Рабочая программа география 5-9кл

Рабочим программа по географии для учащихся 5-9 классов
Планируемые результаты обучения.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм
поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции:
·
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность
следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной
деятельности;
·
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель
конкретного региона);
·
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их
крупных районов и стран;
·
представление о России как субъекте мирового географического пространства,
её месте и роли в современном мире;
·
осознание единства географического пространства России как единой среды
обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических
судеб;
·

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:
·
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки
других людей;
·
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования;
·

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

·
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу
жизни других народов, толерантность;
·
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования
законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в
различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной
деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты:
5–6 классы
·
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
·
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
·
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
·
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
·
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
7–9 классы
·
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности;
·
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
·
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
·

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

·
работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать
наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные
приборы, компьютер);

·

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

·
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в
том числе и Интернет);
·
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
·

в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

·
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
·
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности;
·
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
·
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и
информационных технологий:
5–6- классы
·
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
выявлять причины и следствия простых явлений;
·
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания);
·
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
·
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;
·
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
·

вычитывать все уровни текстовой информации;

·
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
7–9 классы
·

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

·
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах
учебного материала;
·

осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;

·
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
·
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
·
создавать модели с выделением существенных характеристик объекта,
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
·

представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

·
преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для
себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в
оптимальной форме в зависимости от адресата;
·
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого
самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое,
ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
·
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
·
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как
инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче
инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
·
осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого
развития;
·
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира
и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление
учащихся;
·
использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования
современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
·
использование карт как информационных образно-знаковых моделей
действительности.
Коммуникативные УУД:

5–6 классы
·
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9 классы
·

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

·
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
·
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
·
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
·
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах,
а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами
изучения курса «География» 5–9-х классах являются следующие умения:
5 класс
·

осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.
·
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве
мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений.
·

использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы.

·

использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.
·

понимание смысла собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы
и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды.
6 класс
·

осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.
·
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве
мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между
ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия
внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
·

использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы.
·

использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.
·

понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения
окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы
и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды.
7 класс
·

осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
·
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве
мира:
- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и
географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной
поясности;
- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных
стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями,
ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических
проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.
·

использование географических умений:

- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для
объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические
проблемы на разных материках и в океанах.
·

использование карт как моделей:

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического
изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и
явлений на материках, в океанах и различных странах.
·

понимание смысла собственной действительности:

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы
и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры
народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших
регионов и отдельных стран мира.
8 класс
·

осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и
природы;
- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного
социоприродного развития.
·
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве
мира:
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от
природных условий территории;
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного
потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.
·

использование географических умений:

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;
- составлять рекомендации по решению географических проблем.
·

использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации:
картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
·

понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических
структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
9 класс
·

осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и
природы;
- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических
преобразований;
- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и
географических районов.
·
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве
мира:
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в
мире.
·

использование географических умений:

- прогнозировать особенности развития географических систем;
- прогнозировать изменения в географии деятельности;
- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики
отдельных компонентов географических систем.
·

использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации:
картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
·

понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических
структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

ГЕОГРАФИЯ. ПРИРОДА И ЛЮДИ
5 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Учебно-тематический план

№
п/п
1.
2.
3.
4.
6.

Тема раздела
Введение
На какой Земле мы живём
Планета Земля
План и карта
Литосфера – твёрдая оболочка
Земли
Итого:

Количество
часов
1
6
5
11
11
34

Введение (1 час)
География как наука. Предмет географии. Источники получения географических
знаний. Основные понятия, география, географическая номенклатура, географическое
открытие.
Раздел 1. Источники географической информации
Тема 1. На какой Земле мы живём (6 часа)
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о
мире. Выдающиеся географические открытия. Путешественники древности.
Современный этап научных географических исследований. Открытие морского пути в
Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды
русскими моряками.
Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Ф. Магеллан,
Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.
Практическая работа: Отображение на контурной карте маршрутов европейских
путешественников, лёгших в основу научного представления о размерах и форме
Земли.
Тема 2. Планета Земля (5 часа)
Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь
людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и
годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и
солнцестояний. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на
поверхности Земли. Тепловые пояса. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и
жизнь людей.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы.
Практические работы:
1.Объяснение географических следствий Земли вокруг Солнца и вращения Земли
вокруг своей оси на примере Воронежской области.
Тема 3. План и карта (11 часов)
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас.
Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане.
Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана
местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана
местности.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на
глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы
изображения земной поверхности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана.
Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте.
Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных
высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и
сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический
метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы,
масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Практические работы.
1. Определение направлений и расстояний по карте.
2. Определение географических координат.
3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
Составление простейшего плана местности.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Тема 4. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (11) часов
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной
коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и
взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма,
обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную
поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры.
Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил
Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана.
Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности
жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной
деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора,
литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические,
метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры,
вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические).
Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие
рельеф, техногенные процессы.
Практические работы.
1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор,
равнин, низменностей.
2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.
3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной
деятельности человека (на примере своей местности).

ГЕОГРАФИЯ. ПРИРОДА И ЛЮДИ
6 класс (34 ч; 1 ч в неделю)
Учебно-тематический план

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Тема раздела
Гидросфера – водная оболочка Земли
Атмосфера – воздушная оболочка
Земли
Биосфера – живая оболочка Земли
Географическая оболочка Земли
Заключение
Итого:

Количество
часов
11
12
5
5
1
34

Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (11 ч)
Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение
гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды.
Их соотношение. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье
людей. Охрана гидросферы.Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и
атмосферой. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Острова и
полуострова. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для
определения географического положения и описания морей, океанов. Методы изучения
океанских глубин. Свойства воды. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Жизнь в океане.
Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных
явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Воды суши. Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная

система. Речной бассейн, водораздел. Питание рек. Режим рек его зависимость от
климата. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение
рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование
ресурсов рек. Использование карт для определения географического положения
водных объектов, частей речных систем, границ и площадей водосборных бассейнов,
направления течения рек.
Озера их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озер.
Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища,
болота, их хозяйственное значение и рациональное использование. Описание озера по
карте.
Подземные воды. Их происхождение и виды, возможности использования человеком.
Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Условия возникновения,
распространение. Покровные и горные ледники.
Качество воды и здоровье людей. Ресурсы океана, их значение и хозяйственное
использование. Охрана гидросферы. Природные памятники гидросферы. Наблюдение
за водным объектом.
Практические работы:
1. Описание реки и озера по плану.
Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира.
Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (12 ч)
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав атмосферного воздуха. Строение
атмосферы, её границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. Значение атмосферы для жизни на Земле. Пути сохранения качества воздушной среды.
Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропосфере с высотой.
Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура и её определение.
Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда
температуры воздуха. Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от
высоты Солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам.
Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного
давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение
атмосферного давления и температуры воздуха с высотой. Ветер. Причины
образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы
ветра. Виды ветров: бриз, муссон.
Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр.
Облачность и её влияние на погоду. Облака и их виды. Атмосферные осадки, их виды,
условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние на жизнь и
деятельность человека. Метеорологические приборы и инструменты.
Погода. Элементы и явления погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс:
арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; условия их
формирования и свойства.
Климат и климатические факторы. Отличие климата от погоды. Климатообразующие
факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере,
их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.
Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды.
Практические работы:
1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды.
2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний
термометра, построение и анализ розы ветров.
3. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную
деятельность людей.

Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли (5 ч)
Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность
биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле.
Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде
обитания.
Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой.
Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.
Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах
— почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Типы
почв. Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за
почвенным покровом своей местности. Описание почвы.
Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Человек – часть
биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу.
Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.
Практические работы:
1. Описание одного растения или животного своей местности.
2. Определение по карте географического положения природных зон.
Тема 4. Географическая оболочка Земли (5 ч)
Понятие «географическая оболочка». Состав, границы, строение географической
оболочки и взаимосвязи между её составными частями. Понятие «природный
комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как
окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки.
Широтная зональность и высотная поясность. Зональные и азональные природные
комплексы.
Понятие «природная зона». Природные зоны — зональные природные комплексы.
Смена природных зон от экватора к полюсам. Карта природных зон Земли. Понятие
«культурный ландшафт». Основные виды культурных ландшафтов — природный,
промышленный, сельскохозяйственный. Природное наследие. Положительное и
отрицательное влияние человека на ландшафт.
Заключение (1 ч)

ГЕОГРАФИЯ. СТРАНЫ И КОНТИНЕНТЫ
7 класс (68 ч; 2 ч в неделю)
Учебно-тематический план

№

Разделы ,темы

1.
2.
3.
4.
5.

Введение
Население Земли
Природа Земли
Природные комплексы и регионы
Материки и страны

всего
3
6
14
4
(30)

Африка

10

Австралия и Океания
Южная Америка
Антарктида

Северная Америка

9

Евразия

10

Заключение

1

Всего:

68

Раздел 1. Введение (3 часа)
Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности.
Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и
исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического
пространства.
Практические работы
Анализ карт географического атласа.
Раздел 2. Население Земли (6 часов)
Численность населения Земли, размещение. Народы, языки и религии. Отличительные
признаки народов мира. Языковые семьи, международные языки. Основные рели мира.
Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие
города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений. Страны
мира. Многообразие стран мира: республика, монархия. Экономически развитые
страны мира. Зависимость стран друг от друга.
Практические работы.
Анализ карты «Народы и плотность населения мира»
Определение на карте крупнейших городов мира.
Составление таблицы «Самые многонаселённые страны мира»
Раздел 3. Природа Земли (14 часов)
Современный облик планеты Земля. Образование и развитие Земли как планеты.

Геологическая история Земли. Современные методы определения возраста, слагающих
земную кору, горных пород.
Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на
Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как
крупные природные комплексы Земли.
Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение
крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Территориальные сочетания
минеральных ресурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения
земной коры и рельефа.
Пространственные различия процессов формирования климата. Перемещение поясов
атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных
особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания
климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное
влияние на глобальные и региональные климатические процессы.
Распределение вод суши по материкам в зависимости от количества осадков,
испаряемости, тепла и рельефа. Главные речные системы и бассейны материков.
Влияние климата на режим рек различных регионов Земли. Водные ресурсы материков
и их регионов.
Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на
материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные
ресурсы.
Особенности почвообразования в различных природных условиях. Агроклиматические
ресурсы материков и их регионов.
Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных
природных зонах и районах материков. Основные объекты природного наследия
человечества.
Практические работы
Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам
разделов: «Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные
ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материка», «Климатические
показатели, характеризующие разные природные зоны материка» и др.
Анализ карт различного содержания с целью определения взаимосвязей
географических компонентов природных комплексов между собой.
Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим
материалам.
Раздел 3. Природные комплексы и регионы (4 часа)
Природные зоны Земли, понятие «природная зона». Причина смены природных зон.
Изменение природных зон под воздействием человека. Мировой океан как природный
комплекс Земли. Океаны Земли: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный
Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение океана человеком. Экологические
проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.
Практические работы

Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты
«Природные зоны Земли».
Описание природных зон по плану.
Описание океана по плану.
Сравнение океанов.
Раздел 4. Материки и страны (30 часа).
Типовая характеристика каждого материка. Типовая характеристика может
использоваться при изучении каждого материка с учетом его географической
специфики:
Особенности географического положения материков. Основные черты природы.
Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные,
природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.
Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения
материков. Определение географических различий в плотности населения,
распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.
Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и
общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище,
питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде.
География основных типов хозяйственной деятельности.
Крупнейшие города как центры культурного наследия человечества.
Природно-хозяйственные регионы. Влияние природно-исторических условий на
формирование хозяйственной специализации различных территорий. Географические
различия в хозяйственном, освоении материков и регионов. Главные природнохозяйственные регионы материков.
Страны материков. Рекомендуется изучение не менее 20 стран типичных для крупных
регионов материков.
Политическая карта Евразии, Северной и Южной Америки, Африки,Австралии и
Океании. Краткая характеристика наиболее крупных и типичных для регионов
материка стран с указанием особенностей их географического положения, природы и
природных ресурсов, населения, основных видов хозяйственной деятельности.
Особенности материальной и духовной культуры народов. Столицы и наиболее крупных
города.

ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ
8 класс (68 ч; 2 ч в неделю)
Учебно-тематический план

№

Разделы ,темы

5.

Географическое пространство

всего
10

России.
6. Население России.
14
7. Природа России.
27
8. Природно-хозяйственные зоны и
14
районы.
9. Родной край.
2
6. Повторение
1
Всего:
68
Тема 1. Географическое пространство России (10 ч.).
Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь
территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира.
Государственная граница России. Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса.
Местное время. Поясное время. Понятие о часовых поясах и часовых зонах. Линия
перемены
дат.
Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей,
путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы: Ермак,
И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.
Районирование. Географический район. Природные и экономические районы.
Административно-территориальное деление России.
Работа с контурной картой:
Обозначение на контурной карте государственной границы России; государств, с
которыми граничит Россия (с указанием их столиц).
Обозначение на контурной карте субъектов РФ с административными центрами.
Практическая работа 1 «Сравнительная характеристика географического положения
России с другими странами мира (Канада, США, Китай)».
Практическая работа 2 «Определение разницы во времени на карте часовых поясов».
Практическая работа 3 – учимся с «Полярной звездой» - устанавливаем межпредметные
связи: география – история – обществознание».
Тема 2. Население России (14 ч.).
Численность населения России. Воспроизводство населения. Демографический
кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.
Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России.
Традиционный
и
современный
типы
воспроизводства.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический
портрет»
населения
России.
Демографическая
ситуация.
Половозрастная
структура
населения
России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное
население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия —
многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая
группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная
полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении

населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни.
Влияние урбанизации на окружающую среду. Города и сельские поселения. Типы
городов. Сельская местность. Функции сельской местности.
Практическая работа 4 «Анализ графика рождаемости и смертности России».
Практическая работа 5 – учимся с «Полярной звездой» - сравниваем половозрастные
пирамиды регионов России.
Практическая работа 6 – учимся с «Полярной звездой» - создание электронной
презентации».
Практическая работа 7 – учимся с «Полярной звездой» - готовимся к дискуссии на тему
«Рост Москвы – это хорошо или плохо?»
Тема 3. Природа России (27 ч.).
История развития земной коры. Геологическое летоисчисление.
Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали.
Связь рельефа с тектоническим строением территории. Скульптура поверхности. Влияние
внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя
мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.
Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые.
Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных
ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения
вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация.
Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на
поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос
воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт.
Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности
зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России.
Климат своего региона. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека.
Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство.
Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в
жилищном строительстве.
Россия — морская держава. Особенности Российских морей. Принадлежность
морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы
морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические
проблемы морей.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход
воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек.
Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана
речных вод. Водоемы Московской области.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота.
Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды.
Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников.
Охрана водных ресурсов России
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в

жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути
России. Морские порты.
Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение
почвы. Механический состав и структура почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные
ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы Московской
области.
Растительный и животный мир: особенности растительного и животного мира
России. Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность России.
Природно-территориальные комплексы России и факторы их формирования.
Работа с контурной картой:
Обозначение на контурной карте основных форм рельефа и месторождений полезных
ископаемых.
Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.
Обозначение на контурной карте крупных рек и озер России.
Практическая работа 8 «Описание рельефа территории по карте».
Практическая работа 9 – учимся с «Полярной звездой» - систематизируем информацию
о полезных ископаемых.
Практическая работа 10 – учимся с «Полярной звездой» - оцениваем климатические
условия России на основе различных источников информации.
Практическая работа 11 «Описание одного из Российских морей по типовому плану».
Практическая работа 12 «Описание Российских рек с использованием тематических
карт, выявление возможностей хозяйственного использования».
Практическая работа 13 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем опасные
гидрологические природные явления.
Практическая работа 14 – учимся с «Полярной звездой» - анализируем проблему «Как
обеспечить экологическую безопасность России».
Творческое задание: Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям
России.
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны и районы (14 ч.).
Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природнохозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная
специализация сельского хозяйства.
Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.
Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир.
Занятия
населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная
держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и
широколиственных
лесов.
Охрана
лесных
ресурсов
России.

Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи —
главный
сельскохозяйственный
район
страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и
пустынь.
Занятия
жителей
полупустынь.
Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Высотная поясность. Растительный и животный мир.
Степень освоенности зоны. Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири.
Особенности жизни и хозяйства в горах. Районы многолетней мерзлоты – Восточная и
Северо-Восточная Сибирь. Экзотика России – Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток
Работа с контурной картой:
Обозначение на контурной карте природных зон России.
Практическая работа 15 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем проблему «Есть ли
страны холоднее, чем Россия?».
Практическая работа 16 – учимся с «Полярной звездой» - «Природные зоны для жизни и
деятельности людей (сравниваем, моделируем, выбираем)».
Практическая работа 11: «Описание природно-хозяйственной зоны Республики Хакасия».
Тема 5. Родной край (2 ч.).
Особенности географического положения Республики Хакасия соседние субъекты.
Природные условия и природные ресурсы, их хозяйственное использование. Особо
охраняемые природные и культурные объекты. Проблемы региона.
Практическая работа 17 – учимся с «Полярной звездой» - изучаем свой край
подготовка рефератов и проектов.
Повторение (1 ч.)
Повторение и обобщение курса.

ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ
9 класс (66 ч; 2 ч в неделю)
Учебно-тематический план

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Наименование разделов, тем
Тема 1. Хозяйство России
Тема 2. Центральная Россия
Тема 3. Европейский Северо-Запад
Тема 4. Европейский Север
Тема 5. Европейский Юг
Тема 6. Поволжье

Кол-во
часов
21
7
5
5
5
5

7.
8.
9.
10

Тема 7. Урал
Тема 8. Сибирь
Тема 9. Дальний Восток
Заключение
Итого

5
6
6
1
66

Содержание программы учебного курса географии
Тема 1. Хозяйство России ( 21ч)
Развитее хозяйства России. Экономическое развитее России. Общая характеристика ТЭК,
промышленности России.
Тема 2. Центральная Россия (7 ч)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического
положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и
степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города
Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и
культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства.
Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки.
Проблемы сельской местности.
Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Тема 3. Европейский Северо-Запад (5 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природноресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.
Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.
Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура. Туризм.
Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние
природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли
специализации. Проблемы и перспективы развития.
Тема 4. Европейский Север (5ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного
потенциала. Специализация района.
Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная
архитектура, художественные промыслы.
Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Мурманск,
Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Тема 5. Европейский Юг (5 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и
ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность.
Выход к морям.
Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная
пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Особенности
современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района.
Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты:
Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Тема 6. Поволжье (5 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы.
Волга — главная хозяйственная ось района.
Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные
города. Волжские города-миллионеры. Этапы хозяйственного развития района. Отрасли
специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Тема 7. Урал (5 ч)
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в
обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и
ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский
заповедник.
Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации.
Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.
Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России.
Специализация района. Современное хозяйство Урала.
Урал — экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей
среды. Проблемы и перспективы развития Урала.
Тема 8. Сибирь (6 ч)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные
условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные
народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль.
Хозяйство. Отрасли специализации.
Западная Сибирь — главная топливная база России. Заболоченность территории — одна
из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая — объект Всемирного
природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и
перспективы развития.
Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения.
Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект Всемирного природного наследия.
Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные
города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.
Тема 9. Дальний Восток (6 ч)
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая
«молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные

контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира.
Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы. Этапы
развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы.
Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство.
Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.
Дальний Восток — далекая периферия или «тихоокеанский фасад» России? Внешние
связи региона.
Заключение (1 час)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные,
торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими
государствами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».