Рабочая программа ОДКНР

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Метапредметные результаты – способность планировать и организовывать свою
учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета,
видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою
точку зрения, выслушивать и обсуждать различные
взгляды и оценки, вести
конструктивный диалог; работать в коллективе;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно –
популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в
соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей
творческо – поисковой работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
Личностные результаты – становление внутренней установки личности обучающихся на
то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к
определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и
поступками;
-воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим её, их культуре и
традициям, бережное отношение к своей родной культуре.
Предметные результаты
К концу обучения учащиеся научатся:
 Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из
прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и
прослушанных объяснений учителя.
 Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
 Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
 Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
 Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
 Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.
 Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
 Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.
 Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
 Работать с историческими источниками и документами

– овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и
каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый»,
понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их
культуре и вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что
семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно – нравственной культуры
общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли
традиционные религии разных народов;
- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры,
используя основные и дополнительные источники информации.

Содержание курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России», 5
класс
Раздел 1. В мире культуры.
Величие российской культуры.
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры –
представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш.
Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры.
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее
таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса
разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал – батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна.
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий
Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных
конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур – Залман и др.). Вклад
народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека.
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…».
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда.
Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины
(землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе.
Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных
объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей.
Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и
поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях.
Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения
членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый
трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура.
Роль религии в развитии культуры.
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в
Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.
Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка.
Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.

Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII – XII века) – золотое время
исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в
сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев.
Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах
мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма.
Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские
монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.
Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников,
связанных с разными религиями.
Хранить память предков.
Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской
истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир.
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные
качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет
в разных жизненных ситуациях.
Тематическое планирование.
№
п/п
1.

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Раздел 1. В мире культуры.

4

2.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

14

3.
4.

Раздел 3. Религия и культура.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.

10
4

5

Раздел 5. Твой духовный мир .
Итого

2
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».