенность качеством реализации воспитательной работы.
Проводится с заполнением сводных таблиц выполненной работы и
анализа ее качества, анкетирование.
Результаты
воспитания,
социализации
и
саморазвития
обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития обучающихся каждого класса, их
достижения в конкурсах и мероприятиях, удовлетворенность участников
образовательных отношений качеством результатов воспитательной работы.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим
обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение, диагностика. Внимание педагогов сосредотачивается на
следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного
развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились,
над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
30

Классные руководители проводят учет результативности участия детей
в творческих конкурсах и мероприятиях, благотворительных акциях,
социальных проектах, социально значимой деятельности. В качестве
инструмента оценки - таблица достижений. Она позволит систематизировать
сведения, для их анализа. В таблицу педагоги внесут результаты участия
детей в мероприятиях различного уровня.
Заполненные таблицы по всем классам и формируются сводную по
организации. Это дает возможность анализировать результативность участия
школьников в различных конкурсах по всем направлениям воспитательной
деятельности.
Состояние организуемой совместной деятельности детей и
взрослых. Удовлетворенность качеством результатов воспитательной
работы.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностноразвивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе, классными руководителями, советом обучающихся и родителями,
хорошо знакомыми с деятельностью организации.
Способами получения информации о состоянии организуемой в
учреждении совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с
обучающимися и их родителями, педагогами, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Чтобы выявить,
удовлетворены ли родители и обучающиеся качеством образовательных услуг,
чаще всего используют анкетирование.
Часть вопросов такого анкетирования затрагивает и организацию
воспитательной деятельности. Пусть оценят два показателя: качество
организации
внеурочной
деятельности;
качество
воспитательной
деятельности классного руководител.
Анализ ответов позволит вам оценить степень удовлетворенности
результатами воспитательной работы. Полученные результаты обсуждаются
на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их
классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно-развивающего потенциала уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в учреждении воспитательной
работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит
работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это
31

управленческих решений.
Ожидаемые конечные результаты
1.Совершенствование
статуса
конкурентноспособного
образовательного учреждения, обеспечивающего становление личности
выпускника, способной при любых неблагоприятных условиях сохранять
уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию в
традициях русской православной культуры через расширение содержания,
форм организации воспитательной системы школы посредством интеграции с
социальными партнерами, системой дополнительного образования.
2. Введение в практику новых форм и методов духовно-нравственного
воспитания.
3. Совершенствование системы социально–педагогической поддержки,
обеспечивающей снижение факторов «риска» и асоциального поведения
через внедрение современных воспитательных технологий, применение
эффективных механизмов социализации, формирования здорового образа
жизни на основе духовно-нравственных принципов воспитания.
4. Создание в организации единого воспитательного пространства,
главной ценностью которого является личность ребенка, приобщение его к
истинным ценностям, формирование нового знания, ориентированного на
умение при любых неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к
другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию в традициях русской
культуры.

Список используемой литературы
1. Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания в
деятельности детского общественного объединения // Сборник научных
трудов международной научно-практической конференции «Образовательное
пространство в информационную эпоху» (International conference “Education
Environment for the Information Age”) (EEIA – 2018) / Подред. С.В. Ивановой.
М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. 933 с.
С.765-773.
2. Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса как
условие эффективности непрерывного образования/Круглов В.В. //
Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития
Материалы I Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ,
2018, С. 66-71. (РИНЦ)
3. Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для
руководителей детских общественных объединений. Издание второе – М.:
Московский городской педагогический университет, ООО «А – Приор», 2018.
4. Лизинский В.М. Организация самоуправления в школе/ В.М. Лизинский //
Завуч. Управление современной школой, 2018, № 7, С. 56-61.
5. Родичев Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения
обучающихся в условиях непрерывного образования /С. Н. Чистякова, Н. Ф.
32

Родичев // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы
развития. Под редакцией С.Н. Чистяковой, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Поду
6. Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В. Степанов //
Отечественная и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1. – С. 67-76. (ВАК).
7. Селиванова, Наталия Леонидовна С79 ВОСПИТАНИЕ+ Авторские
программы школ России (избранные модули): Сборник / Составители Н. Л.
Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. С. Парфенова, И. В. Степанова,
Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования», 2020. – 97 с. (Примерная
программа воспитания).
8. Шустова И.Ю. Роль детско-взрослой общности в воспитании российской
идентичности школьников / И.Ю. Шустова // Школьная идентичность
ребенка: ответственность школы за формирование достоинства,
гражданственности, патриотизма: сборник материалов по итогам
Всероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2017 г.) / сост.:
Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018, С.
228-236
9. Интернет
источник
«Институт
воспитания
РФ»
https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/
10.
Интернет
журнал
«Справочник
заместителя
директора»
https://e.zamdirobr.ru/?utm_source=lettertrigger&utm_medium=letter&utm
_campaign=lettertrigger_obrazovanie_szdsh_demo_d0&btx=9130058&mailsy
s=ss&token=2d0a3f6e-bcaa-11a0-bf72-2d0172a85211&ttl=7776000&ustp=F

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».