МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М
инистерство образования и науки Республики Хакасия
А
дминистрация Боградского района
МБОУ "Пушновская ООШ "
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
________________________
________________________
Методическим советом
Протокол №
от « »
директор
Колосова Н.С.
Приказ №
от «
»
2023 г.
Голиненко Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1877174)
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 5 7 классов
с. Пушное2023
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основного общего образования по изобразительному искусству составлена на
основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, пред
ставленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно нравствен
ного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Основная цель изобразительного искусства – развитие визуально пространственного
мышления обучающихся как формы эмоционально ценностного, эстетического освоения мира,
формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культу
ры.
Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя основы
разных видов визуально пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно прикладного искусства, фотографии, функции художе
ственного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами програм
мы по изобразительному искусству являются формирование активного отношения к традициям
культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гра
жданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры России,
выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно
материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности обучающе
гося, его активной учебно познавательной деятельности, творческого развития и формирования
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Программа по изобразительному искусству ориентирована на психовозрастные особенно
сти развития обучающихся 11–15 лет.
Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов визуаль
но пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народ
ного и декоративно прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах
(вариативно).
Задачами изобразительного искусства являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах
духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной дея
тельности в жизни общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художествен
ной культуре во всём многообразии её видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художествен
ных материалов в разных видах визуально пространственных искусств: изобразительных (жи
вопись, графика, скульптура), декоративно прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта худо
жественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтети
ческих искусствах (театр и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как
способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоз
зренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
воспитание уважения и любви к культурному наследию России через освоение отече
ственной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, фор
мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эсте
тической и личностно значимой ценности.
О
бщее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного искусства, – 102
часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34
часа (1 час в неделю).
Содержание программы по изобразительному искусству на уровне основного общего об
разования структурировано по 4 модулям (3 инвариантных и 1 вариативный). Инвариантные
модули реализуются последовательно в 5, 6 и 7 классах. Содержание вариативного модуля мо
жет быть реализовано дополнительно к инвариантным в одном или нескольких классах или во
внеурочной деятельности.
Модуль №1 «Декоративно прикладное и народное искусство» (5 класс)
Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)
Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)
Модуль №4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная
фотография» (вариативный)
Каждый модуль программы по изобразительному искусству обладает содержательной це
лостностью и организован по восходящему принципу в отношении углубления знаний по веду
щей теме и усложнения умений обучающихся. Последовательность изучения модулей опреде
ляется психологическими возрастными особенностями обучающихся, принципом системности
обучения и опытом педагогической работы.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Модуль № 1 «Декоративно прикладное и народное искусство».
Общие сведения о декоративно прикладном искусстве.
Декоративно прикладное искусство и его виды. Декоративно прикладное искусство и пред
метная среда жизни людей.
Древние корни народного искусства.
Истоки образного языка декоративно прикладного искусства. Традиционные образы народно
го (крестьянского) прикладного искусства.
Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом.
Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта, их значение в
характере труда и жизненного уклада.
Образно символический язык народного прикладного искусства.
Знаки символы традиционного крестьянского прикладного искусства.
Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву, вышив
ки. Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.
Убранство русской избы.
Конструкция избы, единство красоты и пользы – функционального и символического – в её
постройке и украшении.
Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в
образном строе бытового крестьянского искусства.
Выполнение рисунков – эскизов орнаментального декора крестьянского дома.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома.
Декоративные элементы жилой среды.
Определяющая роль природных материалов для конструкции и декора традиционной построй
ки жилого дома в любой природной среде. Мудрость соотношения характера постройки, сим
волики её декора и уклада жизни для каждого народа.
Выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной
формы и орнаментально символического оформления.
Народный праздничный костюм.
Образный строй народного праздничного костюма – женского и мужского.
Традиционная конструкция русского женского костюма – северорусский (сарафан) и южно
русский (понёва) варианты.
Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов
страны.
Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Древнее происхо
ждение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке. Символическое изображе
ние женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности традиционных
орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны.
Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в форме, цветовом
решении, орнаментике костюма черт национального своеобразия.
Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества.
Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного панно
на тему традиций народных праздников.
Народные художественные промыслы.
Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство и ремесло. Традиции
культуры, особенные для каждого региона.
Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов
народов России.
Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально национальным бытом
(дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён).
Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов. Особенности
цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской,
каргопольской игрушки. Местные промыслы игрушек разных регионов страны.
Создание эскиза игрушки по мотивам избранного промысла.
Роспись по дереву. Хохлома. Краткие сведения по истории хохломского промысла. Травный
узор, «травка» – основной мотив хохломского орнамента. Связь с природой. Единство формы
и декора в произведениях промысла. Последовательность выполнения травного орнамента.
Праздничность изделий «золотой хохломы».
Городецкая роспись по дереву. Краткие сведения по истории. Традиционные образы городец
кой росписи предметов быта. Птица и конь – традиционные мотивы орнаментальных компо
зиций. Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой рос
писи.
Посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по истории промысла. Гжельская кера
мика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора. Природные мотивы
росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии.
Роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие форм
подносов, цветового и композиционного решения росписей. Приёмы свободной кистевой им
провизации в живописи цветочных букетов. Эффект освещённости и объёмности изображе
ния.
Древние традиции художественной обработки металла в разных регионах страны. Разнообра
зие назначения предметов и художественно технических приёмов работы с металлом.
Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра – роспись шкатулок, ларчи
ков, табакерок из папье маше. Происхождение искусства лаковой миниатюры в России. Осо
бенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии
традиций отечественной культуры.
Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных промыслов.
Отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических, духовных и
культурных традиций.
Народные художественные ремёсла и промыслы – материальные и духовные ценности, неотъ
емлемая часть культурного наследия России.
Декоративно прикладное искусство в культуре разных эпох и народов.
Роль декоративно прикладного искусства в культуре древних цивилизаций.
Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и ремесла,
уклада жизни людей.
Характерные признаки произведений декоративно прикладного искусства, основные мотивы
и символика орнаментов в культуре разных эпох.
Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение образа
человека, его положения в обществе и характера деятельности в его костюме и его украшени
ях. Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта – в культу
ре разных эпох.
Декоративно прикладное искусство в жизни современного человека.
Многообразие материалов и техник современного декоративно прикладного искусства (худо
жественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указующий или декоративный
знак.
Государственная символика и традиции геральдики. Декоративные украшения предметов на
шего быта и одежды. Значение украшений в проявлении образа человека, его характера, само
понимания, установок и намерений.
Декор на улицах и декор помещений. Декор праздничный и повседневный. Праздничное
оформление школы.
6 КЛАСС
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура».
Общие сведения о видах искусства.
Пространственные и временные виды искусства.
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств, их
место и назначение в жизни людей.
Основные виды живописи, графики и скульптуры. Художник и зритель: зрительские уме
ния, знания и творчество зрителя.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства.
Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые свой
ства.
Рисунок – основа изобразительного искусства и мастерства художника.
Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок.
Навыки размещения рисунка в листе, выбор формата.
Начальные умения рисунка с натуры. Зарисовки простых предметов.
Линейные графические рисунки и наброски. Тон и тональные отношения: тёмное – светлое.
Ритм и ритмическая организация плоскости листа.
Основы цветоведения: понятие цвета в художественной деятельности, физическая основа
цвета, цветовой круг, основные и составные цвета, дополнительные цвета.
Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве: холодный и тёплый цвет,
понятие цветовых отношений; колорит в живописи.
Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Скульптурные памятники, парковая
скульптура, камерная скульптура. Статика и движение в скульптуре. Круглая скульптура.
Произведения мелкой пластики. Виды рельефа.
Жанры изобразительного искусства.
Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для сравнения и анализа
произведений изобразительного искусства.
Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства.
Натюрморт.
Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра натюр
морта в европейском и отечественном искусстве.
Основы графической грамоты: правила объёмного изображения предметов на плоскости.
Линейное построение предмета в пространстве: линия горизонта, точка зрения и точка схо
да, правила перспективных сокращений.
Изображение окружности в перспективе.
Рисование геометрических тел на основе правил линейной перспективы.
Сложная пространственная форма и выявление её конструкции.
Рисунок сложной формы предмета как соотношение простых геометрических фигур.
Линейный рисунок конструкции из нескольких геометрических тел.
Освещение как средство выявления объёма предмета. Понятия «свет», «блик», «полутень»,
«собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Особенности освещения «по свету» и «про
тив света».
Рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по представлению.
Творческий натюрморт в графике. Произведения художников графиков. Особенности гра
фических техник. Печатная графика.
Живописное изображение натюрморта. Цвет в натюрмортах европейских и отечественных
живописцев. Опыт создания живописного натюрморта.
Портрет.
Портрет как образ определённого реального человека. Изображение портрета человека в
искусстве разных эпох. Выражение в портретном изображении характера человека и мировоз
зренческих идеалов эпохи.
Великие портретисты в европейском искусстве.
Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве. Великие портрети
сты в русской живописи.
Парадный и камерный портрет в живописи.
Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в. – отечественном и европейском.
Построение головы человека, основные пропорции лица, соотношение лицевой и черепной
частей головы.
Графический портрет в работах известных художников. Разнообразие графических средств
в изображении образа человека. Графический портретный рисунок с натуры или по памяти.
Роль освещения головы при создании портретного образа.
Свет и тень в изображении головы человека.
Портрет в скульптуре.
Выражение характера человека, его социального положения и образа эпохи в скульптурном
портрете.
Значение свойств художественных материалов в создании скульптурного портрета.
Живописное изображение портрета. Роль цвета в живописном портретном образе в произ
ведениях выдающихся живописцев.
Опыт работы над созданием живописного портрета.
Пейзаж.
Особенности изображения пространства в эпоху Древнего мира, в средневековом искусстве
и в эпоху Возрождения.
Правила построения линейной перспективы в изображении пространства.
Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и дальнего планов при
изображении пейзажа.
Особенности изображения разных состояний природы и её освещения. Романтический пей
заж. Морские пейзажи И. Айвазовского.
Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов.
Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы.
Живописное изображение различных состояний природы. Пейзаж в истории русской живо
писи и его значение в отечественной культуре. История становления картины Родины в разви
тии отечественной пейзажной живописи I в.
Становление образа родной природы в произведениях А.Венецианова и его учеников:
А.Саврасова, И.Шишкина. Пейзажная живопись И.Левитана и её значение для русской
культуры. Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Ро
дины.
Творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины.
Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров. Средства выразительности в
графическом рисунке и многообразие графических техник.
Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы.
Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в понимании образа го
рода.
Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия. Зада
чи охраны культурного наследия и исторического образа в жизни современного города.
Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная перспектива и ритмическая орга
низация плоскости изображения.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве.
Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Значение
художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и
современной жизни.
Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет, содер
жание в жанровой картине. Образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине и
роль картины в их утверждении.
Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность в организации художе
ственных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения.
Исторический жанр в изобразительном искусстве.
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни
общества.
Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологиче
ская картина, картина на библейские темы, батальная картина и другие.
Историческая картина в русском искусстве I в. и её особое место в развитии отечествен
ной культуры.
Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в творчестве В.
Сурикова и других. Исторический образ России в картинах ХХ в.
Работа над сюжетной композицией. Этапы длительного периода работы художника над ис
торической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа над этюдами, уточнения компо
зиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом.
Разработка эскизов композиции на историческую тему с опорой на собранный материал по
задуманному сюжету.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной истории
в европейской культуре.
Вечные темы и их нравственное и духовно ценностное выражение как «духовная ось», со
единяющая жизненные позиции разных поколений.
Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, в скульптуре
«Пьета» Микеланджело и других. Библейские темы в отечественных картинах I в. (А. Ива
нов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В.
Поленов. «Христос и грешница»). Иконопись как великое проявление русской культуры. Язык
изображения в иконе – его религиозный и символический смысл.
Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Рублёва, Феофана Грека, Диони
сия.
Работа над эскизом сюжетной композиции.
Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира в изобразительном
искусстве.
7 КЛАСС
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн».
Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки – конструктивные искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» – предметно пространственной сре
ды жизни людей.
Функциональность предметно пространственной среды и выражение в ней мировосприя
тия, духовно ценностных позиций общества.
Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные
исторические эпохи.
Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения
культурного наследия и природного ландшафта.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития.
Единство функционального и художественного – целесообразности и красоты.
Графический дизайн.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы
формальной композиции в конструктивных искусствах.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображе
ние.
Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометриче
ских фигур, без предметного содержания.
Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов.
Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия, ди
намическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость
композиции.
Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим располо
жением геометрических фигур на плоскости.
Роль цвета в организации композиционного пространства. Функциональные задачи цвета в
конструктивных искусствах.
Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цвето
вых форм, доминанта.
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы как изобразитель
но смысловой символ.
Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.
Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции.
Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква – изобразительный эле
мент композиции».
Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции
логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и
изображения.
Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката. Компози
ционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной открытке.
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы, составляю
щие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.
Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе
компьютерных программ.
Макетирование объёмно пространственных композиций.
Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства.
Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.
Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения
на макете.
Выполнение практических работ по созданию объёмно пространственных композиций.
Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов,
образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный
характер постройки.
Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности соо
ружения и логики конструктивного соотношения его частей.
Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитек
турных конструкций (перекрытия и опора – стоечно балочная конструкция – архитектура сво
дов, каркасная каменная архитектура, металлический каркас, железобетон и язык современной
архитектуры).
Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Об
раз времени в предметах, создаваемых человеком.
Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через выявле
ние сочетающихся объёмов. Красота – наиболее полное выявление функции предмета. Влия
ние развития технологий и материалов на изменение формы предмета.
Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.
Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изго
товления.
Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в ди
зайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием
цвета.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции
образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей.
Художественно аналитический обзор развития образно стилевого языка архитектуры как эта
пов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.
Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметно про
странственной среде жизни разных народов.
Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитиче
ских зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изоб
ражения.
Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.
Архитектурная и градостроительная революция
в. Её технологические и эстетические
предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре.
Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материально строитель
ной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и
агрессивности среды современного города.
Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их
связь с образом жизни людей.
Роль цвета в формировании пространства. Схема планировка и реальность.
Современные поиски новой эстетики в градостроительстве. Выполнение практических ра
бот по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа
или фантазийной зарисовки города будущего.
Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значе
ние культурного наследия для современной жизни людей.
Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и
архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города.
Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в горо
дах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и прочие), киосков, информационных
блоков, блоков локального озеленения и другое.
Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской
среды» в виде создания коллажнографической композиции или дизайн проекта оформления
витрины магазина.
Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его интерьера.
Дизайн пространственно предметной среды интерьера.
Образно стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение
стиля жизни его хозяев.
Зонирование интерьера – создание многофункционального пространства. Отделочные мате
риалы, введение фактуры и цвета в интерьер.
Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).
Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образно стилевом
решении интерьера» в форме создания коллажной композиции.
Организация архитектурно ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно
парковой средой.
Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной тер
ритории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка ланд
шафтных проектов.
Выполнение дизайн проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы
чертежа.
Единство эстетического и функционального в объёмно пространственной организации сре
ды жизнедеятельности людей.
Образ человека и индивидуальное проектирование.
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуаль
ности человека, его вкуса, потребностей и возможностей.
Образно личностное проектирование в дизайне и архитектуре.
Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн предметной
среды в интерьере частного дома. Мода и культура как параметры создания собственного ко
стюма или комплекта одежды.
Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообраз
ность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипули
рования массовым сознанием.
Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и подростковая
мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль фантазии и
вкуса в подборе одежды.
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды».
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карна
вальный. Грим бытовой и сценический.
Имидж дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой,
общественной деятельностью.
Дизайн и архитектура – средства организации среды жизни людей и строительства нового
мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬ
НОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по
изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего об
разования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к россий
ским традиционным духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, ука
занных во ФГОС ООО: формирование у обучающихся основ российской идентичности,
ценностные установки и социально значимые качества личности, духовно нравственное раз
витие обучающихся и отношение обучающихся к культуре, мотивацию к познанию и обуче
нию, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.
1) Патриотическое воспитание.
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и современ
ного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном
и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и
красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящён
ных различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и тра
гическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотиче
ские чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудро
сти и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе
собственной художественно практической деятельности обучающегося, который учится чув
ственно эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.
2) Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучаю
щихся к традиционным российским духовно нравственным ценностям. При этом реализуются
задачи социализации и гражданского воспитания обучающегося. Формируется чувство личной
причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий
коммуникативные умения. В рамках изобразительного искусства происходит изучение худо
жественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства
обучающихся. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных наро
дов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие ра
боты, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной
совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной
ответственности.
3) Духовно нравственное воспитание.
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетиче
ский, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть
учебного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающего
ся и развитие его эмоционально образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенци
ала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена
общества. Ценностно ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изоб
разительному искусству способствует освоению базовых ценностей – формированию отноше
ния к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важ
ному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
4) Эстетическое воспитание.
Эстетическое (от греч. isth tik s – чувствующий, чувственный) – это воспитание чувствен
ной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безоб
разное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение
в изображении и в создании предметно пространственной среды постоянного поиска идеалов,
веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим
компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способ
ствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим лю
дям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принци
пу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной лично
сти, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способ
ствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному на
следию.
5) Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставят
ся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в соответствии со специ
альными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный
интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных
проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно исто
рической направленности.
6) Экологическое воспитание.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологиче
ских проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, формиро
вание нравственно эстетического отношения к природе воспитывается в процессе художе
ственно эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной
художественно творческой работе.
7) Трудовое воспитание.
Художественно эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в
процессе личной художественно творческой работы с освоением художественных материалов
и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие каче
ства, как навыки практической (не теоретико виртуальной) работы своими руками, формиро
вание умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовле
творение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства,
стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотруд
ничества, коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к
определённым заданиям программы.
8) Воспитывающая предметно эстетическая среда.
В процессе художественно эстетического воспитания обучающихся имеет значение органи
зация пространственной среды общеобразовательной организации. При этом обучающиеся
должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления
пространства в соответствии с задачами общеобразовательной организации, среды, календар
ными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предмет
но пространственной среды общеобразовательной организации, оказывает активное воспита
тельное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и воспри
ятие жизни обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие пространственные представления и
сенсорные способности как часть универсальных познавательных учебных действий:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между
собой;
абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной компози
ции.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследователь
ские действия как часть универсальных познавательных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий
явления искусства и действительности;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в
жизни людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установлен
ной или выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или
исследования, аргументированно защищать свои позиции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть универсальных познавательных учебных действий:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и от
бора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информа
цию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных
видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных
презентациях.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуни
кативных универсальных учебных действий:
понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зри
тель), между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружа
ющих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонен
там, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и коррект
но, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления,
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта ин
тересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного
или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готов
ность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к зада
чам, своей роли в достижении общего результата.
владение универсальными регулятивными действиями
О
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как часть
универсальных регулятивных учебных действий:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных
задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, разви
вать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осо
знанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, ху
дожественно творческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как часть уни
версальных регулятивных учебных действий:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих це
лям критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие умения эмоционального интеллекта
как часть универсальных регулятивных учебных действий:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию
эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства
и собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намере
ния и переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудниче
стве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаи
модействии.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по
отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль № 1 «Декоративно прикладное и народное искусство»:
знать о многообразии видов декоративно прикладного искусства: народного, классическо
го, современного, искусства, промыслов;
понимать связь декоративно прикладного искусства с бытовыми потребностями людей,
необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде;
иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магиче
ском значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о
присутствии в древних орнаментах символического описания мира;
характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративно
прикладного искусства;
уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межлич
ностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно про
странственной среды;
распознавать произведения декоративно прикладного искусства по материалу (дерево, ме
талл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, другие материалы), уметь характеризовать
неразрывную связь декора и материала;
распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно прикладного ис
кусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, другие
техники;
знать специфику образного языка декоративного искусства – его знаковую природу, орна
ментальность, стилизацию изображения;
различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зо
оморфный, антропоморфный;
владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов лен
точных, сетчатых, центрических;
знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и
уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;
владеть практическими навыками стилизованного – орнаментального лаконичного изобра
жения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представителей животно
го мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирово
го искусства;
знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной
среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в це
лом;
уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского
искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать земля);
знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его
декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое
единство его деталей, объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни
и памятник архитектуры;
иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянско
го быта;
освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символиче
ское значение его декора, знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного
костюма различных регионов страны, уметь изобразить или смоделировать традиционный на
родный костюм;
осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, храня
щее в своих материальных формах глубинные духовные ценности;
знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных на
родов, например, юрты, сакли, хаты мазанки, объяснять семантическое значение деталей
конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом;
иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельно
сти – быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет,
Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье), понимать разнообразие
образов декоративно прикладного искусства, его единство и целостность для каждой конкрет
ной культуры, определяемые природными условиями и сложившийся историей;
объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современ
ной жизни;
рассказывать о происхождении народных художественных промыслов, о соотношении ре
месла и искусства;
называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художе
ственных промыслов;
характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народ
ных промыслов;
уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: де
рево, глина, металл, стекло;
различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и тех
нике декора;
объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных
промыслов;
иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий неко
торых художественных промыслов;
уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изде
лий ряда отечественных художественных промыслов;
характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип,
указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логоти
па;
понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значе
нии и содержании геральдики;
уметь определять и указывать продукты декоративно прикладной художественной деятель
ности в окружающей предметно пространственной среде, обычной жизненной обстановке и
характеризовать их образное назначение;
ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно прикладного искус
ства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку,
литьё, гобелен и другое;
иметь навыки коллективной практической творческой работы по оформлению про
странства школы и школьных праздников.
К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по
отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»:
характеризовать различия между пространственными и временными видами искусства и их
значение в жизни людей;
объяснять причины деления пространственных искусств на виды;
знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в жизни
людей.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живо
писи, скульптуры;
осознавать значение материала в создании художественного образа, уметь различать и объ
яснять роль художественного материала в произведениях искусства;
иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости, фломастерами,
углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также использовать
возможности применять другие доступные художественные материалы;
иметь представление о различных художественных техниках в использовании художествен
ных материалов;
понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;
иметь опыт учебного рисунка – светотеневого изображения объёмных форм;
знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические тела на
двухмерной плоскости;
знать понятия графической грамоты изображения предмета «освещённая часть», «блик»,
«полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в практике рисунка;
понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуально
го анализа;
обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и
объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого;
иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии;
иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу
или как самостоятельное творческое действие;
знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета, дополнительные
цвета – и значение этих знаний для искусства живописи;
определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой контраст» и
иметь навыки практической работы гуашью и акварелью;
иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической вы
разительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных.
Жанры изобразительного искусства:
объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием произведения
искусства.
Натюрморт:
характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории человечества и
приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового времени;
рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли натюрморта в отечествен
ном искусстве ХХ в., опираясь на конкретные произведения отечественных художников;
знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения
объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;
знать об освещении как средстве выявления объёма предмета, иметь опыт построения
композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе, выделения
доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств выразительности;
иметь опыт создания графического натюрморта;
иметь опыт создания натюрморта средствами живописи.
Портрет:
иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи как по
следовательности изменений представления о человеке;
уметь сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древнего Рима, эпохи Возро
ждения и Нового времени;
понимать, что в художественном портрете присутствует также выражение идеалов эпохи и
авторская позиция художника;
узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов европейского
искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и других портретистов);
уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном искусстве, называть име
на великих художников портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В.
Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и другие авторы);
знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции
лица, соотношение лицевой и черепной частей головы;
иметь представление о способах объёмного изображения головы человека, создавать за
рисовки объёмной конструкции головы, понимать термин «ракурс» и определять его на прак
тике;
иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении характера
человека и образа эпохи в скульптурном портрете;
иметь начальный опыт лепки головы человека;
иметь опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивиду
альности человека;
иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии гра
фических средств в изображении образа человека;
уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании художе
ственного образа;
иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании портретного
образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета;
иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в. – западном и отечественном.
Пейзаж:
иметь представление и уметь сравнивать изображение пространства в эпоху Древнего мира,
в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения;
знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке;
уметь определять содержание понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и высокий го
ризонт, перспективные сокращения, центральная и угловая перспектива;
знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;
характеризовать особенности изображения разных состояний природы в романтическом
пейзаже и пейзаже творчества импрессионистов и постимпрессионистов;
иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского;
иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической изменчиво
сти состояний природы;
знать и уметь рассказывать историю пейзажа в русской живописи, характеризуя особенно
сти понимания пейзажа в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и художников
ХХ в. (по выбору);
уметь объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ отечественной природы и ка
ково его значение в развитии чувства Родины;
иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний приро
ды;
иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и пред
ставлению;
иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к окружаю
щему миру и его художественно поэтическому видению;
иметь опыт изображения городского пейзажа – по памяти или представлению;
иметь навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного
лица культуры и истории народа;
понимать и объяснять роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его
охраны и сохранения.
Бытовой жанр:
характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни
людей разных эпох и народов;
уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись», «монументальная
живопись», перечислять основные жанры тематической картины;
различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине, выявлять образ нравственных и
ценностных смыслов в жанровой картине;
иметь представление о композиции как целостности в организации художественных выра
зительных средств, взаимосвязи всех компонентов художественного произведения;
уметь объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понима
нии истории человечества и современной жизни;
осознавать многообразие форм организации бытовой жизни и одновременно единство мира
людей;
иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека в искусстве
разных эпох и народов, различать произведения разных культур по их стилистическим при
знакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай, античный мир и другие);
иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их искус
ства;
характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько примеров произве
дений европейского и отечественного искусства;
иметь опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни, обучаясь
художественной наблюдательности и образному видению окружающей действительности.
Исторический жанр:
характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жиз
ни общества, уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жан
ром произведений изобразительного искусства;
знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как «Последний день
Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В. Сурикова, «Бурлаки на Вол
ге» И. Репина;
иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных худож
ников ХХ в.;
уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические темы, сюжеты об
античных героях принято относить к историческому жанру;
узнавать и называть авторов таких произведений, как «Давид» Микеланджело, «Весна» С.
Боттичелли;
знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: пе
риода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов ра
боты над основным холстом;
иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный
проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией.
Библейские темы в изобразительном искусстве:
знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной
истории в произведениях искусства;
объяснять значение великих – вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «ду
ховную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений;
знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских художников на
библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да
Винчи, «Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и другие произведе
ния, в скульптуре «Пьета» Микеланджело и других скульптурах;
знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства;
уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на библейские темы, таких
как «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вече
ря» Н. Ге, «Христос и грешница» В. Поленова и других картин;
иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на библейские темы;
иметь знания о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее Рублёве, Фео
фане Греке, Дионисии;
воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение
отечественной культуры;
объяснять творческий и деятельный характер восприятия произведений искусства на осно
ве художественной культуры зрителя;
рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в
жизни человека.
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по
отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»
характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, то есть искус
ства художественного построения предметно пространственной среды жизни людей;
объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно пространственной среды
жизнедеятельности человека;
рассуждать о влиянии предметно пространственной среды на чувства, установки и поведе
ние человека;
рассуждать о том, как предметно пространственная среда организует деятельность челове
ка и представления о самом себе;
объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, пред
метах труда и быта разных эпох.
Графический дизайн:
объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктив
ных искусств;
объяснять основные средства – требования к композиции;
уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции;
составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставлен
ных задач;
выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту;
составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;
осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;
объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;
различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах;
объяснять выражение «цветовой образ»;
применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединённые од
ним стилем;
определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим сти
лем, отвечающий законам художественной композиции;
соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста, различать «ар
хитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур, иметь опыт творческого воплощения
шрифтовой композиции (буквицы);
применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической компо
зиции;
объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки, раз
личать шрифтовой и знаковый виды логотипа, иметь практический опыт разработки логотипа
на выбранную тему;
иметь творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или
рекламы на основе соединения текста и изображения;
иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала, иметь практи
ческий творческий опыт образного построения книжного и журнального разворотов в каче
стве графических композиций.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
иметь опыт построения объёмно пространственной композиции как макета архитектурного
пространства в реальной жизни;
уметь выполнять построение макета пространственно объёмной композиции по его черте
жу;
выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и их соче
таний на образный характер постройки и её влияние на организацию жизнедеятельности лю
дей;
знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и измене
нии облика архитектурных сооружений;
иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жиз
ни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельно
сти людей;
иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно художественных стилей
разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и част
ном строительстве, в организации городской среды;
характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего вре
мени, современный уровень развития технологий и материалов, рассуждать о социокультур
ных противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодо
ления;
знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохра
нения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания
своей идентичности;
определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как
способ организации образа жизни людей;
знать различные виды планировки города, иметь опыт разработки построения городского
пространства в виде макетной или графической схемы;
характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архи
тектуры, иметь представление о традициях ландшафтно парковой архитектуры и школах
ландшафтного дизайна;
объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между че
ловеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства;
иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении
формы предметов, создаваемых людьми, видеть образ времени и характер жизнедеятельности
человека в предметах его быта;
объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного
мира, объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитекту
ры и дизайна;
иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач
жизнедеятельности человека;
объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и кон
кретные намерения действий, объяснять, что такое стиль в одежде;
иметь представление об истории костюма в истории разных эпох, характеризовать понятие
моды в одежде;
объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориен
тации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности;
иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проекти
ровании одежды, ансамбле в костюме;
уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функцио
нальные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых
эпох;
иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной
одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной,
праздничной, повседневной и других);
различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа, иметь представление
об имидж дизайне, его задачах и социальном бытовании, иметь опыт создания эскизов для ма
кияжа театральных образов и опыт бытового макияжа, определять эстетические и этические
границы применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту.
По результатам реализации вариативного модуля обучающийся получит следующие пред
метные результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС. МОДУЛЬ «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Контрольные
работы
Всего
1
Введение
1
3
Связь времен в народном искусстве
9
2
Древние корни народного искусства
4
Декор человек, общество, время
5
Декоративное искусство в современном мире
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
9
5
9
5
5
6
1
34
1
6 КЛАСС. МОДУЛЬ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
№
п/п
1
2
3
4
Наименование разделов
и тем программы
Виды изобразительного
искусства и основы об
разного языка
Мир наших вещей.
Натюрморт
Вглядываясь в человека.
Портрет
Пространство и время в
изобразительном искус
Количество часов
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
7
4
6
3
10
6
11
1
Практические
работы
7
3
18
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
стве. Пейзаж и
тематическая картина
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧА
СОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
1
20
7 КЛАСС. МОДУЛЬ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
№
п/п
1
2
3
4
5
Наименование разделов
и тем программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Архитектура и дизайн –
конструктивные виды ис
кусства
1
Макетирование объемно
пространственных
композиций
8
4
7
4
10
6
Графический дизайн
Дизайн и архитектура
как среда жизни человека
Образ человека и инди
видуальное проектирова
ние
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧА
СОВ ПО ПРОГРАММЕ
8
1
5
34
1
19
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы