Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пушновская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено
Согласовано
на заседании МС
Зам. директора по УВР
протокол № _____
__________/Колосова Н.С../
от «___» _______ 2021_ г. «___»_______2021_ г.
__________________

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Пушновская ООШ»
________/Голиненко Н.Н../
Пр. №____________
«___»_______2021_ г.
_________

Рабочая программа
учебного курса « Русский язык»
5-9 класс.
Составители:
Помина О.М.,
Голиненко Н.Н.

2021год

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для основной школы составлена на основе материалов
Федерального государственный образовательный стандарт основного общего образования
(2021г), Примерной программы по учебным предметам: русский язык 5-9 классы.«
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения»
Просвещение, 2020)., авторской программа «Русский язык» 5-9 классы Т.А Ладыженская,
М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др .
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и
формирования универсальных учебных действия для основного общего образования,
преемственность с примерными программами начального общего образования а также
основные положения образовательной программы МБОУ «Пушновская ООШ».
Содержание примерной программы для основной школы имеет особенности,
обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования;
во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучающихся.
Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами
которого остается возможность выбора вариативной составляющей содержания образования.
При этом собственный подход в части структурирования учебного материала, определения
последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний,
умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся остается за учителем.
2 . Цели и задачи обучения
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования
русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях
русского речевого этикета;
формирование умений опознавать,
анализировать,
сопоставлять,
классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации,
сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
3. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Рабочая программа сформирована с учётом психолого-педагогических особенностей
развития детей 11—15 лет. Исходя из возрастных, психологических особенностей
обучающихся 5 - 9 классов, рабочая программа предусматривает, что ведущим является
деятельностный подход в обучении.
В рабочей программе
предусмотрено развитие всех основных видов деятельности
обучаемых, представленных в примерных программах для начального общего образования.
В примерной программе обозначено целеполагание
на разных уровнях: на уровне
метапредметных,
предметных
и
личностных
целей;
на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных
результатов
(требований); на уровне учебных действий.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей
нацеленностью
образовательного
процесса
на
достижение метапредметных
и
предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который
обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации,
оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера,
выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению
собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе
овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского
литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях;
умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы
выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого
этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с
национально-культурным компонентом.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного)
языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими
условиями формирования функциональной грамотности как способности человека
максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный
статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия : владеть всеми видами
речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и
взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично
и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе
коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого
этикета.;
познавательные универсальные учебные действия: формулировать проблему,
выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства,
подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск,
извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и
второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости
от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и
предъявлять ее разными способами ;
регулятивные
универсальные
учебные
действия: ставить
и
адекватно
формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при
необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию .
Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа
языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание
речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование
различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска
информации и разные способы передачи ее. Таким образом, обучение русскому (родному)
языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» предназначена для реализации в
общеобразовательной школе. Ориентирована на учащихся 5-9классов. Предмет «Русский
язык» входит в образовательную область «Филология».
Учебники, реализующие рабочую программу:
1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник
для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2013
2.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник
для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
3.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник
для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
4. Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.,Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8
класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
5.Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 9
класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
4. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего
образования предмет «Русский язык» изучается с 5 по 9 классы. Предмет «Русский язык»
относится к учебной области «Филология». Реализуется за счет часов, предусмотренных
обязательной частью учебного плана основного общего образования. объеме 747 ч. В том
числе: в 5 классе — 170 ч, в 6 классе — 204 ч, в 7 классе — 136ч, в 8 классе —102 ч, в 9
классе — 99 ч.
5. Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
2) Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами
аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог
— обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно
использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения
ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных
средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического
анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных
признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка,
оформления, использования выразительных средств языка;

особенностей

языкового

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказываниия при анализе текстов художественной литературы

6.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
5 КЛАСС
(170 ч)
О языке (7 ч)
Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке. Общение
устное и письменное. Стили речи.
Закрепление и углубление изученного в начальных классах (24 ч)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (30 ч)
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в
словосочетании .Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели
высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные
предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логиче
ское ударение .Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены
предложения.
Второстепенные
члены
предложения:
дополнение,
определение,
обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в
именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а,
но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед одно
родными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания
при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о
сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного
предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после
слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при
диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых
синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
Фонетика. Орфоэпия. Графика.(12 ч)
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции.
Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и
безударных гласных; согласных звуков. Предмет изучения графики. Алфавит. Название букв
алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с
орфоэпическим словарем и его использование.
Лексика . Культура речи. (10ч.)
Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в
толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как
особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.
Морфемика . Орфография. Культура речи. (23 ч.)
Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность
однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Основа слова.
Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем
и словарем морфемного строения слов.
Морфология . Орфография. Культура речи. ( 54ч.):
Классификация частей речи русского языка (повторение) (1 ч).
Самостоятельные части речи.
Имя существительное ( 20 ч.)

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имей
существительных. Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности
суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик). Правила слитного и раздельного написания не с
именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные;
собственные и нарицательные. Правила употребления большой буквы при написании имен
существительных. Род имен существительных. Существительные общего рода; род
неизменяемых имен существительных. Число имен существительных. Существительные,
имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение
имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание
безударных окончаний имен существительных. Развитие навыков пользования грамматикоорфографическям, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим
словарями. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная
роль.
Имя прилагательное ( 10 ч.)
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен
прилагательных Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание
кратких имен прилагательных с основой на шипящий. Склонение имен прилагательных.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Образная, эмоциональная
функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен
прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагатель
ных в переносном значении.
Глагол (24 ч)
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в
предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования глаголов.
Правописание не с глаголами (закрепление).
Правописание -ться и –тся в глаголах
(закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (-мир- —-мер-; -тир- — -тер- и
др.), их правописание.. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных
личных окончаний глагола.. Употребление в художественном тексте одного времени вместо
другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в
художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном
значении.
Повторение и систематизация изученного (10 ч).

6 КЛАСС
(204ч)
Язык. Речь . Общение. (4 ч)
Русский язык –один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Слово как основная единица языка.
Закрепление и углубление изученного в V классе.
Текст. (9 ч)
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и
конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили
речи. Официально – деловой стиль.

Лексика. Фразеология. Культура речи. (15ч.)
Слово и его лексическое значение. Исконно русские слова. Заимствованные слова.
Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и
стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Основные пути
пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов,
устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические
обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные
фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Фразеологический словарь.
Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного
текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи. (28 ч. )
Морфемика и словообразование. Основные способы образования слов в русском языке: с
помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и
сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в
результате слияния сочетаний слов в слово. Понятие об этимологии и этимологическом
разборе слов. Этимологические словари. Правописание чередующихся гласных о и а в-'
корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-, -зар- зор- .Правописание гласных в приставках пре- и при-,
буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е
Согласование сложносокращенных слов с прилагательными и глаголами в прошедшем
времени.
Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация
материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи. (133 ч):
Имя существительное (27 ч)
Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая
роль существительных. Словообразование имён существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы o и e после
шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать
прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода
(например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имён существительных (увеличительное,
пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное. (29 ч)
Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения
прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имён прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы o и e после шипящих и ц в суффиксах
прилагательных; правописание гласных и согласных в Суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и
дефисное написание сложных прилагательных.
Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное
ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах
прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание
предметов, находящихся вблизи и вдали, Выборочный пересказ исходного текста с
описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Числительное. (18 ч)
Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имён числительных в предложении.
Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные.
Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях;
буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях
порядковых числительных.
Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять
числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного
числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
Публичное выступление-призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного
текста с цифровым материалом.
Местоимение. (25ч)
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды
местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го
лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных
местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в
отрицательных местоимениях.
Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом
предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство
связи предложений и частей текста.
Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных
текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол. (34 ч)
Повторение пройденного о глаголе в V классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения.
Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в
глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы.
Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределённую форму
(инфинитив) в значении разных наклонений.
Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного
текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части
готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в В VI классе. (15 ч)

7 КЛАСС
(136ч)
Язык. Речь . Общение. (2 ч.)Русский язык как развивающееся явление. Родственные
славянские языки. Язык, речь, общение. Ситуация общения. Слово как основная единица
языка.
Закрепление и углубление изученного в V и VI классе. (12 ч.)
Текст. (4 ч.)
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и
конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили
речи. Книжные стили речи. Научный и художественный стили речи.
Причастие . (30 ч.)
Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и
глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и
страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот;
выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
(ознакомление).
НЕ с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных
причастий. Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных,
образованных от глаголов. Одна буква Н в кратких причастиях.
Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях
(принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять
причастия с суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными,
строить предложения с причастным оборотом.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе
специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием
внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности
знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие . (11 ч.)
Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные
свойства
деепричастия.
Синтаксическая
роль
деепричастий
в
предложении.
Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при
деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление).
Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. НЕ с деепричастиями.
Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом. Рассказ по картине.
Наречие. (19 ч.)
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения
наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; НЕ- и НИ- в наречиях.
Одна и две буквы Н в наречиях на -о и -е. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
Суффиксы -О и -А на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и
раздельные написания наречий. Буква Ь после шипящих на конце наречий.
Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречиясинонимы и антонимы.
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ
исходного текста с описанием действий.

Категория состояния . (5 ч.)
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов
категории состояния.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи. Культура речи. (38 ч.):
Служебные части речи.(1 ч.)
Самостоятельные и служебные части речи. Их отличие, значение.
Предлог (10 ч.)
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении.
Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая
роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в
предлогах из-за, из-под.
Умение правильно употреблять предлоги В, НА, С, ИЗ. Умение правильно употреблять
существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в
речи предлогами-синонимами.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (13 ч.)
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и
составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в
простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном
предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от
местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Умение
пользоваться в речи союзами-синонимами.
Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица(14 ч.)
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении.
Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на
письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова. (2 ч.)
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях.
Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация пройденного в VIIклассе (13 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту
тему.

8 КЛАСС
(102ч)
Функции русского языка в современном мире (2 ч)
Повторение пройденного в V-VII классах (8ч)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (6ч)
Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение как единица синтаксиса. Повторение
пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании:
согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим
свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении.
Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (3 ч)
Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа
предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация
простого предложения. Логическое ударение. Умение выделять с помощью логического
ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать
предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые
особенности.
Двусоставные предложения (14ч) :
Главные члены предложения( 6ч. )
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего.
Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное
сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и
сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (9ч)
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и
косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как
разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по
значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Односоставные предложения (10 ч) :
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом
сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим
(назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как
синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и
места.
Рассказ на свободную тему. Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в
диалоге и в сложном предложении.
Простое осложненное предложение (30 ч):
Понятие об осложненном предложении ( 1ч)
Однородные члены предложения (13ч)
Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены
предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и
интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов
предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в
предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при
однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (16 ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения.
Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах
предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и
уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их
синтаксические синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (21 ч):
Обращения, вводные и вставные конструкции (12 ч)
Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные
слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении.
Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях.
Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными
словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи
синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи
предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Чужая речь (9 ч)
Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в
предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в VIII классе (7 ч)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения)

9 КЛАСС
(99 ч)
Международное значение русского языка (2ч)
Язык. Речь . Общение. (3 ч.)
Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Стили языка. Анализ текста, его стиля, средств
связи его частей.
Повторение пройденного в V-VIII классах (12 ч)
Сложное предложение. Культура речи
Сложное предложение. (5 ч)
Понятие о сложном предложении. Структура сложных предложений. Союзные и бессоюзные
сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями
сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Сложносочиненные предложения (15 ч)
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с
союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки
препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания. Умение интонационно правильно произносить
сложносочиненные предложения.
Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения (28 ч)
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения.
Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным.
Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по
отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным
предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения
сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными
второстепенными членами как синтаксические синонимы.
Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на
лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения.(12 ч)
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между
частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных
предложений, их текстообразующая роль. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение
пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (6 ч)

Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные
знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке (4 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты
русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его
стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык
межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как
один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль
старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская
письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие
русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию,
культуре речи (15 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного
высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о
стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историколитературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
7. Тематическое планирование по русскому языку для 5-9 классов основной
общеобразовательной школы
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.

1.
2.

Разделы .Темы.
5 класс( 170ч.)
Язык и человек
Вспоминаем, повторяем,
изучаем
Синтаксис. Пунктуация.
Культура речи.
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Лексика . Культура речи.
Морфемика. Орфография.
Культура речи.
Морфология . Орфография.
Культура речи. :
Самостоятельные части речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное
Глагол.
Повторение и систематизация
изученного.
6 класс
( 204ч)
Язык. Речь. Общение.
Повторение пройденного в V

тема
127 ч.
4ч.
21ч.

Количество часов
р/р
33ч.
2ч.
6ч.

25ч.

5ч.

2ч.

10ч.
7ч.
17ч.

3ч
3ч.
3ч.

1ч.
1ч.
1ч.

34ч.

10ч.

2ч.

22ч.
4ч.
17ч.
9 ч.

2ч.
2ч.
4ч.
1ч.

1ч.

157ч.
2час.
9ч.

38ч.
1ч.
1ч.

с/ к/р
10ч.
2ч.

1 ч.
1ч.
9ч.
1ч.

3.
4.
5.
6.
7.

8.

1.
2.
3.
4.

5.

6.
7.

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.

классе
Текст
Лексика. Культура речи
Фразеология. Культура речи
Словообразование. Орфография.
Культура речи
Морфология. Орфография.
Культура речи:
Имя существительное.
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол.
Повторение и систематизация
пройденного в VI классе.
7 класс
( 136 ч.)
Введение. Русский язык как
развивающееся явление
Повторение пройденного в V–
VIклассах
Тексты и стили речи
Морфология и орфография.
Культура речи :
Причастие
Деепричастие
Наречие
Учебно- научная речь
Категория состояния .
Служебные части речи :
Самостоятельные и служебные
части речи.
Предлог
Союз
Частица
Междометие
Повторение и систематизация
пройденного в VII классе.
8 класс
(102ч.)
Функции русского языка в
современном мире
Повторение пройденного в V-VII
классе
Синтаксис. Пунктуация.
Культура речи:
Словосочетание.
Простое предложение .
Двусоставные предложения:
Главные члены предложения
Второстепенные члены
предложения
Односоставные предложения
Простое осложненное
предложение:

7ч.
8ч.
3ч.
17ч.

1ч.
4ч.
2ч.
5ч

1ч.
1ч..

124ч.

19ч.

5ч.

22ч.
20ч.
13ч.
18ч.
24 ч.
14 ч.

2ч.
8ч.
4ч.
4ч.
4 ч.
2ч.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

103ч.
1ч.

21ч.

12ч.

9ч.

1ч.

5ч.
51ч

1ч.
5ч.

25ч.
8ч.
15ч.

15ч.
7ч.
1ч.
2ч.
3ч
2ч
4ч.

2ч.
2ч.
1ч.

8ч.
11ч.
10ч.
2ч.
5 ч.

1ч.
1ч.
2ч.

1ч.
2ч.
1ч.

2ч.

1ч.

74ч.
1ч.

16ч.

12ч.

8ч.

2ч.

1ч.

5 ч.

1ч.

1ч.

2ч.
3ч.

1ч.

1ч.

7ч.
6ч.

2ч.
2ч.

1ч
1ч

11ч.
1ч.

1ч.

1ч.

3ч.
30ч.
1ч.

4ч.

8.
9.
10.

11.
12.

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

Понятие об осложненном
предложении
Однородные члены
предложения
Обособленные члены
предложения
Слова, грамматически не
связанные с членами
предложения :
Обращения, вводные и вставные
конструкции
Чужая речь
Повторение и систематизация
пройденного в VIIIклассе.
9 класс (99ч)
Международное значение
русского языка
Повторение пройденного в VVIII классе
Синтаксис и пунктуация.
Сложное предложение.
Культура речи.
Союзные и бессоюзные сложные
предложения.
Сложносочиненные
предложения
Сложноподчинённые
предложения
Бессоюзные сложные
предложения
Сложные предложения с
различными видами связи
Общие сведения о языке
Повторение и систематизация
изученного в V-IX классах

6ч.

1ч.

2ч.

10ч.

4ч.

2ч.

9ч.

2ч.

1ч.

6ч.
4 ч.

1ч.

1ч.
1ч.

68ч.
1ч.

17ч.

14ч.

11ч.

2ч.

2 ч.

3ч.

6ч.

1ч.

2ч.

24ч.

7ч.

2ч

7ч.

2ч.

2ч.

5ч.

1ч.

2ч.

1ч.
11ч.

2ч.
1ч.

4ч.

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса по предмету «Русский язык»
Учебно-методический комплекс:
1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник
для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2015
2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник
для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2015
3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник
для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2015
4. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник
для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2015
5. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 9 класс: Учебник
для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2015
Контрольно-измерительные материалы:

1.Контрольно-измерительные материалы.
ВАКО 2015
2.Контрольно-измерительные материалы.
ВАКО 2015
3.Контрольно-измерительные материалы.
ВАКО 2015
4.Контрольно-измерительные материалы.
ВАКО 2015
5.Контрольно-измерительные материалы.
ВАКО 2015
Методические рекомендации

Русский язык: 5 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.:
Русский язык: 6 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.:
Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.:
Русский язык: 8 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.:
Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.:

1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в
классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2015
2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в
классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2015
3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в
классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2015
4. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в
классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2015
5. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.Обучение русскому языку в
классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2015

5
6
7
8
9

9. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать связь языка и истории,
культуры русского и других народов; понятий: речевая ситуация и ее компоненты,
литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их
признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого
поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Обучающиеся должны научиться:
речевая деятельность:
аудирование:
• воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную
информацию;
• понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и
художественного текста, воспринимаемого на слух;
• выделять основную мысль, структурные части исходного текста, составлять простой план;
чтение:
• осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического
содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного
текста
• разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
• самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
• прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
• извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
• правильно расставлять логические ударения, паузы;
• выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
• доказательно отвечать на вопросы учителя;
• пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текстарассуждения;
• подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
• создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

• соблюдать последовательность и связность изложения;
• выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и
интонации;
письмо:
• подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
• сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые
средства выразительности;
• создавать письменные высказывания разных типов речи;
• соблюдать последовательность и связность изложения;
• собирать материал к сочинению и систематизировать его;
• составлять сложный план и на его основе создавать текст;
• использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
• пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
• употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности
текста и связи предложений;
• исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова
местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
текст:
•
определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить
текст на смысловые части;
•
составлять простой и сложный план анализируемого текста;
•
определять вид связи предложений в тексте;
•
устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности
языка и стилю речи;
фонетика и орфоэпия:
• проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
• использовать транскрипцию для обозначения анализируемого звука объяснения написания
слова;
• находить в художественном тексте явления звукописи;
• правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее
употребительные слова и формы изученных частей речи;
• работать с орфоэпическим словарем;
графика:
• правильно произносить названия букв русского алфавита;
• свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
• проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика и словообразование:
• выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
• выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении
словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных,
глаголов и наречий;
• составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• пользоваться словообразовательным словарем, а также словарём морфемных моделей
слов;
лексикология и фразеология:
• объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание,
краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
• пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения
слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и
задачами общения;
• толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
• подбирать синонимы и антонимы;
• выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в
переносном значении;
• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство
устранения неоправданного повтора;
•
проводить лексический разбор слова;
морфология:
• аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи и отличать
данную часть речи от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
• правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
• использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения
синтаксического анализа предложения;
орфография:
•
обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих
слов;
•
объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие
написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно
пользоваться орфографическим словарём;
• владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения
изученных правил орфографии;
• устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические
обозначения;
• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
• составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
• анализировать разные виды простых и сложных предложений (простые случаи);
• определять синтаксическую роль изученных частей речи;
• конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
• опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными
словами;
• находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
• владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных
синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические
обозначения;
• строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на
изученное пунктуационное правило.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
•
•
•
•
•

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых
средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к
речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению,
сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизни государства


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».