Учебный план обучающихся с умственной отсталостью (интелликтуальными нарушениями) на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью представляет
собой часть Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения «Пушновская основная общеобразовательная школа»
(далее - АООП) (далее – школы), определяет общий объем нагрузки и максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся по периодам обучения; перечень, состав и
структуру обязательных предметов, коррекционных курсов и индивидуальных и
групповых коррекционных занятий по классам. Учебный план разработан на основе
нормативных документов:
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с дополнениями;
— СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ОВЗ»;
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г.
№ 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии»;
— Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Пушновская
основная общеобразовательная школа»
— Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательной
деятельности, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его
реализации.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации
в области образования, обеспечивать выполнение гигиенических требований к режиму
образовательной деятельности, установленных действующим СанПиНом.
В VI– VIII классах продолжается обучение общеобразовательным предметам
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых
приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические
коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
№ Общеобразовательные
п/п области
1
Общеобразовательные
курсы

Основные задачи реализации содержания
Чтение (литературное чтение )
Осознание
значения
чтения
для
решения
социально значимых задач, развития познавательных
интересов,
воспитания
чувства
прекрасного,
элементарных этических представлений, понятий,
чувства долга и правильных жизненных позиций.
Формирование и
развитие
техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию и
возрасту литературных текстов. Формирование
коммуникативных
навыков
при
чтении
литературных произведений.
Русский язык
Формирование первоначальных навыков чтения и
письма при овладении грамотой.
Расширение представлений об окружающей

действительности.
Обогащение
лексической
и
грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие
навыков связной устной речи. Развитие навыков
устной коммуникации и их применение в различных
ситуациях общения. Ознакомление со средствами
устной выразительности, овладение нормами речевого
этикета.
Формирование элементарных представлений о русском
(родном) языке как средстве общения и источнике
получения
знаний.
Использование
письменной
коммуникации
для
решения
практикоориентированных задач.
Математика
Овладение началами
математики(понятием
числа, вычислениями, решением арифметических задач
и другими). Овладение способностью
пользоватьсяматематическими
знаниями
при решении соответствующих возрасту
житейских
задач(ориентироваться и
использовать
меры
измерения
пространства, времени, температуры в различных
видахпрактической
деятельности). Развитие
способности использовать некоторые
математические знания в жизни. Формирование
начальных представлений о компьютерной
грамотности.
Биология
Формирование элементарных научных представлений
о компонентах живой природы: строении и жизни
растений, животных, организма человека и его
здоровье.
Практическое применение биологических знаний:
усвоение приемов выращивания и ухода
за
некоторыми (например, комнатными) растениями и
домашними животными, ухода за своим организмом;
использование полученных знаний для решения
бытовых, медицинских и экологических проблем.
География
Усвоение
элементарных
знаний
по
физической и экономической географии России.
Формирование
элементарных
представлений
о
географии материков и океанов. Расширение
географических представлений о родном крае.
История Отечества
Формирование представлений о наиболее значимых
исторических событиях в жизни нашей страны, о
традициях, трудовых и героических делах народов,

Проживающих на территории родины о
примерах служения своему Отечеству в борьбе за
свободу и независимость.
Обществознание
Формирование первоначальных представлений о
обществе. Установление простейших взаимосвязей
между историческим временем и изменениями,
происходящими в предметном мире (мире вещей);
жизни отдельного человека и общества.
Физическая культура
Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни; соблюдение индивидуального режима питания
и сна. Воспитание интереса к физической культуре и
спорту,
формирование
необходимости
в
систематических занятиях физической культурой и
доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных
двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и
других. Формирование умения следить за своим
физическим состоянием, величиной физических
нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение
основами доступных видов спорта (атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в
соответствии с возрастными и психофизическими
особенностями обучающихся. Коррекция недостатков
познавательной сферы и психомоторного развития;
развитие и совершенствование волевой сферы.
Воспитание нравственных качеств и свойств личности.

2

Трудовая подготовка

Трудовое обучение
Овладение
элементарными
приемами
ручного
труда, общетрудовыми умениями и навыками,
развитие
самостоятельности,
положительной
мотивации к трудовой деятельности. Получение
первоначальных представлений о значении труда в
жизни человека и общества, о мире профессий и
важности выбора доступной профессии.
Профессионально-трудовое обучение
Формирование трудовых умений, необходимых в
разных жизненных сферах. Формирование умения
адекватно применять доступные технологии и

3

Коррекционная
подготовка

освоенные трудовые навыки для полноценной
коммуникации,
социального
и трудового
взаимодействия.
Приобретение
навыков
самостоятельной работы и работы в коллективе,
воспитание чувства товарищества, сотрудничества и
взаимопомощи. Реализация АООП
в
части
трудового обучения осуществляется исходя из
региональных
условий,
ориентированных
на
необходимость в рабочих кадрах, и с учетом
индивидуальных особенностей психофизического
развития, здоровья, возможностей, а
также
интересов
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
их
родителей
(законных представителей) на основе выбора
профиля труда, включающего в себя подготовку
обучающегося
к индивидуальной трудовой
деятельности.
а) коррекционные курсы:
Развитие устной речи на основе изучения
предметов
и
явлений
окружающей
действительности
Основная цель коррекционного курса заключается
в формировании первоначальных знаний о живой и
неживой
природе;
понимании
простейших
взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека. Курс
является
начальным
звеном
формирования
естествоведческих
знаний,
пропедевтическим
этапом формирования
у
обучающихся
умений
наблюдать, анализировать,
взаимодействовать с окружающим миром. Содержание
дисциплины предусматривает знакомство с объектами
и явлениями окружающего мира и дает
возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и
жизнью человека.
Основы социальной жизни

Развитие
навыков
самообслуживания,
самостоятельного ведения домашнего хозяйства,
ориентировки в ближайшем окружении и возможности
более широкой жизненной
ориентации,
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности.
Усвоение морально-этических
норм поведения, навыков общения с людьми в

разных жизненных ситуациях. Понимание роли семьи
и семейных отношений в жизни человека, общества и
государства, в воспитании и развитии ребенка,
сохранении и укреплении его соматического,
физического и психического здоровья, формировании
правильного уклада семейных отношений.
б) обязательные индивидуальные и групповые
коррекционные занятия:
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Цель занятий заключается в применении разных
форм взаимодействия с обучающимися,
направленными на преодоление или ослабление
проблем в психическом и личностном развитии,
гармонизацию личности и межличностных отношений
обучающихся; формирование навыков адекватного
поведения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
у/о:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Организация самостоятельно в осуществлении образовательной деятельности, ввыборе
видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность,
экскурсии и т. д.).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных особенностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных особенностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
особенностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Содержание
коррекционной
подготовки
учебного
плана
представлено
коррекционными курсами, коррекционными занятиями.
На коррекционную подготовку отводится не менее 5 ч. Время, отведённое на
коррекционную подготовку, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов
финансирования, направляемых на реализацию АООП. Чередование учебной и
коррекционной подготовки в рамках реализации АООП определяет школа.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной
программы реабилитации инвалида.
Коррекционная подготовка представлена коррекционными курсами и обязательными
индивидуальными и групповыми коррекционными занятиями, направленными на
коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных
жизненных условиях. Выбор коррекционных курсов для индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться школой
самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с У/О на
основании рекомендаций ПМПК. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться
в индивидуальной и групповой форме.
Продолжительность учебной недели – 5дней. Пятидневная рабочая неделя
устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение
проходит в 1-ую смену.
Продолжительность учебного года, в 6-8классах– 34недели.
Продолжительность учебных периодов – учебный год делится на 4
четверти
Продолжительность учебныхзанятий составляет 40 минут.
Коррекционные занятия (курсы) проводятся в течение учебного дня и после уроков. На
индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до
40 минут.
Промежуточная аттестация обучающихся с у/о в школе проводится по каждому
учебному предмету по итогам учебного года
Формы промежуточной аттестации:

Формы промежуточной аттестации
Классы

V-VII

VIII

IX

Учебные
предметы
Чтение
(Литературное
чтение)

Комплекснаяработа

комплекснаяработа

комплекснаяработа

Русский языке

комплекснаяработа

комплекснаяработа

комплекснаяработа

Математика

Контрольнаяработа

Контрольная
работа

Контрольная
работа

Информатика

Контрольный тест

Биология
География

Контрольныйтест

Контрольный тест

Контрольный тест

Контрольныйтест

Контрольныйтест

Контрольный тест

Контрольный тест

Обществознание
История
Отечества

Контрольныйтест
Контрольный
тест
Контрольный тест

Контрольный тест

Контрольный тест

Контрольный тест

Контрольный тест

Физическая
культура
Профессионально

Сдача нормативов

Сдача
нормативов

Сдача
нормативов

-трудовое
обучение

Защита проекта

Защита
проекта

Защита
проекта

Основы социальной
жизни

Количество тематических, проверочных, диагностических и контрольных работустановлено по
каждому предмету в соответствии рабочей программо

недельный учебный план образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
V -VII-IX классы
Предметные
области

Классы
V

VII

VIII

IX

Всего

4

4

4

4

12

3

4

4

3

15

2.1.Математика
2.2. Информатика

3

3

3

3

12

1

1

1

3

Природоведение
3.2.Биология

2
2

2

2

8

3.3. География

2

2

2

6

3.3 Обществознание

1

Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
(Литературное чтение)
2. Математика
3. Естествознание

4. Человек и
общество

4.1. Основы социальной
жизни
4.2. История отечества

5. Физическая
культура

5.1 Изобразительное
искусство
5.2 Музыка

2
2

2

1

1

Всего к финансированию

2
1

2

6

1

6.1. Физическая культура
6. Технологии
6.1. Профильный труд
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия)
Внеурочная деятельность:

1

2

2

4

25
2

6
27
2

28
2

8
27
2

14
107
6

29

32

33

33

127

6

6

6

6

24

4

4

4

4

16
28

Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности
обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках проводятся
физкультминутки и гимнастика для глаз.
Во время урока чередуются различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ).
Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с
бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 59 классах - 10-15 минут
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его
выполнение не превышали (в астрономических часах) в 5 - 9 классах - 2ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».