Рабочая программа физика 7-9кл

Пояснительная записка.
Предметная программа учебного курса «Физика» (7-9 классы) является составной частью
Основной образовательной программы школы, на её основе создаётся рабочая программа учителя.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»
декабря 2010 г. №1897.(М-во образования и науки РФ, - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013)
2. Фундаментального ядра содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос. акад.
образования, под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011)
3. Примерной программы по физике (Примерная основная образовательная программа основного
общего образования, [Электронный ресурс, http// fgosreestr.ru] ).
4. Федерального перечня учебников, утверждённого приказом Министерства образования и науки
Российской федерации от 31 марта 2014г №253 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих аккредитацию
образовательных программ начального общего , основного общего среднего общего образования»
5. Авторской программы по физике. Рабочие программы. «Физика 7-9 классы» Предметная линия
учебников А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник, Н.В. Филонович. (Учебно –методическое пособие. – 2-е
изд. М.: Дрофа. 2013, под ред. Тихоновой
Предметная программа по физике обеспечивает поэтапное достижение планируемых результатов
освоения Основной образовательной программы школы. Она определяет цели, содержание курса,
планируемые результаты по физике для каждого года обучения. Предметная программа по физике
соответствует требованиям образовательного стандарта к структуре программ отдельных учебных
предметов (п. 18.2.2)
Изучение предметной области «Естественно- научные предметы» должно обеспечить:
формирование целостной научной картины мира;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире,
постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного
сотрудничества; овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными
реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
овладение экосистемной познавательной моделью и её применение в целях прогноза
экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования,
проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представление
научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе
учебных задач. Результаты изучения предметной области «Естественно - научные предметы» в
ходе освоения предмета «Физика» должны включать:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об
объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других
естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ
строения материи и фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы
(механических, тепловых, электромагнитных, квантовых), видах материи (вещество и поле),
движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики,
атомномолекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой
физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений,
проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с

использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности
погрешностей любых измерений;
4) понимание физических основ и принципов действия( работы) машин и механизмов, средств
передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния
их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального
природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических
и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных
ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и
организм человека;
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных
знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью
сбережения здоровья;
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии,
загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

Общая характеристика учебного курса
(Рабочая программа А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник, Н. В. Филонович) Школьный курс физики –
системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие
в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и
астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать
объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими
явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий,
приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по
заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные
работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
 Усвоение учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между
ними;
 Формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения
представления о физической картине мира;
 Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях
процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений
науки в дальнейшем развитии цивилизации;
 Формирование убеждённости в познаваемости окружающего мира и достоверности научных
методов его изучения;
 Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
 Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к
расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
 Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и
явлений природы;
 Приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых
явлениях и физических величинах, характеризующих эти явления;
 Формирование у учащихся наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные
работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко
применяемых в практической жизни;
 Овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически
установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной
проверки;
 Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности
науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человек

Описание места учебного курса в учебном плане
На изучение физики в 7- 9 классах отводится 202 учебных часа (2 часа в неделю)
Класс
Количество часов
7
68
8
68
9
66
Всего
202

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностными результатами обучения физике являются:
o сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных
и творческих способностей учащихся;
o убеждённость в возможности познании природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике
как элементу общечеловеческой культуры;
o самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
o готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
o мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно –
ориентированного подхода;
o формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике являются:
o овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих
действий;
o понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение УУД на примерах
гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки
выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
o формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять
основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные
вопросы и излагать его;
o приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа, отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
o развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
o освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
o формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения , вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике являются:
o знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание
смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
o умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты
измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и
формул, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять
полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей
результатов измерений;
o умения применять теоретические знания по физике на практике, решать задачи на
применение полученных знаний;
o умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов
действия важнейших технических устройств, решения практических задач

повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды;
o формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы,
в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии
материальной и духовной культуры людей;
o развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать
факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы,
отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из
экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
o коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования,
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать
справочную литературу и другие источники информации.
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
o понимание и способность объяснять физические явления, как свободное падение,
колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел,
диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых
тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при
испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или
работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим
током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия
света, возникновение линейчатого спектра излучения;
o умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу,
силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, температуру,
количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту плавления
вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение,
электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние
собирающей линзы, оптическую силу линзы;
o владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного
изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от
приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от
площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от
объёма вытесненной волы, периода колебаний маятника от его длины, объёма газа
от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от
электрического напряжения , электрического сопротивления проводника от его
длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного
тока от условий его возбуждения, угла отражения от от угла падения;
o понимание смысла основных физических законов и умение применять их на
практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля
и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон
сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля –
Ленца;
o понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с
которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов
обеспечения безопасности при их использовании;
o овладение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения
неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на
основании использования законов физики;
o умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни
(быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности)

Содержание учебного курса
7 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов).
1. Физика и её роль в познании окружающего мира.
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. Физические
величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Физика и её
влияние на развитие техники.
2. Первоначальные сведения о строении вещества.
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых
телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Агрегатные состояния вещества.
Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
3. Взаимодействие тел.
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы
скорости. Расчет пути и времени движения. Прямолинейное равноускоренное движение.
Ускорение. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела
на весах. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление
тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Связь между силой тяжести и массой
тела. Вес тела. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет.
Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.
Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
4. Давление твердых тел, газов, жидкостей.
Давление. Единицы давления. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон
Паскаля. Давление в жидкости и газе, вызванное действием силы тяжести. Расчет давления
жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление.
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное
давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический
пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел.
Плавание судов. Воздухоплавание.
5. Работа и мощность. Энергия.
Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Простые механизмы.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение правил равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых
механизмов. «Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Виды равновесия тел.
Коэффициент полезного действия механизма. Энергия. Кинетическая и потенциальная
энергия. Превращение механической энергии одного вида в другой.
6. Повторение изученного материала.
Агрегатные состояния вещества. Взаимодействие тел. Давление твердых тел, жидкостей и
газов. Мощность, работа, энергия.

8 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов).
1. Тепловые явления.
Тепловое движение, температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии
тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Единицы количества
теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела
или выделяемого им при охлаждении. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон
сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Агрегатные состояния
вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания
кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный
пар. Поглощение энергии при испарении жидкости. Выделение энергии при конденсации пара.
Кипение. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Удельная теплота
парообразования и конденсации. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего
сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.
2. Электрические явления.
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп.
Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле. Делимость электрического
заряда. Электрон. Строение атома. Объяснение электрических явлений. Закон сохранения
электрического заряда. Статическое электричество, его учет и использование в быту и технике.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части.
Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Сила тока. Измерение силы тока.
Электрическое напряжение. Измерение напряжения. Электрическое сопротивление проводника.
Закон Ома для участка цепи. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.
Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. Реостаты.
Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа и
мощность электрического тока. Нагревание проводника электрическим током. Закон Джоуля Ленца. Конденсатор. Электроемкость конденсатора. Лампа освещения. Электрические
нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.
3. Электромагнитные явления.
Постоянные магниты. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока и постоянных магнитов.
Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Действие
магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Магнитное поле Земли.
4. Световые явления.
Источники света. Распространение света. Отражение света. Закон отражения света.
Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Оптическая сила линзы.
Изображения, даваемые линзой. Глаз и зрение.

9 класс
(2 часа в неделю, всего 66 часов).
1. Законы движения и взаимодействия тел.
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущегося тела.
Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное
движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.
Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Второй
закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного
вертикально вверх. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на
Земле и других небесных телах. Сила упругости. Сила трения. Прямолинейное и криволинейное
движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные
спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. Работа
силы. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.
2. Механические колебания и волны. Звук.
Колебательное движение. Свободные колебания. Величины, характеризующие колебательное
движение. Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в среде. Волны. Длина волны. Скорость распространения волн.
Источник звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука. Распространение звука.
Звуковые волны. Отражение звука. Звуковой резонанс.
3. Электромагнитное поле.
Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение
магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция
магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Направление
индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Получение и передача переменного
тока. Трансформатор. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Колебательный контур.
Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция и
дифракция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл
показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров.
4. Строение атома и атомного ядра.
Радиоактивность. Модели атомов. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение
линейчатых спектров. Радиоактивные превращения атомных ядер. Закон радиоактивного распада.
Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного
ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект массы. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный
реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная
энергетика. Биологическое действие радиации. Термоядерная реакция.
5. Строение и эволюция Вселенной.
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы.
Малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и
эволюция Вселенной.

Тематическое планирование
7 класс
Наименование раздела

№
п/п
1

Физика и ее роль в познании окружающего мира

4

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

3

Взаимодействие тел

23

4

Давление твердых тел, газов, жидкостей

17

5

Работа и мощность. Энергия

14

6

Повторения изученного материала

4

8 класс
Наименование раздела

Количество часов

Тепловые явления

25

2

Электрические явления

28

3

Электромагнитные явления

8

4

Световые явления

7

№
п/п
1

Количество часов

№
п/п
1

9 класс
Наименование раздела

Количество часов

Законы движения и взаимодействия тел

23

2

Механические колебания и волны. Звук

12

3

Электромагнитное поле

16

4

Строения атома и атомного ядра

11

5

Строение и эволюция Вселенной

4

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной
деятельности.
Состав УМК:
 Учебники «Физика» 7,8,9 классы. Авторы А.В. Пёрышкин, (7,8 классы); А.В.Пёрышкин, Е.М.
Гутник (9 класс)
Характеристика учебного кабинета. Необходимым условием эффективного использования
оборудования и реализации экспериментального характера физики как учебного предмета
является наличие в образовательном учреждении кабинета физики. С одной стороны, при
организации кабинета физики учитываются требования общего характера – техника безопасности,
санитарноэпидимиологические нормы (СанПин 2.4.2 № 178-02). С другой стороны, в приведенных
рекомендациях указан ряд особенностей именно кабинета физики, которые необходимо учитывать
не только при создании новых кабинетов, но и при реализации указанных выше региональных,
районных, школьных программ обновления их материально-технической базы. Для кабинета
физики необходима система электроснабжения лабораторных столов только электробезопасным
напряжением не выше 36  42 В. Без такого электроснабжения нельзя полностью выполнить
систему самостоятельного эксперимента. Следует иметь в виду, что в рамках выполнения
государственной программы «Учебная техника» полностью обновлена вся система источников
тока, используемых в кабинете.

Планируемые результаты изучения учебного курса.
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при
работе с учебным и лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов:
физическое тело, физическое явление, физическая
величина, единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при
помощи физических методов; анализировать отдельные
этапы
проведения
исследований
и
интерпретировать
результаты наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений
или физических свойств тел без использования прямых
измерений; при этом формулировать проблему/задачу
учебного эксперимента; собирать установку из
предложенного оборудования; проводить опыт и
формулировать выводы. Примечание. При проведении
исследования физических явлений измерительные
приборы используются лишь как датчики измерения
физических величин. Записи показаний прямых
измерений в этом случае не требуется.
 понимать роль эксперимента в получении научной
информации;
 проводить прямые измерения физических величин:
время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура,
атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение,
сила тока, радиационный фон (с использованием
дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ
измерения и использовать простейшие методы оценки
погрешностей измерений. Примечание. Любая учебная
программа должна обеспечивать овладение прямыми
измерениями всех перечисленных физических величин.
 проводить исследование зависимостей физических
величин с использованием прямых измерений: при этом
конструировать установку, фиксировать результаты
полученной зависимости физических величин в виде
таблиц и графиков, делать выводы по результатам
исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин:
при
выполнении
измерений
собирать
экспериментальную установку, следуя предложенной
инструкции,
вычислять
значение
величины
и
анализировать полученные результаты с учетом
заданной точности измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного
характера, узнавать в них проявление изученных
физических явлений или закономерностей и применять
имеющиеся знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и
технических устройств, условия их безопасного
использования в повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научнопопулярную литературу о физических явлениях,
справочные материалы, ресурсы Интернет.

 осознавать ценность научных исследований, роль
физики в расширении представлений об окружающем
мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей,
поиска и формулировки доказательств выдвинутых
гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по
величине их относительной погрешности при проведении
прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и
исследования физических величин с использованием
различных способов измерения физических величин,
выбирать средства измерения с учетом необходимой
точности измерений, обосновывать выбор способа
измерения, адекватного поставленной задаче, проводить
оценку достоверности полученных результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в
научно-популярной литературе и средствах массовой
информации,
критически
оценивать
полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об
источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные
сообщения о физических явлениях на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление
презентацией,
учитывая
особенности
аудитории
сверстников.

7 класс
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при
работе с учебным и лабораторным оборудованием;

 осознавать ценность научных исследований, роль
физики в расширении представлений об окружающем

 понимать смысл основных физических терминов:
физическое тело, физическое явление, физическая
величина, единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при
помощи физических методов; анализировать отдельные
этапы проведения исследований и интерпретировать
результаты наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений
или физических свойств тел без использования прямых
измерений; при этом формулировать проблему/задачу
учебного эксперимента; собирать установку из
предложенного оборудования; проводить опыт и
формулировать выводы
 распознавать механические явления и объяснять на
основе имеющихся знаний основные свойства или
условия протекания этих явлений: равномерное и
неравномерное
движение,
относительность
механического движения, инерция, взаимодействие тел;
 описывать изученные свойства тел и механические
явления, используя физические величины: путь, скорость,
масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила
упругости, сила трения), при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и
процессы, используя физические законы: принцип
суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы,
закон Гука), при этом различать словесную формулировку
закона и его математическое выражение;
 решать задачи, используя физические законы (закон
Гука) и формулы, связывающие физические величины
(путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила,
сила трения скольжения, коэффициент трения): на основе
анализа условия задачи записывать краткое условие,
выделять физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и
оценивать реальность полученного значения физической
величины.
 распознавать механические явления и объяснять на
основе имеющихся знаний основные свойства или
условия протекания этих явлений: передача давления
твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное
давление, плавание тел;
 описывать изученные свойства тел и механические
явления, используя физические величины: давление,
правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения,
находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами, вычислять значение
физической величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и
процессы, используя физические законы: закон Паскаля,
закон Архимеда; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
 решать задачи, используя физические законы (закон
Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие
физические величины (давление, сила, плотность): на

мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей,
поиска и формулировки доказательств выдвинутых
гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по
величине их относительной погрешности при проведении
прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и
исследования физических величин с использованием
различных способов измерения физических величин,
выбирать средства измерения с учетом необходимой
точности измерений, обосновывать выбор способа
измерения, адекватного поставленной задаче, проводить
оценку достоверности полученных результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в
научно-популярной литературе и средствах массовой
информации,
критически
оценивать
полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об
источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные
сообщения о физических явлениях на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление
презентацией,
учитывая
особенности
аудитории
сверстников.
 использовать знания о механических явлениях в
повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования
физических знаний о механических явлениях и
физических законах;
 различать границы применимости физических законов,
понимать всеобщий характер фундаментальных законов
и ограниченность использования частных законов (закон
Гука) находить адекватную предложенной задаче
физическую модель, разрешать проблему как на основе
имеющихся знаний по механике с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов
оценки.
 использовать знания о механических явлениях в
повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования
физических знаний о механических явлениях и
физических законах; различать границы применимости
физических
законов,
понимать
ограниченность
использования частных законов (закон Архимеда).

основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и
формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и оценивать реальность полученного значения
физической величины.
 распознавать механические явления и объяснять на
основе имеющихся знаний основные свойства или
условия протекания этих явлений: равновесие твердых
тел, имеющих закрепленную ось вращения,
 описывать изученные свойства тел и механические
явления, используя физические величины: кинетическая
энергия, потенциальная энергия, механическая работа,
механическая мощность, КПД при совершении работы с
использованием простого механизма, при описании
правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения,
находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами, вычислять значение
физической величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и
процессы, используя физические законы: закон
сохранения энергии, при этом различать словесную
формулировку закона;
 решать задачи, используя физический закон и формулы,
связывающие физические величины (скорость, масса
тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, КПД
простого механизма): на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выделять физические
величины, законы и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической величины.

8 класс
 распознавать тепловые явления и объяснять на базе
имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений: тепловое равновесие,
испарение, конденсация, плавление, кристаллизация,
кипение, влажность воздуха, различные способы
теплопередачи
(теплопроводность,
конвекция,
излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение
энергии при испарении жидкости и выделение ее при
конденсации пара, зависимость температуры кипения от
давления;
 описывать изученные свойства тел и тепловые явления,
используя физические величины: количество теплоты,
внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость
вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива,
при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы
измерения, находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, вычислять
значение физической величины;
 анализировать свойства тел, тепловые явления и
процессы, используя основные положения атомномолекулярного учения о строении вещества и закон
сохранения энергии;
 различать основные признаки изученных физических
моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

 использовать знания о тепловых явлениях в
повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
различать границы применимости физических законов,
понимать
всеобщий
характер
фундаментальных
физических законов (закон сохранения энергии в
тепловых процессах) и ограниченность использования
частных законов;

находить
адекватную
предложенной
задаче
физическую модель, разрешать проблему как на основе
имеющихся
знаний
о
тепловых
явлениях
с
использованием математического аппарата, так и при
помощи методов оценки.
 использовать знания об электромагнитных явлениях в
повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
 различать границы применимости физических законов,
понимать всеобщий характер фундаментальных законов
(закон
сохранения
электрического
заряда)
и
ограниченность использования частных законов (закон
Ома для участка цепи, закон Джоуля- Ленца и др.);

 приводить примеры практического использования
физических знаний о тепловых явлениях;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в
тепловых процессах и формулы, связывающие
физические величины (количество теплоты, температура,
удельная теплоемкость вещества, удельная теплота
плавления, удельная теплота парообразования, удельная
теплота сгорания топлива): на основе анализа условия
задачи
записывать
краткое
условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые
для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.
 распознавать электромагнитные явления и объяснять
на основе имеющихся знаний основные свойства или
условия протекания этих явлений: электризация тел,
взаимодействие зарядов, электрический ток и его
действия (тепловое, химическое, магнитное),

составлять
схемы
электрических
цепей
с
последовательным и параллельным соединением
элементов, различая условные обозначения элементов
электрических цепей (источник тока, ключ, резистор,
реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные
явления, используя физические величины: электрический
заряд,
сила
тока,
электрическое
напряжение,
электрическое сопротивление, удельное сопротивление
вещества, работа электрического поля, мощность тока;
при описании верно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы
измерения; находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления
и процессы, используя физические законы: закон
сохранения электрического заряда, закон Ома для
участка цепи, закон Джоуля-Ленца; при этом различать
словесную формулировку закона и его математическое
выражение;
 приводить примеры практического использования
физических знаний о электромагнитных явлениях;
 решать задачи, используя физические законы (закон
Ома для участка цепи, закон Джоуля- Ленца ) и формулы,
связывающие физические величины (сила тока,
электрическое
напряжение,
электрическое
сопротивление, удельное сопротивление вещества,
работа электрического поля, мощность тока, формулы
расчета
электрического
сопротивления
при
последовательном
и
параллельном
соединении
проводников): на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выделять физические
величины, законы и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической величины.
 распознавать электромагнитные явления и объяснять
на основе имеющихся знаний основные свойства или
условия протекания этих явлений: взаимодействие
магнитов,
 приводить примеры практического использования
физических знаний о электромагнитных явлениях
 распознавать и объяснять на основе имеющихся знаний

 различать границы применимости физических законов,
понимать всеобщий характер фундаментальных законов
(закон отражения, закон преломления) и ограниченность
использования частных законов (закон прямолинейного
распространения света и др.).

основные свойства или условия протекания явлений:
прямолинейное распространение света, отражение и
преломление света,
 использовать оптические схемы для построения
изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
 описывать изученные свойства тел, используя
физические величины:, фокусное расстояние и
оптическая сила линзы; при описании верно трактовать
физический
смысл
используемых
величин,
их
обозначения и единицы измерения; находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими
величинами.
 анализировать свойства тел и процессы, используя
физические
законы:
закон
прямолинейного
распространения света, закон отражения света, закон
преломления света; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение.
 решать задачи, используя физические законы (закон
прямолинейного
распространения
света,
закон
отражения света, закон преломления света) и формулы,
связывающие
физические
величины
(фокусное
расстояние и оптическая сила линзы): на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые
для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.

9 класс
 распознавать механические явления и объяснять на
основе имеющихся знаний основные свойства или
условия протекания этих явлений: равномерное и
равноускоренное
прямолинейное
движение,
относительность механического движения, свободное
падение тел, равномерное движение по окружности,
реактивное движение;
 описывать изученные свойства тел и механические
явления, используя физические величины: путь,
перемещение, скорость, ускорение, период обращения,
сила, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная
энергия, механическая работа, механическая мощность,
при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы
измерения, находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, вычислять
значение физической величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и
процессы, используя физические законы: закон
сохранения энергии, закон всемирного тяготения,
принцип
суперпозиции
сил
(нахождение
равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон
сохранения импульса, при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки изученных физических
моделей: материальная точка, инерциальная система
отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (закон
сохранения энергии, закон всемирного тяготения,
принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона,
закон сохранения импульса) и формулы, связывающие

 использовать знания о механических явлениях в
повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования
физических знаний о механических явлениях и
физических
законах;
примеры
использования
возобновляемых источников энергии; экологических
последствий исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов,
понимать всеобщий характер фундаментальных законов
(закон сохранения механической энергии, закон
сохранения импульса, закон всемирного тяготения)

находить
адекватную
предложенной
задаче
физическую модель, разрешать проблему как на основе
имеющихся знаний по механике с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов
оценки.
 использовать знания об электромагнитных явлениях в
повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
приводить
примеры
влияния
электромагнитных
излучений на живые организмы.
 использовать полученные знания в повседневной
жизни при обращении с приборами и техническими
устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр),
для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;

физические величины (путь, скорость, ускорение, масса
тела, сила, импульс тела, кинетическая энергия,
потенциальная
энергия,
механическая
работа,
механическая мощность): на основе анализа условия
задачи
записывать
краткое
условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые
для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.
 распознавать механические явления и объяснять на
основе имеющихся знаний основные свойства или
условия протекания этих явлений: колебательное
движение, резонанс, волновое движение (звук);
 описывать изученные свойства тел и механические
явления, используя физические величины: скорость,
амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и
скорость ее распространения; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;
 решать задачи, используя физические законы
(амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и
скорость ее распространения): на основе анализа условия
задачи
записывать
краткое
условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые
для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.
 распознавать электромагнитные явления и объяснять
на основе имеющихся знаний основные свойства или
условия протекания этих явлений: электромагнитная
индукция, действие магнитного поля на проводник с
током и на движущуюся заряженную частицу, действие
электрического
поля
на
заряженную
частицу,
электромагнитные
волны,
дисперсия
света,
возникновение линейчатого спектра излучения атома;
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные
явления, используя физические величины: скорость
электромагнитных волн, длина волны и частота света;
при описании верно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы
измерения; находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления
и процессы, используя физические законы: закон
отражения света, закон преломления света; при этом
различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение; закономерности излучения
и поглощения света атомом, при этом различать
словесную формулировку закона и его математическое
выражение;
 приводить примеры практического использования
физических знаний о электромагнитных явлениях;
 решать задачи, используя физические законы (закон
Ома для участка цепи, закон Джоуля- Ленца, закон
прямолинейного
распространения
света,
закон
отражения света, закон преломления света) и формулы,
связывающие
физические
величины
(скорость
электромагнитных волн, длина волны и частота света): на
основе анализа условия задачи записывать краткое

 соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом
массы;
 приводить примеры влияния радиоактивных излучений
на живые организмы; понимать принцип действия
дозиметра и различать условия его использования;
 понимать экологические проблемы, возникающие при
использовании атомных электростанций, и пути решения
этих проблем, перспективы использования управляемого
термоядерного синтеза.
 указывать общие свойства и отличия планет земной
группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы
и больших планет; пользоваться картой звездного неба
при наблюдениях звездного неба;
 различать основные характеристики звезд (размер,
цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее
температурой;
 различать гипотезы о происхождении Солнечной
системы

условие, выделять физические величины, законы и
формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и оценивать реальность полученного значения
физической величины.
 распознавать квантовые явления и объяснять на основе
имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений: естественная и искусственная
радиоактивность, α-, β- и γ- излучения, возникновение
линейчатого спектра излучения атома;
 описывать изученные квантовые явления, используя
физические величины: массовое число, зарядовое число,
период полураспада, энергия фотонов; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения;
находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами, вычислять значение
физической величины;
 анализировать квантовые явления, используя
физические законы и постулаты: закон сохранения
массового числа, закономерности излучения и
поглощения света атомом, при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки планетарной модели
атома, нуклонной модели атомного ядра;
 приводить примеры проявления в природе и
практического использования радиоактивности, ядерных
и термоядерных реакций, спектрального анализа.
 указывать названия планет Солнечной системы;
различать основные признаки суточного вращения
звездного неба, движения Луны, Солнца и планет
относительно звезд;
 понимать различия между гелиоцентрической и
геоцентрической системами мира;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».