Адаптированная основная общеобразовательная программа

с.Пушное

Содержание:
Паспорт Программы

3-4

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися с умственной

отсталостью адаптированной основной общеобразовательной Программы.
1.3. Система оценки достижения учащимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы.

5-7
8-9
9 - 12

II. Cодержательный раздел
2.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов.
2.2. Программа коррекционной работы с учащимися.
2.3. Организация воспитательной работы и дополнительного образования
учащихся с умственной отсталостью.

13
13 - 16
16 - 18

III. Организационный раздел
3.1. Учебный план.

19

3.2. Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы
3.3. Мониторинг образовательного процесса.
3.4. Ожидаемые результаты реализации программы

20-21
21-23
23-24

с.Пушное

Паспорт Программы
Наименование Программы
Основания для разработки Программы

Стратегическая цель
Программы

Конечная цель
Стратегические задачи
Программы

Адаптированная основная общеобразовательная программа для
учащихся с умственной отсталостью МБОУ «Пушновская ООШ»
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»
№181 –ФЗ от 24.11.1995г.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
5. Закон РХ «Об образовании в Республики Хакасия» от
05.07.2013г. № 60-3 РХ.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 10 июля 2015 г. N 26
"Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья";
7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 3.07.1998г (с изменениями от 20.07.2000г, 22.08.,
21.12 2004г, 26.07.2007г)
8. Письмо МОиН РФ №АФ-150\06 от 18.04.2008г «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
9. Уставом образовательной организации.
Создание условий для предоставления детям с умственной отсталостью гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного общего образования, возможности
получения качественного образования по адаптированным основным общеобразовательным программам и индивидуальной программе обучения.
Оптимизация модели адаптивной школы, обеспечивающей успешную социализацию выпускников в современном обществе.
- Обеспечить условия для реализации прав учащихся с умственной отсталостью на получение бесплатного образования;
- Создать условия, способствующие освоению детьми с умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной
программы начального, основного общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- Осуществлять индивидуально ориентированную психологомедико-педагогическую помощь детям с умственной отсталостью
с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
- Обеспечивать возможность обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам.

с.Пушное

- Оказывать консультативную и методическую помощь родителям
(законным представителям) детей с умственной отсталостью по
психолого-педагогической, социальным и другим вопросам;
- Совершенствовать систему кадрового обеспечения;
Улучшение материальной базы и ресурсного обеспечения школы
для организации обучения детей с умственной отсталостью.
Сроки реализации Про- 2019-2023 учебный год.
граммы
Основные мероприятия Создание в школе условий, необходимых для получения учащипрограммы
мися с умственной отсталостью, в том числе и детей инвалидов,
академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний,
умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной
категории детей в постшкольном пространстве.
Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся на основе совершенствования образовательного процесса.
Качественная организация социально – персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.
Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания.
Качественное повышение уровня профессионализма педагогов,
работающих с учащимися с умственной отсталостью.
Источники
финан- Муниципальный бюджет.
сирования Программы
Ожидаемые результа-Освоение детьми с умственной отсталостью адаптированной осты реализации Проновной общеобразовательной программы основного общего обграммы и показатели
разования и их интеграции в образовательном учреждении;
социально- Получение документа об окончании основного общего образоэкономической эфвания;
фективности
- организация качественного профессионально-трудового обучения для учащихся;
-Увеличение числа педагогических работников, задействованных
в системе инклюзивного образования, освоивших современные
образовательные коррекционные технологии;
Обеспечение предметов адаптированной основной общеобразовательной программы электронными образовательными ресурсами.
Система
организации Управление реализацией и контроль хода исполнения адаптироконтроля
исполнения ванной основной общеобразовательной программы осуществПрограммы
ляют администрация школы, Педагогический совет.
Постановление об ут- Решение педагогического совета
верждении программы Протокол № 1 от 30 августа 2019г.

4

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с умственной отсталостью с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В связи с этим для получения общего образования детьми с умственной отсталостью в
МБОУ «Пушновская ООШ» (далее ОУ) разработана адаптированная основная
общеобразователь-ная программа для следующих категорий учащихся:

детей с умственной отсталостью, получающих образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе детей – инвалидов;

детей с умственной отсталостью, получающих образование в форме очного обучения в отдельном классе, так и совместно с другими учащимися.
Выбор приоритетных направлений работы ОУ, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми определяется в зависимости от специфических характеристик
образовательного пространства школы, а именно:
 социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с умственной
отсталостью;
 индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;
 реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью
поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
 необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций учащихся через
систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный
образовательно-культурный досуг.
В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:
 осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и
найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной
к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми;
 создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных
функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им профессии через организацию трудового обучения,
 реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;
 обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;
 создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья
учащихся.
Приоритетные направления в деятельности ОУ в вопросах обучения детей с умственной отсталостью могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:
 педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;
 психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и
воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;
 дополнительное образование;
 трудовая подготовка, направленная на социализацию учащихся;
 воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
 внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа
здорового образа жизни.
5

Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по
мере продвижения к намеченной цели.
Основной целью адаптированной основной общеобразовательной программы является
создание условий для предоставления детям с ОВЗ гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного общего образования, возможности получения качественного образования по адаптированным основным общеобразовательным программам и индивидуальной программе обучения.
Адаптированная основная общеобразовательная программа предусматривает решение основных задач:
- Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными
возможностями здоровья;
- Обеспечить равные возможности получения качественного образования учащихся с умственной
отсталостью; -Определять особенности организации образовательного процесса для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой этих
особенностей и степенью их выраженности;
- Содействовать получению учащимися с умственной отсталостью качественного образования,
необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;
- Оказывать комплексную психолого-социально-педагогическую помощь и поддержку учащимся
с умственной отсталостью с учетом особенностей психического и (или) физического развития,
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии);
- Обеспечивать возможность обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам;
- Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям)
детей с умственной отсталостью по психолого-педагогической, социальным и другим вопросам;
- Совершенствовать систему кадрового обеспечения;
- Улучшение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с умственной отсталостью.
Принципы разработки и реализации программы
1. Принцип гуманизации – предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с умственной отсталостью, его социализацию,
максимальную интеграцию в современную жизнь.
2. Принцип индивидуального подхода – предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения
для каждого ребенка с умственной отсталостью с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
3. Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и
развития учащихся с умственной отсталостью, т. е. системный подход к анализу особенностей их
развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребѐнка.
4. Принцип интегрированного подхода – предполагает интеграцию обучения и коррекции
путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.
5. Принцип непрерывности – гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с умственной отсталостью до полного решения проблемы или определения подхода к еѐ
решению.
6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в
ходе реализации АООП – предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, дефек-

6

толога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося с умственной отсталостью по АООП.
7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.
Действительно, в настоящее время одной из основных задач школы является обеспечение оптимальных педагогических условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервно-психологического здоровья, их
успешной социализацией, обеспечения их участия в жизни общества.
Развитие инклюзивных (интегрированных) форм обучения детей - инвалидов и детей с умственной отсталостью должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации
комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности
(включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогических коллективов, проведение разъяснительной работы с учащимися и их родителями). Иначе подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную инклюзию (интеграцию) учащихся с умственной отсталостью, но и негативно скажется на качестве
работы образовательного учреждения с другими учащимися.
Характеристика состава участников образовательного процесса
В школе обучается 7 детей (1кл-1чел, 3кл-1чел,5кл-1чел,6кл-2чел,7кл-2чел) с умственной
отсталостью, из них девочек- 2 чел, мальчиков- 5 чел., в возрасте от 9 – 13лет. Из них 1 ребенок –
инвалид (7кл.).
Всем учащимся по заключению ПМПК назначена программа обучения для детей с умственной
отсталостью.
У детей с умственной отсталостью наблюдается системное недоразвитие речи, интеллектуальное
недоразвитие. Им необходимы занятия с логопедом, психологом, дефектологом. В условиях обучения в общеобразовательной школе они требуют к себе самого пристального внимания.
По социальному статусу детей-инвалидов - 1, из многодетных семей - 6 , из малообеспеченных семей - 6, 3 неполных семей. По статистическим данным 78% родителей не имеют
постоянной работы. По имеющимся данным у родителей низкий обра- зовательный уровень:
среднее общее образование – 3; специальное (коррекционное) – 2чел, высшее- 1чел
Характеристика режима образовательного процесса для детей
с умственной отсталостью и детей инвалидов.
Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители (законные представители), учителя и все другие работники школы.
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разработанным и утвержденным школой самостоятельно.
Учебный год начинается 1 сентября.
ОУ реализует в своей деятельности спектр образовательных услуг по программам: начального общего, основного общего образования и дополнительного образования.
Нормативный срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования – 5 лет.
Форма обучения: очная (ст.17 п.2 ФЗ РФ).

7

Учебная нагрузка и режим занятий учащихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.
Школа работает по пятидневной учебной неделе. Образовательный процесс организован в 1
смену. Продолжительность уроков в 5 – 9 классах составляет 40 минут. Продолжительность
перемен 10 минут, после 3 урока - 25 минут (СанПиН 2.4.2.2821-10 п. 10.16).
Вторая половина дня – внеурочная деятельность, коррекционно – развивающие занятия, индивидуальные и групповые консультации, работа кружков, секций, общешкольные творческие дела и
дела классов.
Продолжительность учебного года для 5 – 9кл. – 34 уч. недели. Промежуточная аттестация в 59 классах проводится по четвертям.
В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно – урочная
система, групповые и индивидуальные занятия. Все учащиеся с умственной отсталостью включены в воспитательную работу. Они задействованы во многих общешкольных акциях, участвуют в
художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях. Все дети достаточно успешно
адаптируются в социальной среде, соблюдают нормы культуры поведения.
Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой психолого-социальной службы (социальный педагог).
Все дети обеспечены горячими обедами.
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися с умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы.
Освоение АООП основного общего образования обеспечивает достижение учащимися с умственной отсталостью результатов: личностных, предметных.
Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции учащегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения учащихся с УО в
культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы должны отражать:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной
организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения АООП основного общего образования с учетом специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы,
должны отражать освоенные учащимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью, не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс,
но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Основные требования к результатам освоения образовательных программ по предметам и годам обучения (классам) с учетом специфики содержания предметных областей изложены в таблицах. (Приложение №1)
1.3. Система оценки достижения учащимися с умственной отсталостью планируемых
результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Система оценки достижения учащимися с умственной отсталостью планируемых
результатов освоения АООП решает следующие задачи:
закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентирует образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание учащихся,
достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов;
обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий
вести оценку предметных;
предусматривает оценку достижений учащихся и оценку эффективности деятельности ОУ;
позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений учащихся и развития их
жизненной компетенции.
Оценка результатов освоения АООП школы опирается на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений
в психическом и социальном развитии учащихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП, что обеспечивается объективностью оценки.
Выставляемые оценки обучающимся с умственной отсталостью не могут быть приравнены к
оценкам обучающихся общеобразовательных школ в виду значительной неоднородности состава
обучающихся по степени дефекта умственной деятельности даже в одном классе, а являются лишь
показателем успешности продвижения школьников по отношению к самим себе. Оценка также
играет роль стимулирующего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать
более высоким баллом.
В целях преодоления несоответствия между требованиями к процессу обучения по
образовательным программам определенного уровня и реальными возможностями ребенка,
связанными со структурой дефекта, используется адресная методика оценки знаний и
продвижения учащихся, по категориям:
- с легкой умственной отсталостью;
- с умеренной (средней) умственной отсталостью;
- со сложной структурой дефекта, умеренной и тяжѐлой умственной отсталостью.
При планировании предполагаемых результатов по освоению рабочих программ по предметам,
педагоги определяют уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его потенциальных
возможностей и структуры дефекта, согласно которому используют определѐнные критерии
оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения.
1- й уровень:
9

Учащиеся, способные в полном объѐме освоить программу. Они обучаются достаточно
успешно, понимают фронтальное объяснение учителя, способны самостоятельно применять
полученные знания с опорой на наглядность.
2- й уровень:
Учащиеся, способные освоить программу в меньшем объѐме, с дозированной по
интенсивности и по сложности материала индивидуальной образовательной нагрузкой.
Школьники данной категории, в силу структуры дефекта, испытывают трудности при усвоении
программного материала и нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической,
наглядной и предметно-практической). Они способны применить правила только при выполнении
аналогичного задания, однако каждое измененное задание воспринимается ими как новое.
3- й уровень:
Дети с комплексными нарушениями в развитии и со сложным дефектом, не способные освоить
программу, кроме отдельных разделов, избирательно, в зависимости от степени выраженности
дефекта и потенциальных возможностей, под контролем и с помощью взрослого в сопряжѐнном
режиме на самом низком уровне. Продвижение обучающегося отслеживается относительно
самого ребѐнка.
На основе сформулированных требований и перечня планируемых результатов по каждому
предмету учебного плана в МБОУ «Знаменская СОШ» разработана и апробируется система
оценки предметных результатов, которые формируются в процессе образовательной деятельности,
предусмотренной учебным планом. Результаты дают возможность получить объективную
информацию о качестве образования каждого ребѐнка, а так же отследить динамику изменений.
Оценка достижения предметных результатов ведѐтся при стартовом (сентябрь), промежуточном
(декабрь), итоговом (май) контроле.
Содержательный контроль и оценка предметных достижений учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает
сравнения его с другими детьми.
№/
п
1

Вид КОД

2.

Самостоятельная,
проверочная
работа.

Стартовая
работа.

Виды контрольно-оценочных работ.
Время
Содержание
Формы и виды оценки
проведения
Начало
Определяет
Фиксируется учителем в
сентября
актуальный уровень классном
знаний,
журнале.
Определяется
необходимый для
уровень
ближайшего
продолжения
развития ребѐнка.
обучения, а также
Результаты работы не
намечает «зону
влияют на дальнейшую
ближайшего
итоговую оценку.
развития» и
предметных знаний,
организует
коррекционную
работу в зоне
актуальных знаний
Не более
Направлена, с одной Учитель
проверяет и
одного раза в стороны,
на оценивает выполненные
месяц.
возможную
школьником
задания
коррекцию
отдельно по уровням,
результатов
определяет
процент
предыдущей
темы выполненных заданий и
обучения, с другой качество их выполнения.
стороны,
на
параллельную
отработку
и
10

3.

Проверочная,
контрольная
работа

Проводится
после
изучения
темы.

4.

Посещение
консультаций,
дополнительных
занятий со
слабоуспевающ
ими детьми.
Итоговая
контрольная
работа по
предметам.

Проводится 1
раз в неделю

5.

6.

Конец
четверти,
конец года.

экзамены
по Конец мая
трудовому
обучению в 9
классе.

углубление текущей
изучаемой учебной
темы.
Задания
составляются
разноуровневые.
Проверяется уровень Все задания обязательны
освоения
для выполнения. Учитель
учащимися темы.
оценивает все задания
оценка выставляется в
электронный, классный
журнал.
Ставит задачу
Фиксируется учителем в
ликвидации
листе достижений.
пробелов.

Включает основные
темы
четверти,
учебного
года.
Задания рассчитаны
на
проверку
не
только знаний, но и
развивающего
эффекта обучения.
Задания
разного
уровня
по
сложности.
Оцениваются
в
соответствии
с
инструктивным
письмом
Министерства
образования РФ.

Учитель оценивает все
задания
оценка
выставляется
в
электронный,
классный
журнал.

Проверка
состояния
профессиональной
подготовленности
учащихся включает два
уровня
требований
к
полноте и сложности
учебного материала: для
отстающих в обучении,
низкая
успеваемость
которых
обусловлена
глубиной
и
распространѐнностью
дефекта развития, и для
более сильных учеников,
способных
овладеть
первыми
этапами
начальной
профессиональной
подготовки.

Текущий контроль успеваемости проводится во всех классах с легкой умственной отсталостью.
Формами текущего контроля успеваемости могут быть:
-по математике: устный опрос; контрольная работа; проверочная работа; арифметический диктант;
практическая работа; тесты;

11

-по письму и развитию речи: словарный диктант; выборочный диктант; комментированный
диктант; зрительный диктант; предупредительный диктант; объяснительный диктант; письмо по
памяти; творческие работы; контрольный диктант;
-по чтению и развитию речи: проверка навыков осознанного чтения (техника чтения);
-по биологии, истории, географии, обществознанию: проверочная работа; тесты; контрольная
работа; диктант;
-по трудовому обучению: проверочная работа; практическая работа; контрольная работа; участие
в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня; тесты;
-по физической культуре: сдача контрольных нормативов; участие в спортивных соревнованиях
различного уровня;
-по изобразительному искусству: оценивание индивидуальных творческих работ; участие в
выставках, конкурсах и т.д. различного уровня;
-по музыке и пению: оценивание индивидуальных творческих способностей, динамика их
развития; участие в конкурсах, фестивалях различного уровня.
Оценка обучающихся 5-9-х классов школы по всем учебным предметам, за исключением
коррекционного блока, осуществляется по пятибалльной системе по каждому предмету:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно,
«2» - неудовлетворительно.
В текущей оценочной деятельности соотносятся результаты, продемонстрированные учеником, с
оценками типа: «удовлетворительно», если учащиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий, «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Такой подход не
исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале. При
оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие,
которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность учащегося, оказывали бы
положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

12

II. Cодержательный раздел
2.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов
Задача общеобразовательных предметов и трудового обучения заключается в обеспечении учащимися того уровня знаний, умений и навыков, которые необходимы для успешной социальной адаптации. Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения,
необходимость формирования черт характера и всей личности в целом, которые должны
помочь выпускникам стать полезными членами общества.
Для реализации АООП образования для детей с нарушениями интеллекта выбраны примерные программы под редакцией В.В. Воронковой и УМК под редакцией В.В. Воронковой. Выбор данной примерной программы и УМК обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации.
Программы учебных предметов в Приложении 2.

2.2. Программа коррекционной работы с учащимися
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и социальных средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии учащихся
с умственной отсталостью.
Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого –
педагогического сопровождения процесса освоения АООП учащимися с умственной отсталостью, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и
дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи коррекционной работы:
- Выявление особых образовательных потребностей учащихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и
психическом развитии;
- Осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с
умственной отсталостью с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей учащихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии);
- Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и
групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся;
- Реализация системы мероприятий по социальной адаптации учащихся с умственной отсталостью;
- Оказание родителям (законным представителям) учащихся с умственной отсталостью консультативной и методической помощи по социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их
воспитанием и обучением.
Специфика организации коррекционной работы с учащимися с умственной отсталостью
Коррекционная работа с учащимися с умственной отсталостью проводится:
―в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная
простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обуче-нии); ―в
рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и
групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
―в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения учащихся.
Характеристика основных направлений коррекционной работы
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья
учащихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения
ими содержанием основной общеобразовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
13

психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных
потребностей:
―развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием
образования и потенциальных возможностей; ―развития эмоционально-волевой сферы и
личностных особенностей учащихся;
―определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
мониторинга динамики развития учащихся, их успешности в освоении адаптированнойосновной общеобразовательной программы общего образования;
анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных
мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:

―сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование,
интервьюирование), ―наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
―беседы с учащимися, учителями и родителями, ―изучение работ ребенка (тетради, рисунки,
поделки и т. п.) и др.
―оформление документации (психолого-педагогические карты наблюдения за учащимися и др.).
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих

личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению
ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
―составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),
―формирование в классе психологического климата комфортного для всех учащихся,
―организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов
учащихся, их общее социально-личностное развитие,
―разработку оптимальных для развития учащихся с умственной отсталостью групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приѐмов обучения) в соответствии с их
особыми образовательными потребностями;
―развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения;
- социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельств.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы
работы:
―занятия индивидуальные и групповые;
―игры, упражнения;
―психокоррекционные методики;
―беседы с учащимися;
―организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Коррекционно – развивающие занятия с детьми с ОВЗ
Наименование программ
Сроки
5 – 9 классы
1. Адаптация и социолизация в образовательной среде, форми- В течении
рование положительных предпосылок к учебной деятельности. года

14

Ответственный
Социальный педагог

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения с

умст-венной отсталостью и их семей по вопросам реализации дифференцированных
психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и
социализации учащихся. Консультативная работа включает:
— психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и
обу-чении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,
―консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и
оказа-ния возможной помощи ребѐнку в освоении общеобразовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
Беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов и родителей, разработка
методических материалов и рекомендаций учителям, родителям. Психологическое
консультирование основывается на принципах анонимности, доброже-лательного и
безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценно-сти,
включенности консультируемого в процесс консультирования.
4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной
деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями
осуществления процесса обучения и воспитания учащихся с умственной отсталостью,
взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и
др. Информационно-просветительская работа включает:
―проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей; ―оформление
информационных стендов, печатных и других материалов;
―психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической
компетентности; ―психологическое просвещение родителей с целью формирования у них
элементарной психолого-психологической компетентности.
5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального
педагога и воспитанника или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение
наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Социально-педагогическое сопровождение включает:
— разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения
учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество; ― взаимодействие с
социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его
семьи.
В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической
используются следующие формы и методы работы:
―индивидуальные и групповые беседы, семинары,
тренинги; ―лекции для родителей; ―анкетирование
педагогов, родителей;
―разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

работы

Механизмы реализации программы коррекционной работы
Взаимодействие специалистов ОУ в процессе реализации адаптированной основной общеобразовательной программы – один из основных механизмов реализации программы коррекционной работы.
Взаимодействие специалистов требует:
— создания программы взаимодействия всех специалистов в рамках реализации коррекционной
работы;
— осуществления совместного многоаспектного анализа эмоционально-волевой, личностной,
коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся с целью определения имеющихся проблем;
— разработки и реализации комплексных индивидуальных и групповых программ коррекции
15

эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер
учащихся.
Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации с организациями и органами
государственной власти, связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки трудоустройства и др. учащихся с умственной отсталостью.
Социальное партнерство – современный механизм, который основан на взаимодействии ОУ с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами общества.
Социальное партнерство включает сотрудничество:
— с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решении вопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество учащихся с умственной отсталостью;
— с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченны-ми
возможностями здоровья и другими негосударственными организациями в решении вопросов
социальной адаптации и интеграции в общество учащихся с умственной отсталостью;
— с родителями учащихся с умственной отсталостью в решении вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество;
- республиканской ПМПК.
2.3. Организация воспитательной работы и дополнительного образования учащихся

с умственной отсталостью.
Воспитательная работа в школе с детьми с умственной отсталостью рассматривается как
наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного
процесса в культурной среде. Моделируемая нами культурная среда школы ориентируется в
первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта.
Воспитательная деятельность строится на основе воспитательной системы «Школа жизни», включающей следующие направления: «Школа гражданина», «Школа добра и человечности», «Школа творчества», «Школа здоровья», «Школа семьи». Все направления реализуются через участие учащихся в общешкольных, классных мероприятиях, их занятость в объединениях дополнительного образования.
Дети активно участвуют в традиционных общешкольных праздниках - «День Знаний»,
«День Учителя», “Осенний бал”, «День народного единства», «Самый лучший день в году», Новогодний праздник, «День защитника Отечества», «День здоровья», «Международный женский
день», «День Победы», “Последний звонок» и др.
Развитию творческих способностей учащихся способствуют конкурсы цветов и поделок из
природного материала «Осень в Хакасии», «Краски уходящего лета», рисунков и фотографий
«Природа родного края», «Весеннее настроение», выставка прикладно- го творчества «Чудеса
своими руками» и т.д. Формированию общечеловеческих ценностей, навыков

16

здорового образа жизни, умения жить в коллективе содействуют классные мероприятия – классные
часы, беседы, трудовые дела, праздники.
Преодолению социальной изоляции детей с умственной отсталостью, способствует их участие в трудовых и социально значимых акциях: «Школьный двор», «Школьная клумба», «Снежный городок», «Хоккейная коробка», «Протяни руку помощи», «Ты не один», «Труженик тыла
живет рядом – помоги ему».
Воспитательное пространство школы расширяется за счет дополнительного образования.
Оно
представлено
программами
спортивно-оздоровительной
направленности,
востребованными учащимися и их родителями, позволяющими углубить и расширить работу по
развитию навыков интеллектуального труда, формированию устойчивой мотивации учения,
социализации личности учащихся и их адаптации к современным условиям, профессиональной
ориентации.
Система дополнительного образования в школе
Название Направ- РуковоПрограмма
Финансиобъедиление
дитель
рование
нения
ДЮСШ
Баскетбол Спортивнооздоровительное
Футбол

Борт
ницк
ий
М.С

«Баскетбол», пр-ма
И.А.Водянниковой

Бортницк «Футбол», А.М.Четырко
ий М.С

ДЮСШ
ДЮСШ

ДЮСШ

Выполнение санитарно – гигиенических нормативов в учебном плане
Занятия проводятся всем составом Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких
объединениях, менять их. Расписание занятий объединений составляется администрацией ОУ
по представлению педагога внеурочнойдеятельности с учетом пожеланий родителей (законных
представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно – гигиенических
норм для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей.
Продолжительность академического часа занятий – 40 минут, перерыв 10 минут.

17

III. Организационный раздел
3.1. Учебный план.
Адаптированная основная общеобразовательная программа включает Программу основного
об-щего образования для учащихся с умственной отсталостью
Учебный план основного общего образования:
 фиксирует максимальный объем учебной нагрузки учащихся;
 определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое
на их освоение и организацию;
 распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (Приложение №3).
3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной
про-граммы
3.2.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса для учащихся с умственной отсталостью.
Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ч. 11 ст.79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей –инвалидов в случае их пребывании в учреждении».
В образовательном учреждении созданы необходимые условия для образовательного процесса. Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную курсовую или другие
виды профессиональной подготовки. Обеспеченность педагогическими кадрами – 100 %.
За последние три года более 90 % педагогов прошли курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку для работы с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами. В 2019 - 2023
годах будет продолжена работа по повышению квалификации учителей через систему курсов повышения квалификации (как очных, так и дистанционных), профессиональной переподготовки и
других форм повышения квалификации.
Сегодня уровень знаний педагогов в области психологических и физиологических особенностей данной категории детей повышается за счет самообразования, через организацию, проведение и посещение семинаров, мастер – классов на базе образовательных учреждений, специализирующихся в данной области.
Из 12 человек, работающих с детьми, имеют первую квалификационную категорию – 1чел.,
Уровень
квалификации
для
каждой
занимаемой
должности
соответствует
квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Коррекцию речевых недостатков осуществляет дефектолог, учитель –логопед,,
профилактику физических, умственных и психологических перегрузок учащихся осуществляет
педагог-психолог, социальную помощь, связь с родителями, органами здравоохранения, занятости
населения, органами социальной защиты осуществляют социальный педагог и классные
руководители. Все специалисты имеют образование по профилю.

18

3.2.2. Материально-техническое оснащение
Материально-техническое оснащение ОУ позволяет обеспечить организацию обучения детей с
умственной отсталостью по АООП. Все предметные кабинеты оснащены ростовой мебелью, имеют освещение и тепловой режим, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям .
Для проведения трудовой подготовки учащихся требуются специальные условия и материальные ресурсы, которых в ОУ достаточно.
- В ОУ имеются специализированные помещения:
столовая, оснащенная новым оборудованием (электроплиты, духовой шкаф, столы, стулья и т.д.), ,
спортивный зал, кабинет социального педагога, библиотека с читальным залом, кабинет трудового
обучения
Все кабинеты оснащены ученической мебелью, классными досками, шкафами для хранения наглядного и дидактического материала, всем необходимым оборудованием для трудового обучения
и СБО.
Имеется пришкольный участок
На территории школы расположена спортивная площадка, где проводятся уроки физкультуры,
различные спортивные соревнования, ведутся занятия спортивных секций для детей.
Таким образом, в ОУ созданы условия для реализации обучения детей с умственной отсталостью.
3.2.3. Характеристика учебно-методического обеспечения учебного процесса
Для детей с ОВЗ создаются условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход, использование специальных
методов работы, изменение планирования учебного материала, адаптацию требований к контрольным работам и т.д.
Обучение учащихся с умственной отсталостью проводится по следующим программам:
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9
классы под редакцией В.В. Воронковой. - М., «Просвещение», 2013г. (Авторы М.Н.Перова,
В.В.Эк. и др.).
Из вышеуказанного следует, что научно-методическое, кадровое и материально-техническое оснащение школы в основном позволяет создать необходимые условия для реализации АООП.
Список учебников для реализации АООП (Приложение № 4).

19

3.3.Мониторинг управления реализацией образовательной программы
Контроль реализации образовательной программы основывается на системе
управления Школой, исходит из необходимости постоянно осуществлять научнопедагогический поиск в выбранном направлении, корректировать программы
обучения, вос-питания и развития, осуществлять методическое сопровождение
образовательного процесса. В управление Школой на полноправной основе
включается методический совет, являющийся одновременно и экспертным советом.
Методический совет Школы проводит экспертную оценку программ, учебных планов,
внедряемых в образовательный процесс, на основе анализа результатов деятельности
коллектива по всем направлениям. Расширенная система дополни-тельного
образования и воспитания реализуется при достаточном количестве ставок педаго-гов
дополнительного образования. Ответственность за эффективность дополнительного
обра-зования несут непосредственные руководители секций, кружков, члены
администрации.
Система внутришкольного мониторинга включает в себя мероприятия,
позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в
школе в целом.
Цель внутришкольного мониторинга: обеспечить уровень преподавания и
качества обучения, воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям,
предъявляемым к коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную
коррекционно-развивающую образовательную среду.
Задачи внутришкольного мониторинга:
 осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в
соответствии с требованиями образовательных программ;
 осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных программ;
 осуществлять контроль за выполнением программ инвариантной части
учебного плана;
 осуществлять контроль за выполнением программ вариативной части
учебного плана;
 осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уров-нем
и повышением квалификации педагогов;
 осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании
и обучении между уровнями обучения;
 осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических требований к образовательному процессу;
 осуществлять контроль за осуществлением взаимосвязи основного базового и дополнительного образования.
Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного мониторинга
позволяет иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства школы.
Проводимый в рамках внутришкольного контроля мониторинг включает в себя
проверку, оценку и сопостав-ление количественных и качественных результатов
обученности, воспитанности и развитии учащихся, эффективности коррекционной,
роста профессионального мастерства учителей. Мониторинг проводится как по
промежуточным, так и по конечным результатам. Такой под-ход позволяет
своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения.
Главным итогом проведенного внутришкольного мониторинга будет
достижение всеми учащимися уровня обученности, соответствующего его
психофизическим возможно-стям, готовность учащихся к освоению профессии.
Внутришкольный мониторинг за образовательным процессом осуществляется
по традиционным направлениям:
20

Контроль за качеством преподавания.
выполнение учебных программ;
эффективность урока;
методический уровень учителя, рост профессионального мастерства;
обеспеченность учебным и дидактическим материалом;
индивидуальная работа с детьми;
выполнение санитарно – гигиенических требований.
2. Контроль за качеством обучения.

уровень знаний, умений и навыков учащихся;

навыки самостоятельного познания учащихся;
3. Контроль за ведением школьной документации.

ведение школьных журналов;

ведение ученических дневников;

ведение ученических тетрадей;

оформление личных дел учащихся.
План работы внутришкольного мониторинга согласуется с приоритетными
направле-ниями работы Школы. Формирование плана внутришкольного мониторинга
производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга
образовательной деятельности школы.
1.







Мониторинг образовательного процесса.
Критерии и комПоказатели критепоненты образова- риев
тельного мониторинга
Качество
образо- Уровень
освоения
вания.
образовательной
программы
(контрольные
работы,
проверка
техники
чтения)
Динамика развития
психических
функций и эмоционально - волевой сферы
Состояние
здоровья учащихся

Периодичность
контроля

Объект изучения

Ответственный

1 раз в полугодие

ЗУН

Учитель, рук.
зам. дир.УВР

Состояние
высших сентябрь
нервных процессов
(листы
динамики
развития)

Психические Психолог, дефункции уч- фектолог, учися
тель,

Физическое развитие Сентябрь, май
учащихся
Психосоматическое
здоровье
учащихся
(медосмотр,
листки
здоровья и физического развития, данные о
пропусках
уроков по болезни,
комфортность обучения, уровень адаптации к обучению в
школе,
уровень
школьной тревожности).

Учащиеся

21

Учитель
культуры

психолог,
кл.рук.

физ-

Уровень воспитанности учащихся

Социальное положение учащихся

Степень социализации и трудовой
адаптации

Сформированность
интегративных
качеств личности.
Количество учащихся, состоящих
на
учете в КДН.
Выявление учащихся
группы риска.

Сентябрь, апрель

Учащиеся

Классный
руководитель
Заместитель
директора
по
УВР
Социальный
педагог

Учащиеся

Классный
руководитель,
соц. педагог

2 раза в год
1 раз в четверть

Состав учащихся по Сентябрь
уровню
материального и морального
благополучия (социальный
паспорт
класса).
Данные социометДва раза в год
рии,
Результаты участия
1 раз в год
учащихся школы в
различных предметных конкурсах

Учитель трудового обучения,
Классный руководитель
Зам. дир.ВР

3.4. Ожидаемые результаты реализации программы:
- освоение детьми с умственной отсталостью адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования и их интеграции в
образовательном учреждении;
- получение документа об окончании основного общего образования;
- организация качественного профессионально-трудового обучения для учащихся с
умствен-ной отсталостью;
- увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе
инклюзивного образования, освоивших современные образовательные
коррекционные технологии;
- обеспечение предметов адаптированной основной общеобразовательной программы
элек-тронными образовательными ресурсами;
- взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам
ранней диаг-ностики отклонений в развитии.
Модель выпускника
Критерии
I. Уровень воспитанности

Показатели
1. Положительное отношение к учебному труду, к коллективу учащихся, к родителям, к самому себе, готовность сотрудничать с другими людьми.
2. Бережное отношение к растительному и животному миру.
3. Овладение навыками культуры поведения и общения.
4. Самостоятельность,
организованность,
соблюдение
общественных норм и правил поведения.
5. Сформированность правильной оценки окружающих и самих
22

II. Уровень обученности

III. Психологиче
ское развитие

себя.
6. Умение видеть, и ценить красоту окружающего мира,
стремление к самостоятельному художественному творчеству.
Качество ЗУН в соответствии с требованиями программы, на
основе
коррекционно-развивающей
работы,
с
учетом индивидуальных психофизических возможностей и особенностей.
Достаточный уровень развития
психических познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы в соответствии с
его индивидуальными возможностями.

IV. Состояние здоро- 1. Охрана и укрепление здоровья учащихся.
вья
2. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни (забота о своем здоровье, негативное отношение к
вредным привычкам, привитие санитарно-гигиенических навыков).
V. Уровень адапта1. Социально-педагогическая готовность к обучению в школе;
ции
- умение подчинятся интересам и обычаям детской группы,
- способность справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
2.
Адекватная самооценка, достаточный уровень притязаний, коммуникативные навыки.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».