муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пушновская основная общеобразовательная школа»
Согласованно
На педагогическом совете
От «29»08.2024г
Протокол№1
Утверждено:
Директором МБОУ «Пушновская ООШ»
______/Голиненко Н.Н./
От»30»08 2024г
Учебный план обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2024-2025 учебный год
с. Пушное 2024г.
Пояснительная записка
Учебные планы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
уровне основного общего образования (вариант1)
Федеральный учебный план образовательных организаций Российской Федерации (далее
— Учебный план), реализующих ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объём нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. На
каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной
области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учёте
особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков
психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участникамиобразовательных
отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам(годам) обучения. Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана
может различаться для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и
определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами. Часть учебногоплана,
формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых
(специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Неотъемлемой составляющей учебного плана
является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями). Выбор
коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может
осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Время, отведённое на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при
определении объёмов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее
5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности.
№
п/п
1
Общеобразовательные области Основные задачи реализации содержания
Общеобразовательныекурсы Чтение (литературное чтение )
Осознание
значения
чтения
для
решениясоциально значимых задач,
развития познавательныхинтересов, воспитания
чувства
прекрасного,элементарных
этических
представлений,
понятий,
чувствадолга
и
правильных жизненных
позиций.Формирование
и
развитие
техники
чтения,осознанного чтения доступных по содержанию
ивозрасту литературных текстов. Формирование
коммуникативных
навыков
при
чтении
литературных произведений.
Русский язык
Формирование первоначальных
навыков
чтения и
письма при овладении грамотой.
Расширение представлений об окружающей
действительности. Обогащение лексической и грамматикосинтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной
речи. Развитие навыков устной коммуникации и их
применение в различных ситуациях общения. Ознакомление
со средствами устной выразительности, овладение нормами
речевого этикета.
Формирование элементарных представлений о русском
(родном) языке как средстве общения и источнике получения
знаний. Использование письменной коммуникации для
решения
практико-ориентированных задач.
Математика
Овладение
началами
математики(понятием числа,
вычислениями, решением арифметических задачи другими).
Овладение
способностью пользоваться
математическими
знаниями
при решении соответствующих
возрасту
житейских
задач
(ориентироваться
и
использовать
меры
измеренияпространства, времени,
температуры в различных видахпрактической
деятельности). Развитие
способности
использовать некоторые математические знания в жизни.
Формирование
начальных
представлений окомпьютерной грамотности.
Биология
Формирование элементарных научных представленийо
компонентах живой природы: строении и жизни растений,
животных, организма человека и егоздоровье.
Практическое применение биологических знаний:усвоение
приемов выращивания и ухода за некоторыми (например,
комнатными) растениями и домашними животными, ухода за
своим организмом; использование полученных знаний для
решениябытовых, медицинских и экологических проблем.
География
Усвоение
элементарных знаний пофизической и
экономической географии России.Формирование
элементарных представлений огеографии материков и
океанов. Расширение географических представлений о родном
крае.
История Отечества
Формирование представлений о наиболее значимых
исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях,
трудовых и героических делах народов,
Проживающих на территории родины о
примерах служения своему Отечеству в борьбе засвободу и
независимость.
Обществознание
Формирование первоначальных представлений о обществе.
Установление простейших взаимосвязей между историческим
временем и изменениями, происходящими в предметном мире
(мире вещей); жизни отдельного человека и общества.
Физическая культура
Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
соблюдение индивидуального режима питанияи сна.
Воспитание интереса к физической культуре и спорту,
формирование необходимости в систематических занятиях
физической культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных
качеств: быстроты, силы, ловкости и других. Формирование
умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физическихнагрузок, адекватно их дозировать. Овладение
основами доступных видов спорта (атлетикой, гимнастикой,
лыжной подготовкой и другими) в соответствии с
возрастными и психофизическими особенностями
обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы
и психомоторного развития; развитие и совершенствование
волевой сферы.
Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
2
Трудовая подготовка
Трудовое обучение
Овладение элементарными приемами ручного труда,
общетрудовыми умениями и навыками, развитие
самостоятельности, положительноймотивации к трудовой
деятельности. Получениепервоначальных представлений о
значении труда в жизни человека и общества, о мире
профессий и важности выбора доступной профессии.
Профессионально-трудовое обучение
Формирование трудовых умений, необходимых в разных
жизненных сферах. Формирование умения адекватно
применять доступные технологии и
освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации,
социального и трудовоговзаимодействия.
Приобретение
навыковсамостоятельной
работы и работы в коллективе, воспитание чувства
товарищества, сотрудничества и взаимопомощи. Реализация
АООП в части трудового обучения осуществляется исходя
из региональных условий, ориентированных на
необходимость в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных
особенностей психофизического развития, здоровья,
возможностей, а также интересов обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и их родителей
(законных представителей) на основе выбора профиля
труда, включающего в себя подготовку
обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности.
3
Коррекционная
подготовка
а) коррекционные курсы:
Развитие устной речи на основе изучения
Предметов и явлений окружающей
действительности
Основная цель коррекционного курса
заключается
в формировании первоначальных знаний о живой и
Неживой природе; понимании простейших
взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека. Курс является
начальным
звеном
формирования естествоведческих
знаний,
пропедевтическим
этапом формирования у
обучающихся умений наблюдать, анализировать,
взаимодействовать с окружающим миром. Содержание
дисциплины предусматривает знакомство с объектами
и явлениями окружающего мира и дает
возможность постепенно
раскрывать
причинноследственные связи между природными явлениями и
жизнью человека.
Основы социальной жизни
Развитие навыков самообслуживания,
Самостоятельного ведения домашнего хозяйства,
ориентировки в ближайшем окружении и возможности
более широкой жизненной
ориентации, обеспечения безопасности
жизнедеятельности. Усвоение
морально-этических
норм поведения, навыков
общения с
людьми в
разных жизненных ситуациях. Понимание роли семьии
семейных отношений в жизни человека, общества и
государства, в воспитании и развитии ребенка,
сохранении и укреплении его соматического,
физического и психического здоровья, формировании
правильного уклада семейных отношений.
б) обязательные индивидуальные и групповые
коррекционные занятия:
Развитие психомоторики и сенсорных процессов Цель
занятий заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленным на
преодоление или ослаблениепроблем
в психическом
и
личностном
развитии,
гармонизацию личности и межличностных отношений
обучающихся;
формирование
навыков
адекватного
поведения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение
важнейших целей современного образования обучающихся с у/о:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и
социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и
этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Организация самостоятельно в
осуществлении образовательной деятельности, ввыборевидов деятельности по каждому предмету (предметнопрактическая деятельность, экскурсии и т. д.).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых
(специфических) образовательных особенностей, характерных для данной группы обучающихся, а также
индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметовобязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных особенностей обучающихся с
умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Содержание коррекционной подготовки учебного плана представлено коррекционными курсами, коррекционными
занятиями.
На коррекционную подготовку отводится не менее 5 ч. Время, отведённое на коррекционную подготовку, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП. Чередование учебной и
коррекционной подготовки в рамках реализации АООП определяет школа.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может
осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью наосновании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и
индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Коррекционная подготовка представлена коррекционными курсами и обязательными индивидуальными и
групповыми коррекционными занятиями, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков
адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционных курсов для индивидуальных и
групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться школой самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с У/О на основании рекомендаций ПМПК. Коррекционноразвивающие занятия могут проводитьсяв индивидуальной и групповой форме.
Продолжительность учебной недели – 5дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и
укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в 1-ую смену.
Продолжительность учебного года, в 6-8классах– 34недели.
Продолжительность учебных периодов – учебный год делится на 4 четверти
Продолжительность учебныхзанятий составляет 40 минут.
Коррекционные занятия (курсы) проводятся в течение учебного дня и после уроков. На индивидуальные
коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до40 минут.
Промежуточная аттестация обучающихся с у/о в школе проводится по каждомуучебному предмету по итогам
учебного года
Формы промежуточной аттестации:
Формы промежуточной аттестации
Классы
VII
VIII
IX
Чтение (Литературное
чтение)
Комплекснаяработа
комплекснаяработа
комплекснаяработа
Русский языке
комплекснаяработа
комплекснаяработа
комплекснаяработа
Математика
Контрольнаяработа
Контрольнаяработа
Контрольнаяработа
Информатика
Контрольный тест
Контрольный тест
Контрольный тест
Контрольныйтест
Контрольныйтест
Контрольный тест
Контрольный тест
Учебные предметы
Биология
География
Контрольныйтест
Обществознание
История Отечества
Контрольныйтест
Контрольный тест
Контрольный тест
Контрольный тест
Основы социальной жизни Контрольный тест
Контрольный тест
Контрольный тест
Физическаякультура
Сдача нормативов
Сдача нормативов
Сдача нормативов
Профессионально
-трудовоеобучение
Защита проекта
Защита проекта
Защита проекта
Количество тематических, проверочных, диагностических и контрольных работустановлено по каждому предмету в
соответствии рабочей программо
недельный учебный план образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
VI-IX классы
Предметные
области
Классы
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
VI
VIII
IX
Всего
4
4
4
12
3
4
4
12
4
3
3
10
1
1
2
2
2
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1.Математика
2.2. Информатика
3. Естествознание
3.2.Биология
4. Человек и
общество
5. Физическая
культура
3.3Природоведение
3.3. География
2
2
2
2
4
2
6
3.4 Обществознание
1
1
1
1
4.1. Основы социальной
жизни
4.2. История отечества
4.3 Мир истории
5.1 Изобразительное
искусство
5.2 Музыка
2
6.1. Физическая культура
2
6. Технологии
6.1. Трудовое обучение
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия)
Внеурочная деятельность:
Всего к финансированию
2
2
2
2
1
6
2
1
2
4
5
29
2
28
2
27
2
4
84
6
32
33
33
127
6
6
6
24
4
4
4
16
28
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности
обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках проводятся
физкультминутки и гимнастика для глаз.
Во время урока чередуются различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ).
Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с
бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 59 классах - 10-15 минут
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его
выполнение не превышали (в астрономических часах) в 5 - 9 классах - 2ч.