Рабочая программа Родная (русская) литература

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Родной русской литературе» для 5-9 классов создана на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте. Данная
программа обеспечивается линией учебно-методических комплектов по «Родной русской
литературе» для 5-9 классов под редакцией О.М. Александровой, выпускаемых издательством
«Просвещение». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения «Родной русской литературы», которые определены
стандартом.
Рабочая программа по «Родной русской литературе» представляет собой целостный документ,
включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета,
описание места учебного предмета «Родная русская литература» в учебном плане школы,
содержание тем учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов
учебной деятельности учащихся, перечень учебно-методического и материально-технического
обеспечения, планируемые результаты обучения.
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения (5 – 9 классы),
основные направления обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета «Родная русская литература», включает систему условий реализации учебной
программы.
Изучение предмета «Родная русская литература » должно обеспечить достижение следующих
целей:
•
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством
патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
•
формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа,
включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его
культурному наследию;
•
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа иответственности за сохранение русской культуры;
• развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском
государстве.
• Учебный предмет «Родная русская литература направлен на решение следующих задач:
• приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и
культурного пространства России,диалога культур всех народов Российской Федерации;
• осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей;
• выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование
представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения
материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
• получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её
взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
• выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе;

создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу
прочитанного;
• формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной
жизни и учебной деятельности;
• накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования
собственных читательскихпредпочтений произведений родной русской литературы;
формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской
литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека
и общества, многоаспектного диалога;
развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки
и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др
Данная программа предназначена для учащихся, изучающих
литературу по следующим учебникам:
• Александрова О.М., Аристова М.А. Беляева Н.В. Родная русская литература. 5 класс..
Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
• Александрова О.М., Аристова М.А. Беляева Н.В. Родная русская литература. 6 класс..
Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
• Александрова О.М.,
Аристова М.А. Беляева Н.В. Родная русская литература 7
класс.Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
• Александрова О.М., Аристова М.А. Беляева Н.В. Родная русская литература 8 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
• Александрова О.М., Аристова М.А. Беляева Н.В. Родная русская литература 9 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская
литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной
традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему
поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого,
настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании школьников.
Объединяющим принципом для содержания предметов «Родной язык (русский)» и «Родная
литература (русская)» является культурно- исторический подход к представлению
дидактического материала. На его основе в программе учебного предмета «Родная литература
(русская)» выделяются проблемно-тематические блоки, каждый из которых включает
сопряжённые с ним ключевые слова, отражающие духовную и материальную культуру
русского народа в их исторической взаимосвязи. Через ключевые для национального сознания
культурные понятия, формирующие ценностное поле русской литературы, отражается
когнитивное пространство, которое является формой существования русской культуры в
сознании как народа в целом, так и отдельного человека.
Это концептуальное положение определяет специфические особенности учебного предмета
«Родная литература (русская)», отличающие его от учебного предмета «Литература»,
входящего в предметную область
«Русский язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
а) отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их
национально-культурное своеобразие (например, русский национальный характер, обычаи
и традиции русского народа), духовные основы русской культуры;
б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых
литературных произведений, расширенным историко- культурным комментарием к ним.

3.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « РОДНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе основного
общего образования отводится 85 часов. В 5–9 классах выделяется по 17 часов в полгода (из
расчёта 0,5 учебного часа в неделю).
5 класс.- 0,5
6 класс- 0,5
7 класс- 0,5
8 класс- 0,5
9класс-0,5

4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА »
Личностные результаты должны отражать:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности;
проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального
народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических,
демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию,
важительное отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира
творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры
народов России и стран мира;
• способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских,
проектных и других творческих работах;
• неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация
на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему
поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты освоения должны отражать сформированность универсальных
учебных действий: регулятивныхпознавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач; навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная
литература (русская)» должны отражать:
• понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое
пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного
русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;
• проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры
русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к
литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного
пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
• понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и
культурыпроизведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в
своём творчестве национальные традиции русской литературы;
• осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов,
проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с
культурами народов России и мира;
• развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и
укладом; развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
• овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной
русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу
прочитанного;
• применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной
жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение
формировать и обогащать собственный круг чтения;
• накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной
русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование

потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная
литература (русская)» по годам обучения
Первый год обучения. 5 класс
• формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок,
пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского
народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных инравственных смыслов в произведениях о Москве
как столице России и о русском лесе;
• формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и
произведениях о семейных ценностях;
• формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и
загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о
проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
• развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе
наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос,
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться
отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о
проектноисследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с
разными источниками информации.
Второй год обучения. 6 класс
• развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и
русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в
контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне
тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания
культурных инравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;
• развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о
родном крае и русском доме;
• развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках
русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и
взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о
подростках и о богатстве русского языка и родной речи;
• развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на
основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате
ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством
учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов,
работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её
обработки и презентации.
Третий год обучения. 7 класс
• развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских
народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в
русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа;

осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных
смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;
развитие представлений о богатстве русской литературы и
культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в
произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
• развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и
героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах,
которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по
предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю,
современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на
проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства
с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного
чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения
основными способами её обработки и презентации.
Четвёртый год обучения. 8 класс
• развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о
легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского
народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных
смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
• развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании
Троицы и о родстве душ русских людей;
развитие представлений о русском национальном характере в
произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре
взросления; о языке русской поэзии;
• развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и
литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора
читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на
проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного
чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения
основными способами её обработки и презентации.
Пятый год обучения. 9 класс
• развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений
разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о
нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального
сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и
российской степи в русской литературе;
• развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о
родительском доме как вечной ценности;
• развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой
Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о
нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
развитие
умений осознанно воспринимать художественное

произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских
ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного
текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно
отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и
перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с
разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и
презентации.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА »
5 КЛАСС (17 ЧАСОВ)
Раздел 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (7ч)
Преданья старины глубокой (3ч)
Малые жанры фольклора. Значение
Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.
Русские народные и литературные сказки.
Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
Города земли русской (2 ч)
Москва в произведениях русских писателей
А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…».
Л.Н. Мартынов. «Красные ворота»
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы (2ч.)
Русский лес
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
А. В. Кольцов. «Лес».
В. А. Рождественский. «Берёза».
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4ч)
Праздники русского мира (2 ч)
Рождество
Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».
А. И. Куприн. «Бедный принц».
И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
Тепло родного дома (2 ч)
Семейные ценности
И. А. Крылов. «Дерево».
И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6ч)

Не до ордена – была бы Родина (1 ч)
Отечественная война 1812 года
Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души (1 ч)
Парадоксы русского характера.
К.Г. Паустовский « Похождения жука –носорога»
Ю. Я. Яковлев « Сыновья Пешеходова»
О ваших ровесниках(2ч.)
Школьные контрольные
К.И.Чуковский « Серебряный герб».
А.А. Гиваргизов « Контрольный диктант»
Лишь слову жизнь дана (2ч.)
Родной язык, родная речь
И.А.Бунин «Слово»
В.Г. Гордейчев « Родная речь»
6 КЛАСС (17 ЧАСОВ)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч)
Преданья старины глубокой (2 ч)
Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе.
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской (2 ч)
Русский Север: Архангельск в русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы изкниги «Поморские были и
сказания»).
Родные просторы (2 ч)
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег».

По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч)
Праздники русского мира (2ч)
Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома (2 ч)
Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа».
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (7ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе»
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души (2 ч)
Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках (2ч)
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с нимпознакомился»,
«Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»

7 КЛАСС (17 часов)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (7ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Русскиенародные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе А. С. Пушкин. «Песни о
Стеньке Разине» (песня 1).
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской (2ч)
Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы (2 ч)
Русское поле
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч)
Праздники русского мира (2 ч)
Пасха
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома (2 ч)
Русские мастера
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).

Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 ч)
Не до ордена – была бы Родина (1 ч)
На Первой мировой войне
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин.«Голубая стрекоза».
Загадки русской души (2 ч)
Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдругберутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках (2 ч)
Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную
жизнь»).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Такого языка на свете не бывало
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»

8 КЛАСС (17 ЧАСОВ)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6ч)
Преданья старины глубокой (2 ч)
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин С. Н. Марков.
«Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» П. Н. Полевой.
«Избранник Божий» (главы из романа).Города земли русской (2 ч)
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»М.А. Кузмин. «Я знаю
вас не понаслышке…» И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы (2 ч)
Волга – русская река
«Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горестарого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч)
Праздники русского мира (2 ч)
Троица
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»

Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома (2 ч)
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (7ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души (2 ч)
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках (2 ч)
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».
9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (3 ч)
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении). А. С. Пушкин. «Полководец»,
«Бородинская годовщина» (фрагмент).М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской (3 ч)
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А.А.Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д.С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
Родные просторы (3 ч)
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (4 ч)
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома (5 ч)
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев.«Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести
«Последний поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (4 ч)
Великая Отечественная война
Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души (2 ч)
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках (2 ч)
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОЙ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ.
№
п/п
1

2

Тема раздела
5 класс 17 часов
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой:
Города земли русской
Родные просторы
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Тепло родного дома

Количество
часов.
7час.
3ч.
2ч.
2ч.
4час.
2ч.
2ч.

3.

1

2

3.

1

2

3.

1

2

3.

РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Загадки русской души
О ваших ровесниках
Лишь слову жизнь дана
6 класс 17 часов
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой:
Города земли русской
Родные просторы
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Тепло родного дома
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Загадки русской души
О ваших ровесниках
Лишь слову жизнь дана
7 класс 17 часов
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой:
Города земли русской
Родные просторы
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Тепло родного дома
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Загадки русской души
О ваших ровесниках
Лишь слову жизнь дана
8 класс 17 часов
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой:
Города земли русской
Родные просторы
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Тепло родного дома
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Загадки русской души
О ваших ровесниках

6час.
1ч
1ч
2ч.
2ч.
6 час.
2ч.
2ч.
2ч.
4час.
2ч.
2ч.
7час.
2ч
2ч
2ч.
1ч.
7час.
3ч.
2ч.
2ч.
4час.
2ч.
2ч.
6час.
1ч
2ч
2ч.
1ч.
6 час.
2ч.
2ч.
2ч.
4час.
2ч.
2ч.
7час.
2ч
2ч
2ч.

1

2

3.

Лишь слову жизнь дана
9 класс 17 часов
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой:
Города земли русской
Родные просторы
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Тепло родного дома
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Загадки русской души
О ваших ровесниках
Лишь слову жизнь дана

1ч.
7час.
3ч.
2ч.
2ч.
5час.
3ч.
2ч.
5час.
2ч
1ч
1ч.
1ч.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список литературы
1. Александрова О.М.,
Аристова М.А. Беляева Н.В. Родная русская литература. 5
класс..Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
2. Александрова О.М.,
Аристова М.А. Беляева Н.В. Родная русская литература.
6
класс..Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
3. Александрова О.М., Аристова М.А. Беляева Н.В. Родная русская литература 7 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
4. Александрова О.М., Аристова М.А. Беляева Н.В. Родная русская литература 8 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
5. Александрова О.М., Аристова М.А. Беляева Н.В. Родная русская литература 9 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные
произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным
фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её
интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о
нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном
характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты
национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать
фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных
высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного
рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных
элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую
разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями,
действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала
конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание),
определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения,
руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики,
проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно
понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,
устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе
формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с
другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно
формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и
презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и
смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством
учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в
разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».