Рабочая программа музыка 5-8кл

Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов разработана на основе следующих документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.12г. №273-ФЗ); Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования. Примерная основная
образовательная программа основного общего образования (Протокол от 8.04.2015г. № 1/15) с
изменениями; Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
«Пушновская ООШ» Учебный план МБОУ «Пушновская ООШ», перешедшего на ФГОС ООО
(пятидневная рабочая неделя)
Программа соответствует учебно-методическому комплексу по музыке под редакцией Г.П.
Сергеевой и сборника рабочих программ «Музыка» 5–7 классы. Предметная линия учебников
Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных организаций. –М.:
Просвещение, 2014. –104 с.; а также рабочей программы по музыке для 8 класса составленной на
основе программы под редакцией Г.П.Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9
классы», «Просвещение»-2009г. В данную рабочую программу включены только разделы предмета
«Музыка».
Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной
культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает
заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование
целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном
пространстве.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном,
жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор,
музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных
композиторов) в их взаимосвязи с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через
музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в
произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов
мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного,
заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной
сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его
выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с
различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах
музыкально-творческой деятельности (слушание музыки и пении, инструментальном музицировании
и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений,
музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Общая характеристика учебного предмета.
Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно обеспечить формирование
основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников,
развитие музыкальных способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию
произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение
практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Освоение курса «Музыка» направлено на:
- приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену,
осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира,
классическому и современному музыкальному наследию;
- развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих
проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности;

- развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения
искусства по законам гармонии и красоты;
- овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия
музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и
ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка»
способствует формированию у обучающихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего
духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в
развитии мировой культуры.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения,
освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения
практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами:
«Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «История», «География»,
«Математика» и др.
Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для обеспечения
достижения образовательных результатов, по выбору образовательной организации. По усмотрению
учителя музыкальный и теоретический материал разделов, связанных с народным музыкальным
творчеством, может быть дополнен регионально-национальным компонентом.
Место курса «Музыка» в учебном плане
Учебный курс «Музыка» реализуется в течение 4 лет с 5-8 класс. В каждом классе в соответствии
с учебным планом ОУ отводится следующее количество недельных часов:
5 класс - 1 час,
6 класс – 1 час,
7 класс – 1час,
8 класс – 1 час.
В соответствии с календарным графиком МБОУ «Пушновская ООШ» продолжительность
учебного года в 5-9 классах составляет 34 недели. Исходя из этого, на изучение курса «Музыка»
отводится:
5 класс – 34 часа,
6 класс – 34 часа,
7 класс – 34 часа,
8 класс – 34 часа.
Всего 136 часов на курс.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
5 класс:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
– чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;
– ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
– готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание
чувств других людей и сопереживание им;
– коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
– участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных и этнокультурных особенностей;
– признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
– принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

– эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных
действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
– умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или
ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить
необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего
образования и отражают:
– сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного
развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на
основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества;
– развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также
образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям жизни и искусства;
– сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую
деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация
музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
– воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации,
развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной
с театром, кино, литературой, живописью;
– расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса,
устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному
наследию;
– овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать
музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и
ключевыми понятиями музыкального искусства.
– приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной
музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.
6 класс
Личностные результаты:
– чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества;
– ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические
чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств
других людей и сопереживание им;
– коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
– участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных и этнокультурных особенностей;
– признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
– принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных
мотивов и интересов;

– умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или
ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить
необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
– умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать
причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в
художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и
художественному самообразованию.
Предметные результаты:
– сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей
духовной культуры;
– развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также
образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа
художественного образа;
– сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую
деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация
музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
– воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации,
развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной
с театром, кино, литературой, живописью;
– расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса,
устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и
современному музыкальному наследию;
– овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать
музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и
ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках
изучаемого курса;
– приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной
музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
– сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных
музыкально-творческих задач.

7 класс
Личностные результаты:
– чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
– ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические
чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств
других людей и сопереживание им;
– компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и
ответственное отношение к собственным поступкам;
– коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;

– участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных и этнокультурных особенностей;
– признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
– принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных
мотивов и интересов;
– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или
ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить
необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
– умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать
причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
– смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в
художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и
художественному самообразованию.
Предметные результаты:
– сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей
духовной культуры;
– сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного
развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на
основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой
культуры;
– развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также
образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа
художественного образа;
– сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую
деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация
музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
– воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации,
развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной
с театром, кино, литературой, живописью;
– расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса,
устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и
современному музыкальному наследию;
– овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать
музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и
ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках
изучаемого курса;
– приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной
музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
– сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных
музыкально-творческих задач.
8 класс

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по музыке
являются:
– Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального
мира;
– Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном,
заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
– Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически
ценных произведений музыкального искусства;
– Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкальнотворческой деятельности;
– Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и
ассоциативное мышление, творческое воображение;
– Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной
музыкально-учебной деятельности;
– Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных
музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке
характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности учащихся:
– Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных
мотивов и интересов;
– Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность
или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить
необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
– Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
– Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать
причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
– Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
– Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
– Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в
художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
– Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и
художественному самообразованию.
Предметные результаты
Выпускников основной школы по музыке выражаются в следующем:
– Общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
– Осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире
музыки;
– Устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам
музыкально-творческой деятельности;
– Понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной
выразительности;
– Осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и
зарубежного музыкального наследия;
– Рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и
стилях музыкального искусства в целом;
– Применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной
культуры;
– Постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
– Расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности,
включая информационно-коммуникационные технологии;

– Освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации
собственного творческого потенциала.
Выпускник научится:
- понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
- анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических,
романтических, эпических);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных
знаний об интонационной природе музыки;
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
- различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных
произведений;
- различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
- понимать основной принцип построения и развития музыки;
- анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее,
средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
- понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры
народа;
- определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки,
разновидности обрядовых песен;
- понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
- понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального
творчества;
- распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки,
особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
- определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке,
понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
- определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в
западноевропейской музыке;
- узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных
композиторов;
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных
знаний о стилевых направлениях;
- различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерноинструментальной, симфонической музыки;
- называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и
т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
- узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
- называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных,
современных электронных;
- определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных
инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
- владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного
музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- определять характерные особенности музыкального языка;
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
- анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных
музыкальных образах;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
- выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве
различных композиторов;
- владеть навыками вокально-хорового музицирования.
Выпускник получит возможность научиться:

- понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов
музыкального фольклора разных стран мира;
- понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты,
прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
- понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на
примере канта, литургии, хорового концерта;
- определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
- распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
- различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их
возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального
искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное
состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с
ориентацией на нотную запись;
- активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов
(литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Содержание тем учебного курса «Музыка» 5 класса
Раздел 1. Музыка и литература
Что роднит музыку и литературу. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… Вся
Россия просится в песню. Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться
нужно…Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора… Программная
музыка «Что за прелесть эти сказки…». Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией
одной звучит печаль и радость… Песнь моя летит с мольбою… Вторая жизнь песни. Живительный
родник творчества. Всю жизнь мою несу Родину в душе… «Перезвоны». Звучащие картины. Скажи,
откуда ты приходишь, красота? Обобщающий урок по теме 1 четверти.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт,
бог, и сам того не знаешь… Был он весь окутан тайной – чёрный гость… Первое путешествие в
музыкальный театр. Опера. Опера-былина «Садко». Поклон вам, гости именитые, гости заморские!
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балет-сказка «Щелкунчик». Музыка в театре, в
кино, на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора.
Обобщающий урок по разделу.
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство
Что родним музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и красках. Три
вечные струны: молитва, песнь, любовь. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье... В минуты
музыки печальной… Есть сила благодатная в созвучье слов живых… Обобщающий урок по теме 2
четверти.
Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом, за русский край… Ледовое
побоище. После побоища. Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа,
объятья… Мои помыслы – краски, мои краски – напевы… И это всё – весенних дней приметы!
Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенности. Колокольность в музыке и изобразительном
искусстве. Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко… Портрет в
музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали… Неукротимым духом
своим он побеждал зло. Волшебная палочка дирижера. Дирижёры мира. Образы борьбы и победы в
искусстве. О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена
играет… Застывшая музыка. Содружество муз в храме. Полифония в музыке и живописи. В музыке
Баха слышатся мелодии космоса… Обобщающий урок по теме 3 четверти.
Музыка на мольберте. Композитор-художник. Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты…
Вселенная представляется мне большой симфонией… Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка
ближе всего к природе…Звуки и запахи реют в вечном воздухе. О подвигах, о доблести, о славе… О
тех, кто уже не придёт никогда, - помните! Звучащие картины. В каждой мимолётности вижу я
миры… Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете… Музыкальная живопись Мусоргского. Мир
композитора. Исследовательский проект. С веком наравне. Обобщающий урок по теме 4 четверти.

Содержание тем учебного курса «Музыка» 6 класса
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки
Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов.
Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. Два музыкальных посвящения.
«Я помню чудное мгновенье». «И жизнь, и слёзы, и любовь…». Вальс-фантазия. Портрет в музыке и
живописи. Картинная галерея. Уноси моё сердце в звенящую даль... Музыкальный образ и
мастерство исполнителя. Ф. И. Шаляпин. Картинная галерея. Обряды и обычаи в фольклоре и в
творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских
композиторов. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинной
песни мир. Песни Ф.Шуберта. Баллада «Лесной царь». Картинная галерея. Обобщающий урок по
теме 1 четверти.
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Русская духовная
музыка. Духовный концерт. В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской». Сюжеты и образы фресок. В.
Гаврилин. «Перезвоны». Молитва. Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное»
в музыке И.С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. «Stabat Mater». «Реквием».
Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов.
Авторская песня сегодня. «Глобус крутится, вертится…». Песни Булата Окуджавы. Джаз - искусство
XX века. Спиричуэл и блюз. Джаз – музыка лёгкая или серьёзная? Обобщающий урок по теме 2
четверти.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Ф. Шопена. Вдали от
Родины. Инструментальная баллада. Рождаются великие творения. Ночной пейзаж. Ноктюрн.
Картинная галерея. Инструментальный концерт. А. Вивальди «Времена года». «Итальянский
концерт» И.С. Баха. Космический пейзаж. «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная
галерея. Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации Г. В. Свиридова к
повести А. С. Пушкина. «Тройка». «Вальс». Музыкальные иллюстрации Г. В. Свиридова к повести
А. С. Пушкина. «Весна и осень». «Романс». «Пастораль». Музыкальные иллюстрации Г. В.
Свиридова к повести А. С. Пушкина. «Военный марш». «Венчание». «Над вымыслом слезами
обольюсь». Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».
Связь времен. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость. Обобщающий урок по
теме 3 четверти.
Увертюра-фантазия П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта». Мир музыкального театра. Балет
«Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика». Рокопера А. Б. Журбина «Орфей и Эвридика». Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX
века. Музыка в отечественном кино. Мир образов камерной и симфонической музыки.
Исследовательский проект. Урок-концерт.
Содержание тем учебного курса «Музыка» 7 класса
Раздел 1. Особенности музыкальной драматургии сценической музыки.
Классика и современность. В музыкальном театре. Опера. Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Опера А.П. Бородина «Князь Игорь». В музыкальном театре. Балет. Балет Б. И. Тищенко
«Ярославна». Героическая тема в русской музыке. Обобщающий урок-концерт.
Галерея героических образов. В музыкальном театре. Дж. Гершвин: «Мой народ – американцы…».
Дж. Гершвин «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Опера Ж. Бизе «Кармен».
Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образ Хозе и Эскамильо. Балет Р. К. Щедрина
«Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и
Тореодора. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса». Рок-опера «Иисус Христос –
суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и
Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Обобщающий урок по
теме 2 четверти.
«Гоголь-сюита». Из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю. Образы «Гоголь-сюиты».
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

Музыкальная драматургия — развитие музыки. Два направления музыкальной культуры.
Религиозная музыка. Два направления музыкальной культуры. Светская музыка. Камерная
инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Циклические формы инструментальной музыки.
«Кончерто гроссо» А. Шнитке. «Сюита в старинном стиле А. Шнитке». Соната. Соната №8
«Патетическая» Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В. –А. Моцарта.
Симфоническая музыка. Симфония №103 «С тремоло литавр» Й. Гайдна. Симфония №40 В. –А.
Моцарт. Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева.
Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 «Неоконченная» Ф. Шуберта. Симфония №1 В.
Калинникова. Симфония №5 П. И. Чайковского. Симфония №7 «Ленинградская» Д. Шостаковича.
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для
скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина. Музыка народов мира.
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Урок-концерт «Пусть музыка звучит».
Содержание тем учебного курса «Музыка» 8 класса
Раздел 1. Что значит современность в музыке?
Классика в нашей жизни. В музыкальном театре. Опера. Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». Опера
А.П. Бородина «Князь Игорь». В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И. Тищенко «Ярославна».
Галерея героических образов. Обобщающий урок-концерт.
В музыкальном театре. Дж. Гершвин: «Мой народ – американцы…». Дж. Гершвин «Порги и Бесс».
Первая американская национальная опера. Опера Ж. Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире.
Образ Кармен. Образ Хозе и Эскамильо. Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение
оперы Ж. Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора. Сюжеты и образы
религиозной музыки. «Высокая месса». Музыка в храмовом синтезе. Галерея религиозных образов.
Обобщающий урок по темам 2 четверти. Контрольная работа в форме «Кроссворд».
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.
Музыка к драматическому спектаклю. Неизвестный Свиридов «О России петь – что стремиться в
храм…». Цикл «Песнопения и молитвы». Музыкальное завещание потомкам. В концертном зле.
Симфония: прошлое и настоящее. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1
«Классическая» С. Прокофьева. Симфония №5 П. Чайковского.
Обобщающий урок по темам 3 четверти. Контрольная работа в форме «Реферат».
Музыка – это огромный мир, окружающий человека. Музыканты – извечные маги. Музыка Э. Грига
к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Музыка в кино. «Ты отправляешься в путь, чтобы разжечь день».
Музыка к фильму «Властелин колец». Пусть музыка звучит. Исследовательский проект.
Тематическое планирование
№

1
2
Итого:

Тема, раздел
Тематический план 5 класс (34ч)
Музыка и литература
Музыка и изобразительное искусство.
Тематический план 6 класс (34ч)
Мир образов вокальной и инструментальной музыки

1
2
Итого:
1
2
Итого:

Мир образов камерной и симфонической музыки
Тематический план 7 класс (34ч)
Особенности драматургии сценической музыки
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

Количество
часов
16
18
34
16
18
34
16
18
34

1

Тематический план 8 класс (34ч)
Что значит современность в музыке?

16

2

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

18

Итого:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».