Рабочая программа физическая культура

Пояснительная записка
Физическая культура – обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях.
Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. Он
включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и
спортом,
овладение
основными
видами
физкультурно-спортивной
деятельности,
разностороннюю физическую подготовленность.
Рабочая программа по предмету физическая культура для 5-9 классов общеобразовательной
школы базового уровня, разработана на основе нормативных правовых документов:
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и
введении в действие ФГОС ООО от 17.12.2010 г. № 1897;
 Примерная
образовательная
программа
образовательного
учреждения,
М.
“Просвещение”,2012;
 Лях В.И «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» М.
Просвещение, 20016
 Федеральный закон “О физической культуре и спорте в РФ” от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред.
От 21.04 2011г.).
 Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы 2020-2024гг.
 Положение о Всероссийском физкультурно-спортивным комплексе «Готов к труду и
обороне» (ГТО) (утверждено в 2014 г.)
Цель программы:
– формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Реализация
данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
-укрепить здоровье, развить основные физические качества и повысить функциональные
возможности организма;
- формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими
упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими
приемами базовых видов спорта;
-осваивать знания о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии,
роли в формировании здорового образа жизни;
- обучать навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими
упражнениями;
-воспитывать положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
Согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры,
учебный предмет “Физическая культура” является один из видов культуры человека и
общества, в основании которого лежит двигательная (физкультурная) деятельность. Данная
деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и
природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической
культуры личности.
Образовательная область “Физическая культура” призвана сформировать у учащихся
устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической
подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В
процессе освоения учебного материала данной области у учащихся формируется целостное
представление о физической культуре как социальном явлении, единстве биологического,
психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и
совершенствования его психосоматической природы.

Целью школьного образования по физической культуре является формирование
разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности
физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,
оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе
данная цель конкретизируется и определяет направленность образовательного процесса на
формирование устойчивых мотивов и потребности школьников в бережном отношении к
своему здоровью, целостное развитие физических, духовных и нравственных качеств,
творческий подход в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели образовательный процесс по физический культуре в
основной школе ориентируется на решение следующих задач:
 в укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей организма;
 формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими
действиями и приёмами базовых видов спорта;
 формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии,
роли в формировании здорового образа жизни;
 обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими
упражнениями;
 воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников по физической культуре,
настоящая программа в своём предметном содержании направлена на:
 реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала
в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической
оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки),
региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские,
малокомплектные и сельские школы);
 реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение
учебного материала и конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной)
деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности
учащихся;
 соблюдение дидактических правил “от известного к неизвестному” и “от простого к
сложному”, ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике
поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том
числе и в самостоятельной деятельности;
 в расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на
целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры,
всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и
процессов;
 усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования
школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурнооздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими
упражнениями
Место предмета в учебном плане
Согласно Базисному учебному плану на обязательное изучение всех учебных тем программы
отводится 340 часов, из расчета 2 часа в неделю с 5 по 9 класс.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Физическая культура»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
проявляющихся в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной
физкультурной деятельностью. Личностные результаты проявляются:
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и
подготовленности;

- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья, способах профилактики
заболеваний;
- владение знаний по основам организации и проведения занятий физической культурой
оздоровительной и тренировочной направленности.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения;
- способность включаться в физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации, разрешать спорные вопросы на
основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, сочетать нагрузку и отдых;
- умение проводить туристские походы, готовить снаряжение, соблюдать правила
безопасности;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь, одежду, осуществлять их подготовку к
занятиям;
В области эстетической культуры:
-умение сохранять правильную осанку;
- желание поддерживать хорошее телосложение;
- культура движения.
В области коммуникативной культуры:
-умение осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных
систем, обобщать и анализировать полученные знания;
- умение формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий;
- умение оценивать ситуацию, оперативно принимать решения, находить адекватные способы
поведения.
В области физической культуры:
-владение навыками ходьбы, бега, прыжков и др. различными способами и в разных внешних
условиях;
-владение навыками выполнения физических упражнений различной функциональной
направленности;
-умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых
упражнений.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных
универсальных способностей, проявляющихся в применении знаний и умений в
познавательной и предметно-практической деятельности.
В области познавательной культуры:
-понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию
целостной личности человека;
-понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития, расширяющего свободу выбора
профессиональной деятельности;
- понимания физической культуры как средства организации здорового образа жизни,
профилактики вредных привычек и дивиантного поведения.
В области нравственной культуры:
-бережное отношение к здоровью, проявление доброжелательности к людям с ограниченными
возможностями;
-уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и
толерантности;
- ответственное отношение к порученному делу.
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий;
- рациональное планирование учебной деятельности, умение организовать места занятий и
обеспечивать их безопасность;
- поддержание оптимального уровня работоспособности, активное использование занятий
физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными
образцами;

- понимание культуры движений человекапостижение двигательных умений в соответствии с
их целесообразностью;
- восприятие соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия.
В области коммуникативной культуры:
- владение культурой речи, ведение диалога в открытой форме, проявления к собеседнику
уважения;
- владение умением вести дискуссию, находить компромиссы при принятии общих решений;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения.
В области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической
культурой, их планирования и содержания;
- владение широким арсеналом двигательных действий из базовых видов спорта и
оздоровительной физической культуры, их активное использование в в спортивной
деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического
развития и подготовленности.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной
деятельности, приобретаемый в процессе освоения учебного предмета.
В области познавательной культуры:
- знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения;
- знания основных направлений развития физкультуры в обществе, их целей, задач и форм
организации;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных
привычек.
В области нравственной культуры:
-способность проявлять инициативу при совместных занятиях физической культурой,
доброжелательно относиться к занимающимся;
- умение оказывать помощь занимающимся, корректно объяснять объективно оценивать
технику их выполнения;
- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в
условиях игровой и соревновательной деятельности.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности;
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной
направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, инвентаря, оборудования и одежды;
- способность самостоятельно проводить занятия профессионально-прикладной физической
подготовкой, подбирать упражнения с ориентацией на будущую профессию.
В области эстетической культуры:
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по
формированию телосложения, подбирать комплексы физических упражнений в зависимости от
индивидуальных особенностей;
- способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений,
подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки.
В области коммуникативной культуры:
- способность доступно излагать знания о физической культуре;
- способность формулировать цели и задачи занятий;
- способность осуществлять судейство, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
-способность отбирать физическое упражнения по их функциональной направленности,
составлять индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики;
- способность составлять планы занятий физической культурой с разной педагогической
направленностью, регулировать величину нагрузки;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий
и развитию основных физических качеств.
Содержание тем учебного курса «Физическая культура» 5 класс

Знания о физической культуре.
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр
и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России.
Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных
спортсменов на Олимпийских играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в
программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе. Организация и
проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное
отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия).
Физическое развитие человека. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья,
развитием физических качеств. Организация и планированию самостоятельных занятий по
развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные
показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая
культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Профессиональноприкладная физическая подготовка.
Физическая культура человека.
Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Правила
безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на
формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по
коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой.
Способы двигательной деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к
занятиям. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней
гимнастики, физкультминуток, подвижных перемен. Планирование занятий физической
культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий.
Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурнооздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения
ошибок в технике выполнения.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме
учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях : упражнения на параллельнх брусьях
(мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).
Легкая атлетика. Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы,
выносливости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.
Содержание тем учебного курса «Физическая культура» 6 класс
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну
по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по
одному разведением и слиянием.
Упражнения на перекладине (мальчики) висы прогнувшисьи согнувшись; подтягивание в висе;
поднимание прямых ног в висе. Девочки; смешанные висы; подтягивание в висе лежа.
Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим
поворотом на 180°; кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат.
Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчики);
прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок (девочки). Ритмическая гимнастика
(девочки): простейшие композиции, включающие в себя стилизованные общеразвивающие
упражнения и танцевальные движения (мягкий, широкий и приставной шаги, шаг галопа и
польки).
Передвижения по напольному гимнастическому бревну (девочки): ходьба с различной
амплитудой движений и ускорениями, поворотами и подскоками (на месте и в движении).
Прикладные упражнения: передвижения ходьбой, бегом, прыжками по наклонной
гимнастической скамейке; спрыгивание и напрыгивание на ограниченную площадку;
преодоление прыжком боком гимнастического бревна с опорой на левую (правую) руку.
Расхождение при встрече на гимнастическом бревне (низком). Упражнения и комбинации на
гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на
разновысоких брусьях (девочки). Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика.
Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции (30 м и 60 м). Гладкий
равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или
учащимися). Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги» и в высоту способом
«перешагивание». Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега.
бег с преодолением искусственных и естественных препятствий (по типу кроссового бега).
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры.
Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с
изменением направления движения, остановка двумя шагами и прыжком, повороты без мяча и
с мячом. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от
плеча с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину одной и двумя
руками от груди с места и в движении. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на
месте и в движении по прямой с изменением направления движения и скорости. Ведение без
сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой. Вырывание и выбивание мяча. Тактика
свободного нападения, позиционное нападение и нападение быстрым прорывом. Игра по
упрощенным правилам в мини — баскетбол. Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом вправо и
влево, лицом и спиной вперед. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; прием
и передача мяча снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении
приставными шагами). Передачи мяча над собой и через сетку. Тактические действия игроков
передней линии в нападении и задней линии при приеме мяча. Игра в волейбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Содержание тем учебного курса «Физическая культура» 7 класс
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, для формирования
правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы
упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и
гимнастики для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну
по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по
одному разведением и слиянием.
Упражнения на перекладине (мальчики) висы прогнувшись и согнувшись; подтягивание в висе;
поднимание прямых ног в висе. Девочки; смешанные висы; подтягивание в висе лежа. Кувырок
вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим поворотом на 180;
кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат.
Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчики);
прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок (девочки). Ритмическая гимнастика
(девочки): простейшие композиции, включающие в себя стилизованные общеразвивающие
упражнения и танцевальные движения (мягкий, широкий и приставной шаги, шаг галопа и
польки).
Передвижения по напольному гимнастическому бревну (девочки): ходьба с различной
амплитудой движений и ускорениями, поворотами и подскоками (на месте и в движении).
Прикладные упражнения: передвижения ходьбой, бегом, прыжками по наклонной
гимнастической скамейке; спрыгивание и напрыгивание на ограниченную площадку;
преодоление прыжком боком гимнастического бревна с опорой на левую (правую) руку.
Расхождение при встрече на гимнастическом бревне (низком). Упражнения и комбинации на
гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на
разновысоких брусьях (девочки).Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика.
Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции (30 м и 60 м). Гладкий
равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или
учащимися). Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги» и в высоту способом
«перешагивание». Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега,
бег с преодолением искусственных и естественных препятствий (по типу кроссового бега).
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры.
Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с
изменением направления движения, остановка двумя шагами и прыжком, повороты без мяча и с
мячом. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от
плеча с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину одной и двумя
руками от груди с места и в движении. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на
месте и в движении по прямой с изменением направления движения и скорости. Ведение без
сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой. Вырывание и выбивание мяча. Тактика
свободного нападения, позиционное нападение и нападение быстрым прорывом. Игра по
упрощенным правилам в мини — баскетбол. Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом вправо и
влево, лицом и спиной вперед. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; прием
и передача мяча снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении
приставными шагами). Передачи мяча над собой и через сетку. Тактические действия игроков
передней линии в нападении и задней линии при приеме мяча. Игра в волейбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Содержание тем учебного курса «Физическая культура» 8 класс
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития
гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учетом
индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений утренней
зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну
по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по
одному разведением и слиянием.

Упражнения на перекладине (мальчики) висы прогнувшисьи согнувшись; подтягивание в висе;
поднимание прямых ног в висе. Девочки; смешанные висы; подтягивание в висе лежа.
Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим
поворотом на 180; кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат.
Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчики);
прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок (девочки). Ритмическая гимнастика
(девочки): простейшие композиции, включающие в себя стилизованные общеразвивающие
упражнения и танцевальные движения (мягкий, широкий и приставной шаги, шаг галопа и
польки).
Передвижения по напольному гимнастическому бревну (девочки): ходьба с различной
амплитудой движений и ускорениями, поворотами и подскоками (на месте и в движении).
Прикладные упражнения: передвижения ходьбой, бегом, прыжками по наклонной
гимнастической скамейке; спрыгивание и напрыгивание на ограниченную площадку;
преодоление прыжком боком гимнастического бревна с опорой на левую (правую) руку.
Расхождение при встрече на гимнастическом бревне (низком). Упражнения и комбинации на
гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на
разновысоких брусьях (девочки). Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика.
Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции (30 м и 60 м). Гладкий
равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или
учащимися). Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги» и в высоту способом
«перешагивание». Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега.
Бег с преодолением искусственных и естественных препятствий (по типу кроссового бега).
Спортивные игры.
Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с
изменением направления движения, остановка двумя шагами и прыжком, повороты без мяча и
с мячом. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от
плеча с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину одной и двумя
руками от груди с места и в движении. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на
месте и в движении по прямой с изменением направления движения и скорости. Ведение без
сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой. Вырывание и выбивание мяча. Тактика
свободного нападения, позиционное нападение и нападение быстрым прорывом. Игра по
упрощенным правилам в мини — баскетбол.
Волейбол. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом вправо и
влево, лицом и спиной вперед. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; прием
и передача мяча снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении
приставными шагами). Передачи мяча над собой и через сетку. Тактические действия игроков
передней линии в нападении и задней линии при приеме мяча. Игра в волейбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Содержание тем учебного курса «Физическая культура» 9 класс
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития
гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учетом
индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений утренней
зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну
по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по
одному разведением и слиянием.
Упражнения на перекладине (мальчики) висы прогнувшисьи согнувшись; подтягивание в висе;
поднимание прямых ног в висе. Девочки; смешанные висы; подтягивание в висе лежа.
Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим
поворотом на 180°; кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат. Опорные прыжки:
прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчики); прыжок на

гимнастического козла в упор присев и соскок (девочки). Ритмическая гимнастика (девочки):
простейшие композиции, включающие в себя стилизованные общеразвивающие упражнения и
танцевальные движения (мягкий, широкий и приставной шаги, шаг галопа и польки).
Передвижения по напольному гимнастическому бревну (девочки): ходьба с различной
амплитудой движений и ускорениями, поворотами и подскоками (на месте и в движении).
Прикладные упражнения: передвижения ходьбой, бегом, прыжками по наклонной
гимнастической скамейке; спрыгивание и напрыгивание на ограниченную площадку;
преодоление прыжком боком гимнастического бревна с опорой на левую (правую) руку.
Расхождение при встрече на гимнастическом бревне (низком). Упражнения и комбинации на
гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на
разновысоких брусьях (девочки). Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика.
Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции (30 м и 60 м). Гладкий
равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или
учащимися). Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги» и в высоту способом
«перешагивание». Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега.
бег с преодолением искусственных и естественных препятствий (по типу кроссового бега).
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры.
Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с
изменением направления движения, остановка двумя шагами и прыжком, повороты без мяча и с
мячом. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от
плеча с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину одной и двумя
руками от груди с места и в движении. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на
месте и в движении по прямой с изменением направления движения и скорости. Ведение без
сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой. Вырывание и выбивание мяча. Тактика
свободного нападения, позиционное нападение и нападение быстрым прорывом. Игра по
упрощенным правилам в мини — баскетбол. Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом вправо и
влево, лицом и спиной вперед. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; прием
и передача мяча снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении
приставными шагами). Передачи мяча над собой и через сетку. Тактические действия игроков
передней линии в нападении и задней линии при приеме мяча. Игра в волейбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.

Учебно-тематический план 5 класс (68ч)
№

1
2
3
4
5
Итого:
1
3
4
5
Итого:
1
3

Тема, раздел
Учебно-тематический план 5 класс (68ч)
Знания о физической культуре
Легкая атлетика
Гимнастика
Кроссовая подготовка
Спортивные игры
Учебно-тематический план 6 класс (68ч)
Легкая атлетика
Гимнастика
Кроссовая подготовка
Спортивные игры
Учебно-тематический план 7 класс (68ч)
Легкая атлетика
Гимнастика

Количество
часов
2
11
18
9
28
68
11
18
9
28
68
11
18

4
5
ИТОГО:
1
3
4
5
ИТОГО:
1
3
4
5
ИТОГО:

Кроссовая подготовка
Спортивные игры

9
28
68

Учебно-тематический план 8 класс (68ч)
Легкая атлетика
Гимнастика
Кроссовая подготовка
Спортивные игры

12
18
9
29
68

Учебно-тематический план 9 класс (68ч)
Легкая атлетика
Гимнастика
Кроссовая подготовка
Спортивные игры

12
18
9
29
68

Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств .
5 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Контрольные упражнения

ПОКАЗАТЕЛИ
Мальчики
“5”
“4”
“3”
8.5
9.3
9.7
5.0
6.1
6.3
8 50
9.30
10.0
10,2
10,5
11,3
195
160
140
10+
6
26
4
1
17
12
7
105
95
85

Челночный бег 3х10 м, сек
Бег 30 м, сек
Кросс 1500м
Бег 60 м, сек
Прыжки в длину с места
Наклоны вперед из положения сидя
Подтягивание на высокой перекладине
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа
Прыжок в высоту с разбега
Подъем туловища за 1мин. из положения
35
лежа
Прыжок на скакалке, 1 мин, раз
85
Метание мяча 150 г. на дальность м. с
30
разбега
Прыжок в длину с разбега
320
6 - класс.

Контрольные упражнения
Челночный бег 3х10 м, сек
Бег 30 м, сек
Кросс 1500м. мин.
Бег 60 м, секунд
Прыжки в длину с места
Наклоны вперед из положения сидя
Подтягивание на высокой перекладине
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа
Прыжок в высоту с разбега
Подъем туловища за 1мин. из положения
лежа

Девочки
“5”
“4”
8.9
9.7
5.1
6.3
9.00
9.40
10,3
11,0
185
150
15+
8
19
10
12
8
100
90

“3”
10.1
6.4
10.30
11,5
130
44
3
80

30

20

30

20

15

76-84

70-76

105

95

90

25

20

20

17

14

300

260

280

260

220

ПОКАЗАТЕЛИ
Мальчики
“5”
“4”
8.3
9.0
4.9
5.8
8.00
8.30
9,8
10,2
195
160
14+
6
7
4
20
15
115
105

“3”
9.3
6.0
8.50
11,1
140
21
10
95

“5”
8.8
5.0
8.30
10,0
185
16+
20
15
105

“4”
9.6
6.2
8.50
10,7
150
9
11
10
95

“3”
10.0
6.3
9.50
11,3
130
54
5
85

40

25

35

30

20

35

Девочки

11
12
13

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Прыжок на скакалке, 1 мин, раз
46
Метание мяча 150гр. на дальность м. с
28
разбега
Прыжок в длину с разбега
340
7 - класс.

Контрольные упражнения
“5”
Челночный бег 3х10 м, сек
Бег 30 м, секунд
Прыжок в длину с разбега
Бег 60 м, секунд
Кросс 2000 м, мин
Прыжки в длину с места
Подтягивание на высокой перекладине
Сгибание и разгибание рук в упоре
лёжа
Наклоны вперед из положения сидя
Подъем туловища за 1мин. из
положения лежа
Прыжок в высоту с разбега
Прыжок на скакалке, 1мин, раз
Метание 150гр .мяча на дальность м. с
разбега

44

42

48

46

44

25

23

25

23

20

320

270

300

280

230

ПОКАЗАТЕЛИ
Мальчики
Девочки
“4”
“3”
“5”
“4”

“3”

8.3
4.8
360
9,4
12.30
205
8

9.0
5.6
340
10,0
13.30
170
5

9.3
5.9
290
10,8
14.30
150
1

8.7
5.0
330
9,8
13.30
200
19

9.5
6.0
300
10,4
14.30
160
12

10.0
6.2
240
11,2
15.30
140
5

23

18

13

18

12

8

9+

5

2-

18+

10

6-

45

40

35

38

33

25

120
105

110
95

100
90

110
120

100
110

90
105

38

35

25

27

20

16

8 - класс

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

ПОКАЗАТЕЛИ
Мальчики

Контрольные упражнения
Челночный бег 3х10 м, сек
Бег 30 м, сек
Бег 60 м, секунд
Кросс 2000 м, мин 3000м
Прыжок в длину с разбега
Прыжки в длину с места
Подтягивание на высокой перекладине
Сгибание и разгибание рук в упоре
Наклоны вперед из положения сидя
Подъем туловища за 1мин. из
положения лежа
Прыжок на скакалке, 1 мин , раз
Метание мяча 150 гр. на дальность м. с
разбега
Прыжок в высоту с разбега

“5”
8.0
4.7
9.0

“4”
8.7
5.5
9.7

“3”
9.0
5.8
10.5

“5”
8.6
4.9
9.7

“4”
9.4
5.9
10.4

“3”
9.9
6.1
10.8

16.30
380
210
9
25
11+

17.30
360
180
6
20
7

18.30
310
160
2
15
3-

12.30
340
200
17
19
20+

13.30
310
160
13
13
12

14.30
260
145
5
9
7-

48

43

38

38

33

25

115

105

100

125

115

110

42

37

28

27

22

18

125

115

105

115

105

95

9 – класс
№

Контрольные упражнения

Девочки

ПОКАЗАТЕЛИ

п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Девочки

Мальчики
Челночный бег 3х10 м, сек
Бег 30 м, сек.
Бег 60 м, сек.
Кросс 2000 м, мин; 3000 м, мин
Прыжки в длину с места
Прыжок в высоту с разбега
Подтягивание на высокой перекладине
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа
Наклоны вперед из положения сидя
Подъем туловища за 1мин. из полож.
лежа
Прыжок на скакалке, 1 мин, раз
Метание мяча 150гр. на дальность м. с
разбега
Прыжок в длину с разбега

“5”
8.0
4.5
8,5

“4”
8.7
5.3
9,2

“3”
9.0
5.5
10,0

“5”
8.6
4.9
9,4

“4”
9.4
5.8
10,0

“3”
9.9
6.0
10,5

15.30
220
130
10
32
12+

16.30
190
120
7
27
8

17.30
175
110
3
22
4-

11.30
205
115
16
20
20+

12.30
165
110
12
15
12

13.30
155
100
5
10
7-

50

45

40

40

35

26

125

120

110

130

120

115

45

40

31

30

28

18

430

380

330

380

330

290


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».