с.Пушное Содержание: Паспорт Программы 3-4 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты освоения учащимися с умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной Программы. 1.3. Система оценки достижения учащимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы. 5-7 8-9 9 - 12 II. Cодержательный раздел 2.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов. 2.2. Программа коррекционной работы с учащимися. 2.3. Организация воспитательной работы и дополнительного образования учащихся с умственной отсталостью. 13 13 - 16 16 - 18 III. Организационный раздел 3.1. Учебный план. 19 3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы 3.3. Мониторинг образовательного процесса. 3.4. Ожидаемые результаты реализации программы 20-21 21-23 23-24 с.Пушное Паспорт Программы Наименование Программы Основания для разработки Программы Стратегическая цель Программы Конечная цель Стратегические задачи Программы Адаптированная основная общеобразовательная программа для учащихся с умственной отсталостью МБОУ «Пушновская ООШ» 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. 3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» №181 –ФЗ от 24.11.1995г. 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 5. Закон РХ «Об образовании в Республики Хакасия» от 05.07.2013г. № 60-3 РХ. 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья"; 7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3.07.1998г (с изменениями от 20.07.2000г, 22.08., 21.12 2004г, 26.07.2007г) 8. Письмо МОиН РФ №АФ-150\06 от 18.04.2008г «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» 9. Уставом образовательной организации. Создание условий для предоставления детям с умственной отсталостью гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного общего образования, возможности получения качественного образования по адаптированным основным общеобразовательным программам и индивидуальной программе обучения. Оптимизация модели адаптивной школы, обеспечивающей успешную социализацию выпускников в современном обществе. - Обеспечить условия для реализации прав учащихся с умственной отсталостью на получение бесплатного образования; - Создать условия, способствующие освоению детьми с умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы начального, основного общего образования и их интеграции в образовательном учреждении; - Осуществлять индивидуально ориентированную психологомедико-педагогическую помощь детям с умственной отсталостью с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). - Обеспечивать возможность обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам. с.Пушное - Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с умственной отсталостью по психолого-педагогической, социальным и другим вопросам; - Совершенствовать систему кадрового обеспечения; Улучшение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с умственной отсталостью. Сроки реализации Про- 2019-2023 учебный год. граммы Основные мероприятия Создание в школе условий, необходимых для получения учащипрограммы мися с умственной отсталостью, в том числе и детей инвалидов, академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве. Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся. Сохранение и укрепление здоровья учащихся на основе совершенствования образовательного процесса. Качественная организация социально – персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью. Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания. Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с учащимися с умственной отсталостью. Источники финан- Муниципальный бюджет. сирования Программы Ожидаемые результа-Освоение детьми с умственной отсталостью адаптированной осты реализации Проновной общеобразовательной программы основного общего обграммы и показатели разования и их интеграции в образовательном учреждении; социально- Получение документа об окончании основного общего образоэкономической эфвания; фективности - организация качественного профессионально-трудового обучения для учащихся; -Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии; Обеспечение предметов адаптированной основной общеобразовательной программы электронными образовательными ресурсами. Система организации Управление реализацией и контроль хода исполнения адаптироконтроля исполнения ванной основной общеобразовательной программы осуществПрограммы ляют администрация школы, Педагогический совет. Постановление об ут- Решение педагогического совета верждении программы Протокол № 1 от 30 августа 2019г. 4 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с умственной отсталостью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. В связи с этим для получения общего образования детьми с умственной отсталостью в МБОУ «Пушновская ООШ» (далее ОУ) разработана адаптированная основная общеобразователь-ная программа для следующих категорий учащихся: детей с умственной отсталостью, получающих образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе детей – инвалидов; детей с умственной отсталостью, получающих образование в форме очного обучения в отдельном классе, так и совместно с другими учащимися. Выбор приоритетных направлений работы ОУ, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно: социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с умственной отсталостью; индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей; реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни; необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций учащихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива: осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми; создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им профессии через организацию трудового обучения, реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности; обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся; создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся. Приоритетные направления в деятельности ОУ в вопросах обучения детей с умственной отсталостью могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков: педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ; психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы; дополнительное образование; трудовая подготовка, направленная на социализацию учащихся; воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности; внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни. 5 Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели. Основной целью адаптированной основной общеобразовательной программы является создание условий для предоставления детям с ОВЗ гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного общего образования, возможности получения качественного образования по адаптированным основным общеобразовательным программам и индивидуальной программе обучения. Адаптированная основная общеобразовательная программа предусматривает решение основных задач: - Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; - Обеспечить равные возможности получения качественного образования учащихся с умственной отсталостью; -Определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой этих особенностей и степенью их выраженности; - Содействовать получению учащимися с умственной отсталостью качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения; - Оказывать комплексную психолого-социально-педагогическую помощь и поддержку учащимся с умственной отсталостью с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии); - Обеспечивать возможность обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам; - Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с умственной отсталостью по психолого-педагогической, социальным и другим вопросам; - Совершенствовать систему кадрового обеспечения; - Улучшение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с умственной отсталостью. Принципы разработки и реализации программы 1. Принцип гуманизации – предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с умственной отсталостью, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь. 2. Принцип индивидуального подхода – предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с умственной отсталостью с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания. 3. Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с умственной отсталостью, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребѐнка. 4. Принцип интегрированного подхода – предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося. 5. Принцип непрерывности – гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с умственной отсталостью до полного решения проблемы или определения подхода к еѐ решению. 6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АООП – предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, дефек- 6 толога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося с умственной отсталостью по АООП. 7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения. Действительно, в настоящее время одной из основных задач школы является обеспечение оптимальных педагогических условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервно-психологического здоровья, их успешной социализацией, обеспечения их участия в жизни общества. Развитие инклюзивных (интегрированных) форм обучения детей - инвалидов и детей с умственной отсталостью должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогических коллективов, проведение разъяснительной работы с учащимися и их родителями). Иначе подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную инклюзию (интеграцию) учащихся с умственной отсталостью, но и негативно скажется на качестве работы образовательного учреждения с другими учащимися. Характеристика состава участников образовательного процесса В школе обучается 7 детей (1кл-1чел, 3кл-1чел,5кл-1чел,6кл-2чел,7кл-2чел) с умственной отсталостью, из них девочек- 2 чел, мальчиков- 5 чел., в возрасте от 9 – 13лет. Из них 1 ребенок – инвалид (7кл.). Всем учащимся по заключению ПМПК назначена программа обучения для детей с умственной отсталостью. У детей с умственной отсталостью наблюдается системное недоразвитие речи, интеллектуальное недоразвитие. Им необходимы занятия с логопедом, психологом, дефектологом. В условиях обучения в общеобразовательной школе они требуют к себе самого пристального внимания. По социальному статусу детей-инвалидов - 1, из многодетных семей - 6 , из малообеспеченных семей - 6, 3 неполных семей. По статистическим данным 78% родителей не имеют постоянной работы. По имеющимся данным у родителей низкий обра- зовательный уровень: среднее общее образование – 3; специальное (коррекционное) – 2чел, высшее- 1чел Характеристика режима образовательного процесса для детей с умственной отсталостью и детей инвалидов. Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители (законные представители), учителя и все другие работники школы. Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разработанным и утвержденным школой самостоятельно. Учебный год начинается 1 сентября. ОУ реализует в своей деятельности спектр образовательных услуг по программам: начального общего, основного общего образования и дополнительного образования. Нормативный срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования – 5 лет. Форма обучения: очная (ст.17 п.2 ФЗ РФ). 7 Учебная нагрузка и режим занятий учащихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами. Школа работает по пятидневной учебной неделе. Образовательный процесс организован в 1 смену. Продолжительность уроков в 5 – 9 классах составляет 40 минут. Продолжительность перемен 10 минут, после 3 урока - 25 минут (СанПиН 2.4.2.2821-10 п. 10.16). Вторая половина дня – внеурочная деятельность, коррекционно – развивающие занятия, индивидуальные и групповые консультации, работа кружков, секций, общешкольные творческие дела и дела классов. Продолжительность учебного года для 5 – 9кл. – 34 уч. недели. Промежуточная аттестация в 59 классах проводится по четвертям. В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно – урочная система, групповые и индивидуальные занятия. Все учащиеся с умственной отсталостью включены в воспитательную работу. Они задействованы во многих общешкольных акциях, участвуют в художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях. Все дети достаточно успешно адаптируются в социальной среде, соблюдают нормы культуры поведения. Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой психолого-социальной службы (социальный педагог). Все дети обеспечены горячими обедами. 1.2. Планируемые результаты освоения учащимися с умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы. Освоение АООП основного общего образования обеспечивает достижение учащимися с умственной отсталостью результатов: личностных, предметных. Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции учащегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения учащихся с УО в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы должны отражать: - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - развитие адекватных представлений о собственных возможностях; - овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 8 - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты освоения АООП основного общего образования с учетом специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать освоенные учащимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью, не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Основные требования к результатам освоения образовательных программ по предметам и годам обучения (классам) с учетом специфики содержания предметных областей изложены в таблицах. (Приложение №1) 1.3. Система оценки достижения учащимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Система оценки достижения учащимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП решает следующие задачи: закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентирует образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание учащихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов; обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных; предусматривает оценку достижений учащихся и оценку эффективности деятельности ОУ; позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений учащихся и развития их жизненной компетенции. Оценка результатов освоения АООП школы опирается на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии учащихся; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что обеспечивается объективностью оценки. Выставляемые оценки обучающимся с умственной отсталостью не могут быть приравнены к оценкам обучающихся общеобразовательных школ в виду значительной неоднородности состава обучающихся по степени дефекта умственной деятельности даже в одном классе, а являются лишь показателем успешности продвижения школьников по отношению к самим себе. Оценка также играет роль стимулирующего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом. В целях преодоления несоответствия между требованиями к процессу обучения по образовательным программам определенного уровня и реальными возможностями ребенка, связанными со структурой дефекта, используется адресная методика оценки знаний и продвижения учащихся, по категориям: - с легкой умственной отсталостью; - с умеренной (средней) умственной отсталостью; - со сложной структурой дефекта, умеренной и тяжѐлой умственной отсталостью. При планировании предполагаемых результатов по освоению рабочих программ по предметам, педагоги определяют уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его потенциальных возможностей и структуры дефекта, согласно которому используют определѐнные критерии оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения. 1- й уровень: 9 Учащиеся, способные в полном объѐме освоить программу. Они обучаются достаточно успешно, понимают фронтальное объяснение учителя, способны самостоятельно применять полученные знания с опорой на наглядность. 2- й уровень: Учащиеся, способные освоить программу в меньшем объѐме, с дозированной по интенсивности и по сложности материала индивидуальной образовательной нагрузкой. Школьники данной категории, в силу структуры дефекта, испытывают трудности при усвоении программного материала и нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Они способны применить правила только при выполнении аналогичного задания, однако каждое измененное задание воспринимается ими как новое. 3- й уровень: Дети с комплексными нарушениями в развитии и со сложным дефектом, не способные освоить программу, кроме отдельных разделов, избирательно, в зависимости от степени выраженности дефекта и потенциальных возможностей, под контролем и с помощью взрослого в сопряжѐнном режиме на самом низком уровне. Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого ребѐнка. На основе сформулированных требований и перечня планируемых результатов по каждому предмету учебного плана в МБОУ «Знаменская СОШ» разработана и апробируется система оценки предметных результатов, которые формируются в процессе образовательной деятельности, предусмотренной учебным планом. Результаты дают возможность получить объективную информацию о качестве образования каждого ребѐнка, а так же отследить динамику изменений. Оценка достижения предметных результатов ведѐтся при стартовом (сентябрь), промежуточном (декабрь), итоговом (май) контроле. Содержательный контроль и оценка предметных достижений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. №/ п 1 Вид КОД 2. Самостоятельная, проверочная работа. Стартовая работа. Виды контрольно-оценочных работ. Время Содержание Формы и виды оценки проведения Начало Определяет Фиксируется учителем в сентября актуальный уровень классном знаний, журнале. Определяется необходимый для уровень ближайшего продолжения развития ребѐнка. обучения, а также Результаты работы не намечает «зону влияют на дальнейшую ближайшего итоговую оценку. развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний Не более Направлена, с одной Учитель проверяет и одного раза в стороны, на оценивает выполненные месяц. возможную школьником задания коррекцию отдельно по уровням, результатов определяет процент предыдущей темы выполненных заданий и обучения, с другой качество их выполнения. стороны, на параллельную отработку и 10 3. Проверочная, контрольная работа Проводится после изучения темы. 4. Посещение консультаций, дополнительных занятий со слабоуспевающ ими детьми. Итоговая контрольная работа по предметам. Проводится 1 раз в неделю 5. 6. Конец четверти, конец года. экзамены по Конец мая трудовому обучению в 9 классе. углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются разноуровневые. Проверяется уровень Все задания обязательны освоения для выполнения. Учитель учащимися темы. оценивает все задания оценка выставляется в электронный, классный журнал. Ставит задачу Фиксируется учителем в ликвидации листе достижений. пробелов. Включает основные темы четверти, учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня по сложности. Оцениваются в соответствии с инструктивным письмом Министерства образования РФ. Учитель оценивает все задания оценка выставляется в электронный, классный журнал. Проверка состояния профессиональной подготовленности учащихся включает два уровня требований к полноте и сложности учебного материала: для отстающих в обучении, низкая успеваемость которых обусловлена глубиной и распространѐнностью дефекта развития, и для более сильных учеников, способных овладеть первыми этапами начальной профессиональной подготовки. Текущий контроль успеваемости проводится во всех классах с легкой умственной отсталостью. Формами текущего контроля успеваемости могут быть: -по математике: устный опрос; контрольная работа; проверочная работа; арифметический диктант; практическая работа; тесты; 11 -по письму и развитию речи: словарный диктант; выборочный диктант; комментированный диктант; зрительный диктант; предупредительный диктант; объяснительный диктант; письмо по памяти; творческие работы; контрольный диктант; -по чтению и развитию речи: проверка навыков осознанного чтения (техника чтения); -по биологии, истории, географии, обществознанию: проверочная работа; тесты; контрольная работа; диктант; -по трудовому обучению: проверочная работа; практическая работа; контрольная работа; участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня; тесты; -по физической культуре: сдача контрольных нормативов; участие в спортивных соревнованиях различного уровня; -по изобразительному искусству: оценивание индивидуальных творческих работ; участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня; -по музыке и пению: оценивание индивидуальных творческих способностей, динамика их развития; участие в конкурсах, фестивалях различного уровня. Оценка обучающихся 5-9-х классов школы по всем учебным предметам, за исключением коррекционного блока, осуществляется по пятибалльной системе по каждому предмету: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно. В текущей оценочной деятельности соотносятся результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно», если учащиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий, «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале. При оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность учащегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций. 12 II. Cодержательный раздел 2.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов Задача общеобразовательных предметов и трудового обучения заключается в обеспечении учащимися того уровня знаний, умений и навыков, которые необходимы для успешной социальной адаптации. Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом, которые должны помочь выпускникам стать полезными членами общества. Для реализации АООП образования для детей с нарушениями интеллекта выбраны примерные программы под редакцией В.В. Воронковой и УМК под редакцией В.В. Воронковой. Выбор данной примерной программы и УМК обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации. Программы учебных предметов в Приложении 2. 2.2. Программа коррекционной работы с учащимися Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и социальных средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии учащихся с умственной отсталостью. Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого – педагогического сопровождения процесса освоения АООП учащимися с умственной отсталостью, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе. Задачи коррекционной работы: - Выявление особых образовательных потребностей учащихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии; - Осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с умственной отсталостью с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); - Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся; - Реализация системы мероприятий по социальной адаптации учащихся с умственной отсталостью; - Оказание родителям (законным представителям) учащихся с умственной отсталостью консультативной и методической помощи по социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением. Специфика организации коррекционной работы с учащимися с умственной отсталостью Коррекционная работа с учащимися с умственной отсталостью проводится: ―в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обуче-нии); ―в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой); ―в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения учащихся. Характеристика основных направлений коррекционной работы Основными направлениями коррекционной работы являются: 1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья учащихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы. Проведение диагностической работы предполагает осуществление: 13 психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей: ―развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей; ―развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей учащихся; ―определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика; мониторинга динамики развития учащихся, их успешности в освоении адаптированнойосновной общеобразовательной программы общего образования; анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий. В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы: ―сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование), ―наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, ―беседы с учащимися, учителями и родителями, ―изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. ―оформление документации (психолого-педагогические карты наблюдения за учащимися и др.). 2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования. Коррекционно-развивающая работа включает: ―составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами), ―формирование в классе психологического климата комфортного для всех учащихся, ―организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие, ―разработку оптимальных для развития учащихся с умственной отсталостью групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приѐмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями; ―развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения; - социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельств. В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы: ―занятия индивидуальные и групповые; ―игры, упражнения; ―психокоррекционные методики; ―беседы с учащимися; ―организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.). Коррекционно – развивающие занятия с детьми с ОВЗ Наименование программ Сроки 5 – 9 классы 1. Адаптация и социолизация в образовательной среде, форми- В течении рование положительных предпосылок к учебной деятельности. года 14 Ответственный Социальный педагог 3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения с умст-венной отсталостью и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся. Консультативная работа включает: — психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обу-чении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся, ―консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказа-ния возможной помощи ребѐнку в освоении общеобразовательной программы. В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: Беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов и родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителям, родителям. Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброже-лательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценно-сти, включенности консультируемого в процесс консультирования. 4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания учащихся с умственной отсталостью, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др. Информационно-просветительская работа включает: ―проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей; ―оформление информационных стендов, печатных и других материалов; ―психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности; ―психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности. 5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки. Социально-педагогическое сопровождение включает: — разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество; ― взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи. В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической используются следующие формы и методы работы: ―индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги; ―лекции для родителей; ―анкетирование педагогов, родителей; ―разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям. работы Механизмы реализации программы коррекционной работы Взаимодействие специалистов ОУ в процессе реализации адаптированной основной общеобразовательной программы – один из основных механизмов реализации программы коррекционной работы. Взаимодействие специалистов требует: — создания программы взаимодействия всех специалистов в рамках реализации коррекционной работы; — осуществления совместного многоаспектного анализа эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся с целью определения имеющихся проблем; — разработки и реализации комплексных индивидуальных и групповых программ коррекции 15 эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся. Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации с организациями и органами государственной власти, связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки трудоустройства и др. учащихся с умственной отсталостью. Социальное партнерство – современный механизм, который основан на взаимодействии ОУ с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами общества. Социальное партнерство включает сотрудничество: — с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решении вопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество учащихся с умственной отсталостью; — с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченны-ми возможностями здоровья и другими негосударственными организациями в решении вопросов социальной адаптации и интеграции в общество учащихся с умственной отсталостью; — с родителями учащихся с умственной отсталостью в решении вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество; - республиканской ПМПК. 2.3. Организация воспитательной работы и дополнительного образования учащихся с умственной отсталостью. Воспитательная работа в школе с детьми с умственной отсталостью рассматривается как наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса в культурной среде. Моделируемая нами культурная среда школы ориентируется в первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта. Воспитательная деятельность строится на основе воспитательной системы «Школа жизни», включающей следующие направления: «Школа гражданина», «Школа добра и человечности», «Школа творчества», «Школа здоровья», «Школа семьи». Все направления реализуются через участие учащихся в общешкольных, классных мероприятиях, их занятость в объединениях дополнительного образования. Дети активно участвуют в традиционных общешкольных праздниках - «День Знаний», «День Учителя», “Осенний бал”, «День народного единства», «Самый лучший день в году», Новогодний праздник, «День защитника Отечества», «День здоровья», «Международный женский день», «День Победы», “Последний звонок» и др. Развитию творческих способностей учащихся способствуют конкурсы цветов и поделок из природного материала «Осень в Хакасии», «Краски уходящего лета», рисунков и фотографий «Природа родного края», «Весеннее настроение», выставка прикладно- го творчества «Чудеса своими руками» и т.д. Формированию общечеловеческих ценностей, навыков 16 здорового образа жизни, умения жить в коллективе содействуют классные мероприятия – классные часы, беседы, трудовые дела, праздники. Преодолению социальной изоляции детей с умственной отсталостью, способствует их участие в трудовых и социально значимых акциях: «Школьный двор», «Школьная клумба», «Снежный городок», «Хоккейная коробка», «Протяни руку помощи», «Ты не один», «Труженик тыла живет рядом – помоги ему». Воспитательное пространство школы расширяется за счет дополнительного образования. Оно представлено программами спортивно-оздоровительной направленности, востребованными учащимися и их родителями, позволяющими углубить и расширить работу по развитию навыков интеллектуального труда, формированию устойчивой мотивации учения, социализации личности учащихся и их адаптации к современным условиям, профессиональной ориентации. Система дополнительного образования в школе Название Направ- РуковоПрограмма Финансиобъедиление дитель рование нения ДЮСШ Баскетбол Спортивнооздоровительное Футбол Борт ницк ий М.С «Баскетбол», пр-ма И.А.Водянниковой Бортницк «Футбол», А.М.Четырко ий М.С ДЮСШ ДЮСШ ДЮСШ Выполнение санитарно – гигиенических нормативов в учебном плане Занятия проводятся всем составом Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. Расписание занятий объединений составляется администрацией ОУ по представлению педагога внеурочнойдеятельности с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно – гигиенических норм для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей. Продолжительность академического часа занятий – 40 минут, перерыв 10 минут. 17 III. Организационный раздел 3.1. Учебный план. Адаптированная основная общеобразовательная программа включает Программу основного об-щего образования для учащихся с умственной отсталостью Учебный план основного общего образования: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки учащихся; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (Приложение №3). 3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной про-граммы 3.2.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса для учащихся с умственной отсталостью. Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ч. 11 ст.79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей –инвалидов в случае их пребывании в учреждении». В образовательном учреждении созданы необходимые условия для образовательного процесса. Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Обеспеченность педагогическими кадрами – 100 %. За последние три года более 90 % педагогов прошли курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку для работы с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами. В 2019 - 2023 годах будет продолжена работа по повышению квалификации учителей через систему курсов повышения квалификации (как очных, так и дистанционных), профессиональной переподготовки и других форм повышения квалификации. Сегодня уровень знаний педагогов в области психологических и физиологических особенностей данной категории детей повышается за счет самообразования, через организацию, проведение и посещение семинаров, мастер – классов на базе образовательных учреждений, специализирующихся в данной области. Из 12 человек, работающих с детьми, имеют первую квалификационную категорию – 1чел., Уровень квалификации для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Коррекцию речевых недостатков осуществляет дефектолог, учитель –логопед,, профилактику физических, умственных и психологических перегрузок учащихся осуществляет педагог-психолог, социальную помощь, связь с родителями, органами здравоохранения, занятости населения, органами социальной защиты осуществляют социальный педагог и классные руководители. Все специалисты имеют образование по профилю. 18 3.2.2. Материально-техническое оснащение Материально-техническое оснащение ОУ позволяет обеспечить организацию обучения детей с умственной отсталостью по АООП. Все предметные кабинеты оснащены ростовой мебелью, имеют освещение и тепловой режим, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям . Для проведения трудовой подготовки учащихся требуются специальные условия и материальные ресурсы, которых в ОУ достаточно. - В ОУ имеются специализированные помещения: столовая, оснащенная новым оборудованием (электроплиты, духовой шкаф, столы, стулья и т.д.), , спортивный зал, кабинет социального педагога, библиотека с читальным залом, кабинет трудового обучения Все кабинеты оснащены ученической мебелью, классными досками, шкафами для хранения наглядного и дидактического материала, всем необходимым оборудованием для трудового обучения и СБО. Имеется пришкольный участок На территории школы расположена спортивная площадка, где проводятся уроки физкультуры, различные спортивные соревнования, ведутся занятия спортивных секций для детей. Таким образом, в ОУ созданы условия для реализации обучения детей с умственной отсталостью. 3.2.3. Характеристика учебно-методического обеспечения учебного процесса Для детей с ОВЗ создаются условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала, адаптацию требований к контрольным работам и т.д. Обучение учащихся с умственной отсталостью проводится по следующим программам: - Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - М., «Просвещение», 2013г. (Авторы М.Н.Перова, В.В.Эк. и др.). Из вышеуказанного следует, что научно-методическое, кадровое и материально-техническое оснащение школы в основном позволяет создать необходимые условия для реализации АООП. Список учебников для реализации АООП (Приложение № 4). 19 3.3.Мониторинг управления реализацией образовательной программы Контроль реализации образовательной программы основывается на системе управления Школой, исходит из необходимости постоянно осуществлять научнопедагогический поиск в выбранном направлении, корректировать программы обучения, вос-питания и развития, осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса. В управление Школой на полноправной основе включается методический совет, являющийся одновременно и экспертным советом. Методический совет Школы проводит экспертную оценку программ, учебных планов, внедряемых в образовательный процесс, на основе анализа результатов деятельности коллектива по всем направлениям. Расширенная система дополни-тельного образования и воспитания реализуется при достаточном количестве ставок педаго-гов дополнительного образования. Ответственность за эффективность дополнительного обра-зования несут непосредственные руководители секций, кружков, члены администрации. Система внутришкольного мониторинга включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом. Цель внутришкольного мониторинга: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям, предъявляемым к коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную коррекционно-развивающую образовательную среду. Задачи внутришкольного мониторинга: осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в соответствии с требованиями образовательных программ; осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных программ; осуществлять контроль за выполнением программ инвариантной части учебного плана; осуществлять контроль за выполнением программ вариативной части учебного плана; осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уров-нем и повышением квалификации педагогов; осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании и обучении между уровнями обучения; осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических требований к образовательному процессу; осуществлять контроль за осуществлением взаимосвязи основного базового и дополнительного образования. Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного мониторинга позволяет иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства школы. Проводимый в рамках внутришкольного контроля мониторинг включает в себя проверку, оценку и сопостав-ление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развитии учащихся, эффективности коррекционной, роста профессионального мастерства учителей. Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам. Такой под-ход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения. Главным итогом проведенного внутришкольного мониторинга будет достижение всеми учащимися уровня обученности, соответствующего его психофизическим возможно-стям, готовность учащихся к освоению профессии. Внутришкольный мониторинг за образовательным процессом осуществляется по традиционным направлениям: 20 Контроль за качеством преподавания. выполнение учебных программ; эффективность урока; методический уровень учителя, рост профессионального мастерства; обеспеченность учебным и дидактическим материалом; индивидуальная работа с детьми; выполнение санитарно – гигиенических требований. 2. Контроль за качеством обучения. уровень знаний, умений и навыков учащихся; навыки самостоятельного познания учащихся; 3. Контроль за ведением школьной документации. ведение школьных журналов; ведение ученических дневников; ведение ученических тетрадей; оформление личных дел учащихся. План работы внутришкольного мониторинга согласуется с приоритетными направле-ниями работы Школы. Формирование плана внутришкольного мониторинга производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга образовательной деятельности школы. 1. Мониторинг образовательного процесса. Критерии и комПоказатели критепоненты образова- риев тельного мониторинга Качество образо- Уровень освоения вания. образовательной программы (контрольные работы, проверка техники чтения) Динамика развития психических функций и эмоционально - волевой сферы Состояние здоровья учащихся Периодичность контроля Объект изучения Ответственный 1 раз в полугодие ЗУН Учитель, рук. зам. дир.УВР Состояние высших сентябрь нервных процессов (листы динамики развития) Психические Психолог, дефункции уч- фектолог, учися тель, Физическое развитие Сентябрь, май учащихся Психосоматическое здоровье учащихся (медосмотр, листки здоровья и физического развития, данные о пропусках уроков по болезни, комфортность обучения, уровень адаптации к обучению в школе, уровень школьной тревожности). Учащиеся 21 Учитель культуры психолог, кл.рук. физ- Уровень воспитанности учащихся Социальное положение учащихся Степень социализации и трудовой адаптации Сформированность интегративных качеств личности. Количество учащихся, состоящих на учете в КДН. Выявление учащихся группы риска. Сентябрь, апрель Учащиеся Классный руководитель Заместитель директора по УВР Социальный педагог Учащиеся Классный руководитель, соц. педагог 2 раза в год 1 раз в четверть Состав учащихся по Сентябрь уровню материального и морального благополучия (социальный паспорт класса). Данные социометДва раза в год рии, Результаты участия 1 раз в год учащихся школы в различных предметных конкурсах Учитель трудового обучения, Классный руководитель Зам. дир.ВР 3.4. Ожидаемые результаты реализации программы: - освоение детьми с умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательном учреждении; - получение документа об окончании основного общего образования; - организация качественного профессионально-трудового обучения для учащихся с умствен-ной отсталостью; - увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии; - обеспечение предметов адаптированной основной общеобразовательной программы элек-тронными образовательными ресурсами; - взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам ранней диаг-ностики отклонений в развитии. Модель выпускника Критерии I. Уровень воспитанности Показатели 1. Положительное отношение к учебному труду, к коллективу учащихся, к родителям, к самому себе, готовность сотрудничать с другими людьми. 2. Бережное отношение к растительному и животному миру. 3. Овладение навыками культуры поведения и общения. 4. Самостоятельность, организованность, соблюдение общественных норм и правил поведения. 5. Сформированность правильной оценки окружающих и самих 22 II. Уровень обученности III. Психологиче ское развитие себя. 6. Умение видеть, и ценить красоту окружающего мира, стремление к самостоятельному художественному творчеству. Качество ЗУН в соответствии с требованиями программы, на основе коррекционно-развивающей работы, с учетом индивидуальных психофизических возможностей и особенностей. Достаточный уровень развития психических познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы в соответствии с его индивидуальными возможностями. IV. Состояние здоро- 1. Охрана и укрепление здоровья учащихся. вья 2. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни (забота о своем здоровье, негативное отношение к вредным привычкам, привитие санитарно-гигиенических навыков). V. Уровень адапта1. Социально-педагогическая готовность к обучению в школе; ции - умение подчинятся интересам и обычаям детской группы, - способность справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. 2. Адекватная самооценка, достаточный уровень притязаний, коммуникативные навыки. 23