Рабочая программа литературное чтение на родном (русском языке)

Литературное чтение на родном (русском ) языке
Содержание рабочей программы
стр.
1. Пояснительная записка…………………………………………………
...
2. Общая характеристика учебного предмета………………………….......
3. Место учебного предмета в учебном плане……………………………..
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета…………………………………………………………...
5. Содержание учебного предмета………………………………………....
6. Тематическое планирование ……………………………………………

3
3
6
6

8
12

1. Пояснительная записка
Нормативно-правовую основу настоящей примерной программы (далее –
программа) по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»
составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся»;
Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в
Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г.
№ 1666»;
Приказ
Министерства
образования
и
науки
РФ
от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской
Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3
июня 2017 г. № 1155-р;
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.
№ 637-р.
Программа разработана на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования по учебному предмету
«Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной
язык и литературное чтение на родном языке».
Программа
включает пояснительную
записку,
в
которой
раскрываются цели литературного чтения на родном русском языке, даётся общая
характеристика курса, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса,
характеризуются его основные содержательные разделы, определяется место учебного
предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в учебном плане.
Программа
содержит планируемые результаты освоения
основной
образовательной программы начального общего образования по «Литературному чтению
на родном (русском) языке», основные направления обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами данного учебного предмета, содержание учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке», примерное тематическое
планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
2.Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований,
заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на

родном языке».[1] Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса
литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и
литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном русском
языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской
литературы в разных регионах Российской Федерации. В Указе Президента РФ от 6
декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной
национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную
Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666, отмечается, что
«общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной
доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное
российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который
основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и
культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие
основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций
народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений
в единую российскую культуру»[2].
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной
образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном
языке» курс направлен на формирование понимания родной литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной
истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке
для обеспечения культурной самоидентификации.
В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль
о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для
национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и
передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым
преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной
традиции в сознании младших школьников.
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» являются: развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к
русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;
включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и
приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение русской культуры.
В программе курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национальнокультурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской
литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа.
Эти концептуальные положения определяют особенности курса «Литературное чтение на
родном (русском) языке», отличающие его от курса «Литературное чтение», входящего в
предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована
благодаря: а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный
характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры; б)
вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского
детства: особенности воспитания ребенка в семье, его взаимоотношений со сверстниками
и взрослыми, особенности восприятия ребенком окружающего мира; в) расширенному

историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие
от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику
лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений
русской литературы.
Русская литература обладает высочайшей степенью эмоционального воздействия
на внутренний мир младшего школьника, возможностями приобщения к гуманистическим
ценностям и культурно-историческому опыту своего народа. Обладая гуманистическим
потенциалом, русская литература помогает воспитанию школьников в духе
уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира,
овладению культурой межнационального общения.
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке», основанный на тех же
принципах, что и основной курс «Литературное чтение», предусматривает знакомство
младших школьников с произведениями русской литературы, в которых наиболее ярко
отражены духовные основы русской культуры, русский национальный характер, обычаи,
традиции русского народа.
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» направлен на решение
следующих задач:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального российского общества;
 воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского
народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа;
формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как
источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
 формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях,
значимых для национального русского сознания и отраженных в родной
литературе;
 обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка
на основе изучения произведений русской литературы;
 формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для
речевого самосовершенствования;
 совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
 развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и
письменных высказываний о прочитанном.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан
с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их
речевой культуры и коммуникативной компетенции. Оба курса объединяет культурноисторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого
выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемнотематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие
духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Еще
одной общей чертой двух курсов является концентрирование их содержания вокруг
интересов и запросов ребенка младшего школьного возраста, что находит отражение в
специфике выбранных произведений. Данная программа соотносится с «Примерной
программой по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных
организаций, реализующих программы начального общего образования» на уровне:

целевые установок, концептуальных основ построения курсов; принципов отбора
содержания; координации осваиваемых младшими школьниками ключевых понятий.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет
права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу,
поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного
чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» не
предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе
литературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурного
кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики,
современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших
школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для
национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные для чтения и
изучения младшим школьникам произведения русской литературы отражают разные
стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро,
сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
3. Место учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в
учебном плане
Программа по «Литературному чтению на родном (русском) языке» составлена на
основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной
программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 51
час (17 часов во 2 - 4 классах).
4. Планируемые результаты освоения по предмету «Литературное чтение на родном
(русском) языке»
Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, сформулированным в федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных
результатов:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание
важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных
результатов:
Познавательные
действия:

универсальные

учебные

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить
свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения,
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Регулятивные
универсальные
учебные
действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных
результатов:
1) Выпускник научится:
понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность
народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой
культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития;
для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной
самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской
литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки
героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста,
позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и
учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных
произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть
стихотворные произведения;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.
2) Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать
художественную
литературу
как один из видов
искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с
впечатлениями от других видов искусства;
создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного)
произведения;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих
лиц;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или
отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями.
5. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на
вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию
воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение
орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и
жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный
текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся
в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера,
справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера:
доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные
традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные
ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим
миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя
русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира
героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические
представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре,
морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в
русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и
настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к
произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст;
высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы.

Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного
текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий,
выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚
принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору
учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам,
поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список
произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование
соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской
культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков
русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие
национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его
мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о
детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского
народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках,
значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие
фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой
произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и
метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных
произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и
письменного текста на основе художественного произведения с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к
произведению, на репродукции картин русских художников.
2 КЛАСС (17 часов)
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книга (2 ч)
Е. Н. Егорова. «Нянины сказки».
Л.К. Чуковская «Мой отец Корней Чуковский»
Я взрослею (3 ч)
В.В. Бианки «Сова»
Б.В. Шергин «Плотник думает топором»
В.В. Голявкин «Этот мальчик»
Семья крепка ладом (2 ч)
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю (3 ч)
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».
В.В. Григорьева «Мечта»
Л.Н. Толстой «Воспоминания»

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Люди земли русской (2 ч)
В. А. Бахревский «Рябово»
М. А. Булатов, «Слова на дороге».
Народные праздники (2ч)
И.С. Шмелев «Масленица»
Л.Ф. Воронкова «Праздник весны»
О родной природе (3 ч)
Л.Ф. Воронкова «Подснежники»
Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики»
В.А. Солоухин «Трава»
3 КЛАСС (17 часов)
Мир детства.
Я и книги (2ч.)
Пишут не пером, а умом.
В.И. Воробьев. Мой дневник.
В.П. Крапивин. День рождения.
Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте.
Я взрослею (2ч.)
Живи по совести
Пословицы о совести.
Ю.А.Буковский, О доброте – злой и доброй.
П.В. Засодимский. Гришина милостыня.
В дружной семье и в холод тепло (1ч)
В.М.Шукшин. Как зайка летал на воздушных шариках.
Я фантазирую и мечтаю (1ч)
Детские фантазии
В.П.Крапивин Зелёная грива.
Россия Родина моя
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской (3ч)
Н.М. Коняев. Правнуки богатырей
В.А. Бахревский. Семён Дежнёв.
О.М.Гурьян Мальчик из Холмогор.
От праздника к празднику(4ч)
Всякая душа празднику рада
В.А. Никифоров – Волгин. Серебряная метель.
А.И. Куприн. Пасхальные колокола.
Саша Чёрный. Пасхальный визит.
А.А. Коринфский. Христославы. К.М. Фофанов. Под напев молитв пасхальных.
О родной природе(4ч.)
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.
И.С. Никитин. Лес.
В.П. Астафьев. Ночь тёмная – тёмная. В.Г. Распутин. Горные речки.
И.П. Токмакова. Туман.
В.П.Астафьев. Зорькина песня.
4 КЛАСС
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги 2

Испокон века книга растит человека
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
И.А. Гончаров. Фрегат «Паллада»
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы)
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею 2
Скромность красит человека
Л.Л. Яхнин «Храбрец»
И. П. Токмакова. «Разговор Татарника и Спорыша».
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
Любовь всё побеждает
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».
И. А. Мазнин «Летний вечер».
Я и моя семья 3
Такое разное детство
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство»
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик»
Е. Н. Верейская. «Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает»
Я фантазирую и мечтаю 2
Придуманные миры и страны
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Люди земли русской 3
Родная страна во все времена сынами сильна
Е. В. Мурашова «Каффа»
К.И. Кунин «За три моря. Путешествие Афанасия Никитина»
В.А. Гагарин «Мой брат Юрий»
Ю.А. Гагарин «Сто восемь минут»
Г.С. Титов «Наш Гагарин»
Что мы Родиной зовём 3
Широка страна моя родная
А. Д. Дорофеев «Веретено».
Сказ о валдайских колокольчиках.
М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника»
Г.Я. Снегирёв «Карликовая берёзка»
В. Г. Распутин. «Саяны».
О родной природе 2
Мороз невелик, да стоять не велит.
Загадки и пословицы.
Морозко. Отрывок из русской народной сказки
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Д.Б. Кедрин «Мороз на стёклах»
Н.Н. Асеев «Такой мороз»
В. Д. Берестов. «Мороз».
На небе стукнет, на земле слышно.
Загадки
М.М. Зощенко «Гроза»
Н.Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы»
А.А. Блок «Перед грозой»
А.А. Блок «После грозы»
Ветер, ветер, ты могуч…

Загадки
В.А. Солоухин «Ветер»
6. Тематическое планирование
2 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название раздела

КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
2
3
2
2
3
3
3
17

Я и книги
Я взрослею
Семья крепка ладом
Я фантазирую и мечтаю
Люди земли Русской
Народные праздники
О родной природе
Итого
3 класс

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название раздела

КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
2
2
1
1
3
4
4
17

Я и книги
Я взрослею
В дружной семье и в холод тепло
Я фантазирую и мечтаю
Люди земли Русской
От праздника к празднику
О родной природе
Итого
4 класс

№ п/п
1
2
3
4

Название раздела
Я и книги
Я взрослею
Я и моя семья
Я фантазирую и мечтаю

Количество часов
2
2
3
2

5

Люди земли русской

3

6

Что мы родиной зовем

3

7

О родной природе

2
Итого:

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».