с.Пушное
Содержание:
Паспорт Программы
3-4
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися с умственной
отсталостью адаптированной основной общеобразовательной Программы.
1.3. Система оценки достижения учащимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы.
5-7
8-9
9 - 12
II. Cодержательный раздел
2.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов.
2.2. Программа коррекционной работы с учащимися.
2.3. Организация воспитательной работы и дополнительного образования
учащихся с умственной отсталостью.
13
13 - 16
16 - 18
III. Организационный раздел
3.1. Учебный план.
19
3.2. Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы
3.3. Мониторинг образовательного процесса.
3.4. Ожидаемые результаты реализации программы
20-21
21-23
23-24
с.Пушное
Паспорт Программы
Наименование Программы
Основания для разработки Программы
Стратегическая цель
Программы
Конечная цель
Стратегические задачи
Программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа для
учащихся с умственной отсталостью МБОУ «Пушновская ООШ»
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»
№181 –ФЗ от 24.11.1995г.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
5. Закон РХ «Об образовании в Республики Хакасия» от
05.07.2013г. № 60-3 РХ.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 10 июля 2015 г. N 26
"Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья";
7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 3.07.1998г (с изменениями от 20.07.2000г, 22.08.,
21.12 2004г, 26.07.2007г)
8. Письмо МОиН РФ №АФ-150\06 от 18.04.2008г «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
9. Уставом образовательной организации.
Создание условий для предоставления детям с умственной отсталостью гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного общего образования, возможности
получения качественного образования по адаптированным основным общеобразовательным программам и индивидуальной программе обучения.
Оптимизация модели адаптивной школы, обеспечивающей успешную социализацию выпускников в современном обществе.
- Обеспечить условия для реализации прав учащихся с умственной отсталостью на получение бесплатного образования;
- Создать условия, способствующие освоению детьми с умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной
программы начального, основного общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- Осуществлять индивидуально ориентированную психологомедико-педагогическую помощь детям с умственной отсталостью
с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
- Обеспечивать возможность обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам.
с.Пушное
- Оказывать консультативную и методическую помощь родителям
(законным представителям) детей с умственной отсталостью по
психолого-педагогической, социальным и другим вопросам;
- Совершенствовать систему кадрового обеспечения;
Улучшение материальной базы и ресурсного обеспечения школы
для организации обучения детей с умственной отсталостью.
Сроки реализации Про- 2019-2023 учебный год.
граммы
Основные мероприятия Создание в школе условий, необходимых для получения учащипрограммы
мися с умственной отсталостью, в том числе и детей инвалидов,
академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний,
умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной
категории детей в постшкольном пространстве.
Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся на основе совершенствования образовательного процесса.
Качественная организация социально – персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.
Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания.
Качественное повышение уровня профессионализма педагогов,
работающих с учащимися с умственной отсталостью.
Источники
финан- Муниципальный бюджет.
сирования Программы
Ожидаемые результа-Освоение детьми с умственной отсталостью адаптированной осты реализации Проновной общеобразовательной программы основного общего обграммы и показатели
разования и их интеграции в образовательном учреждении;
социально- Получение документа об окончании основного общего образоэкономической эфвания;
фективности
- организация качественного профессионально-трудового обучения для учащихся;
-Увеличение числа педагогических работников, задействованных
в системе инклюзивного образования, освоивших современные
образовательные коррекционные технологии;
Обеспечение предметов адаптированной основной общеобразовательной программы электронными образовательными ресурсами.
Система
организации Управление реализацией и контроль хода исполнения адаптироконтроля
исполнения ванной основной общеобразовательной программы осуществПрограммы
ляют администрация школы, Педагогический совет.
Постановление об ут- Решение педагогического совета
верждении программы Протокол № 1 от 30 августа 2019г.
4
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с умственной отсталостью с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В связи с этим для получения общего образования детьми с умственной отсталостью в
МБОУ «Пушновская ООШ» (далее ОУ) разработана адаптированная основная
общеобразователь-ная программа для следующих категорий учащихся:
детей с умственной отсталостью, получающих образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе детей – инвалидов;
детей с умственной отсталостью, получающих образование в форме очного обучения в отдельном классе, так и совместно с другими учащимися.
Выбор приоритетных направлений работы ОУ, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми определяется в зависимости от специфических характеристик
образовательного пространства школы, а именно:
социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с умственной
отсталостью;
индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;
реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью
поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций учащихся через
систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный
образовательно-культурный досуг.
В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:
осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и
найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной
к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми;
создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных
функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им профессии через организацию трудового обучения,
реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;
обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;
создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья
учащихся.
Приоритетные направления в деятельности ОУ в вопросах обучения детей с умственной отсталостью могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:
педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;
психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и
воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;
дополнительное образование;
трудовая подготовка, направленная на социализацию учащихся;
воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа
здорового образа жизни.
5
Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по
мере продвижения к намеченной цели.
Основной целью адаптированной основной общеобразовательной программы является
создание условий для предоставления детям с ОВЗ гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного общего образования, возможности получения качественного образования по адаптированным основным общеобразовательным программам и индивидуальной программе обучения.
Адаптированная основная общеобразовательная программа предусматривает решение основных задач:
- Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными
возможностями здоровья;
- Обеспечить равные возможности получения качественного образования учащихся с умственной
отсталостью; -Определять особенности организации образовательного процесса для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой этих
особенностей и степенью их выраженности;
- Содействовать получению учащимися с умственной отсталостью качественного образования,
необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;
- Оказывать комплексную психолого-социально-педагогическую помощь и поддержку учащимся
с умственной отсталостью с учетом особенностей психического и (или) физического развития,
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии);
- Обеспечивать возможность обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам;
- Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям)
детей с умственной отсталостью по психолого-педагогической, социальным и другим вопросам;
- Совершенствовать систему кадрового обеспечения;
- Улучшение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с умственной отсталостью.
Принципы разработки и реализации программы
1. Принцип гуманизации – предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с умственной отсталостью, его социализацию,
максимальную интеграцию в современную жизнь.
2. Принцип индивидуального подхода – предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения
для каждого ребенка с умственной отсталостью с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
3. Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и
развития учащихся с умственной отсталостью, т. е. системный подход к анализу особенностей их
развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребѐнка.
4. Принцип интегрированного подхода – предполагает интеграцию обучения и коррекции
путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.
5. Принцип непрерывности – гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с умственной отсталостью до полного решения проблемы или определения подхода к еѐ
решению.
6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в
ходе реализации АООП – предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, дефек-
6
толога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося с умственной отсталостью по АООП.
7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.
Действительно, в настоящее время одной из основных задач школы является обеспечение оптимальных педагогических условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервно-психологического здоровья, их
успешной социализацией, обеспечения их участия в жизни общества.
Развитие инклюзивных (интегрированных) форм обучения детей - инвалидов и детей с умственной отсталостью должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации
комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности
(включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогических коллективов, проведение разъяснительной работы с учащимися и их родителями). Иначе подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную инклюзию (интеграцию) учащихся с умственной отсталостью, но и негативно скажется на качестве
работы образовательного учреждения с другими учащимися.
Характеристика состава участников образовательного процесса
В школе обучается 7 детей (1кл-1чел, 3кл-1чел,5кл-1чел,6кл-2чел,7кл-2чел) с умственной
отсталостью, из них девочек- 2 чел, мальчиков- 5 чел., в возрасте от 9 – 13лет. Из них 1 ребенок –
инвалид (7кл.).
Всем учащимся по заключению ПМПК назначена программа обучения для детей с умственной
отсталостью.
У детей с умственной отсталостью наблюдается системное недоразвитие речи, интеллектуальное
недоразвитие. Им необходимы занятия с логопедом, психологом, дефектологом. В условиях обучения в общеобразовательной школе они требуют к себе самого пристального внимания.
По социальному статусу детей-инвалидов - 1, из многодетных семей - 6 , из малообеспеченных семей - 6, 3 неполных семей. По статистическим данным 78% родителей не имеют
постоянной работы. По имеющимся данным у родителей низкий обра- зовательный уровень:
среднее общее образование – 3; специальное (коррекционное) – 2чел, высшее- 1чел
Характеристика режима образовательного процесса для детей
с умственной отсталостью и детей инвалидов.
Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители (законные представители), учителя и все другие работники школы.
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разработанным и утвержденным школой самостоятельно.
Учебный год начинается 1 сентября.
ОУ реализует в своей деятельности спектр образовательных услуг по программам: начального общего, основного общего образования и дополнительного образования.
Нормативный срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования – 5 лет.
Форма обучения: очная (ст.17 п.2 ФЗ РФ).
7
Учебная нагрузка и режим занятий учащихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.
Школа работает по пятидневной учебной неделе. Образовательный процесс организован в 1
смену. Продолжительность уроков в 5 – 9 классах составляет 40 минут. Продолжительность
перемен 10 минут, после 3 урока - 25 минут (СанПиН 2.4.2.2821-10 п. 10.16).
Вторая половина дня – внеурочная деятельность, коррекционно – развивающие занятия, индивидуальные и групповые консультации, работа кружков, секций, общешкольные творческие дела и
дела классов.
Продолжительность учебного года для 5 – 9кл. – 34 уч. недели. Промежуточная аттестация в 59 классах проводится по четвертям.
В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно – урочная
система, групповые и индивидуальные занятия. Все учащиеся с умственной отсталостью включены в воспитательную работу. Они задействованы во многих общешкольных акциях, участвуют в
художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях. Все дети достаточно успешно
адаптируются в социальной среде, соблюдают нормы культуры поведения.
Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой психолого-социальной службы (социальный педагог).
Все дети обеспечены горячими обедами.
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися с умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы.
Освоение АООП основного общего образования обеспечивает достижение учащимися с умственной отсталостью результатов: личностных, предметных.
Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции учащегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения учащихся с УО в
культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы должны отражать:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной
организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения АООП основного общего образования с учетом специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы,
должны отражать освоенные учащимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью, не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс,
но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Основные требования к результатам освоения образовательных программ по предметам и годам обучения (классам) с учетом специфики содержания предметных областей изложены в таблицах. (Приложение №1)
1.3. Система оценки достижения учащимися с умственной отсталостью планируемых
результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Система оценки достижения учащимися с умственной отсталостью планируемых
результатов освоения АООП решает следующие задачи:
закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентирует образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание учащихся,
достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов;
обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий
вести оценку предметных;
предусматривает оценку достижений учащихся и оценку эффективности деятельности ОУ;
позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений учащихся и развития их
жизненной компетенции.
Оценка результатов освоения АООП школы опирается на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений
в психическом и социальном развитии учащихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП, что обеспечивается объективностью оценки.
Выставляемые оценки обучающимся с умственной отсталостью не могут быть приравнены к
оценкам обучающихся общеобразовательных школ в виду значительной неоднородности состава
обучающихся по степени дефекта умственной деятельности даже в одном классе, а являются лишь
показателем успешности продвижения школьников по отношению к самим себе. Оценка также
играет роль стимулирующего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать
более высоким баллом.
В целях преодоления несоответствия между требованиями к процессу обучения по
образовательным программам определенного уровня и реальными возможностями ребенка,
связанными со структурой дефекта, используется адресная методика оценки знаний и
продвижения учащихся, по категориям:
- с легкой умственной отсталостью;
- с умеренной (средней) умственной отсталостью;
- со сложной структурой дефекта, умеренной и тяжѐлой умственной отсталостью.
При планировании предполагаемых результатов по освоению рабочих программ по предметам,
педагоги определяют уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его потенциальных
возможностей и структуры дефекта, согласно которому используют определѐнные критерии
оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения.
1- й уровень:
9
Учащиеся, способные в полном объѐме освоить программу. Они обучаются достаточно
успешно, понимают фронтальное объяснение учителя, способны самостоятельно применять
полученные знания с опорой на наглядность.
2- й уровень:
Учащиеся, способные освоить программу в меньшем объѐме, с дозированной по
интенсивности и по сложности материала индивидуальной образовательной нагрузкой.
Школьники данной категории, в силу структуры дефекта, испытывают трудности при усвоении
программного материала и нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической,
наглядной и предметно-практической). Они способны применить правила только при выполнении
аналогичного задания, однако каждое измененное задание воспринимается ими как новое.
3- й уровень:
Дети с комплексными нарушениями в развитии и со сложным дефектом, не способные освоить
программу, кроме отдельных разделов, избирательно, в зависимости от степени выраженности
дефекта и потенциальных возможностей, под контролем и с помощью взрослого в сопряжѐнном
режиме на самом низком уровне. Продвижение обучающегося отслеживается относительно
самого ребѐнка.
На основе сформулированных требований и перечня планируемых результатов по каждому
предмету учебного плана в МБОУ «Знаменская СОШ» разработана и апробируется система
оценки предметных результатов, которые формируются в процессе образовательной деятельности,
предусмотренной учебным планом. Результаты дают возможность получить объективную
информацию о качестве образования каждого ребѐнка, а так же отследить динамику изменений.
Оценка достижения предметных результатов ведѐтся при стартовом (сентябрь), промежуточном
(декабрь), итоговом (май) контроле.
Содержательный контроль и оценка предметных достижений учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает
сравнения его с другими детьми.
№/
п
1
Вид КОД
2.
Самостоятельная,
проверочная
работа.
Стартовая
работа.
Виды контрольно-оценочных работ.
Время
Содержание
Формы и виды оценки
проведения
Начало
Определяет
Фиксируется учителем в
сентября
актуальный уровень классном
знаний,
журнале.
Определяется
необходимый для
уровень
ближайшего
продолжения
развития ребѐнка.
обучения, а также
Результаты работы не
намечает «зону
влияют на дальнейшую
ближайшего
итоговую оценку.
развития» и
предметных знаний,
организует
коррекционную
работу в зоне
актуальных знаний
Не более
Направлена, с одной Учитель
проверяет и
одного раза в стороны,
на оценивает выполненные
месяц.
возможную
школьником
задания
коррекцию
отдельно по уровням,
результатов
определяет
процент
предыдущей
темы выполненных заданий и
обучения, с другой качество их выполнения.
стороны,
на
параллельную
отработку
и
10
3.
Проверочная,
контрольная
работа
Проводится
после
изучения
темы.
4.
Посещение
консультаций,
дополнительных
занятий со
слабоуспевающ
ими детьми.
Итоговая
контрольная
работа по
предметам.
Проводится 1
раз в неделю
5.
6.
Конец
четверти,
конец года.
экзамены
по Конец мая
трудовому
обучению в 9
классе.
углубление текущей
изучаемой учебной
темы.
Задания
составляются
разноуровневые.
Проверяется уровень Все задания обязательны
освоения
для выполнения. Учитель
учащимися темы.
оценивает все задания
оценка выставляется в
электронный, классный
журнал.
Ставит задачу
Фиксируется учителем в
ликвидации
листе достижений.
пробелов.
Включает основные
темы
четверти,
учебного
года.
Задания рассчитаны
на
проверку
не
только знаний, но и
развивающего
эффекта обучения.
Задания
разного
уровня
по
сложности.
Оцениваются
в
соответствии
с
инструктивным
письмом
Министерства
образования РФ.
Учитель оценивает все
задания
оценка
выставляется
в
электронный,
классный
журнал.
Проверка
состояния
профессиональной
подготовленности
учащихся включает два
уровня
требований
к
полноте и сложности
учебного материала: для
отстающих в обучении,
низкая
успеваемость
которых
обусловлена
глубиной
и
распространѐнностью
дефекта развития, и для
более сильных учеников,
способных
овладеть
первыми
этапами
начальной
профессиональной
подготовки.
Текущий контроль успеваемости проводится во всех классах с легкой умственной отсталостью.
Формами текущего контроля успеваемости могут быть:
-по математике: устный опрос; контрольная работа; проверочная работа; арифметический диктант;
практическая работа; тесты;
11
-по письму и развитию речи: словарный диктант; выборочный диктант; комментированный
диктант; зрительный диктант; предупредительный диктант; объяснительный диктант; письмо по
памяти; творческие работы; контрольный диктант;
-по чтению и развитию речи: проверка навыков осознанного чтения (техника чтения);
-по биологии, истории, географии, обществознанию: проверочная работа; тесты; контрольная
работа; диктант;
-по трудовому обучению: проверочная работа; практическая работа; контрольная работа; участие
в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня; тесты;
-по физической культуре: сдача контрольных нормативов; участие в спортивных соревнованиях
различного уровня;
-по изобразительному искусству: оценивание индивидуальных творческих работ; участие в
выставках, конкурсах и т.д. различного уровня;
-по музыке и пению: оценивание индивидуальных творческих способностей, динамика их
развития; участие в конкурсах, фестивалях различного уровня.
Оценка обучающихся 5-9-х классов школы по всем учебным предметам, за исключением
коррекционного блока, осуществляется по пятибалльной системе по каждому предмету:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно,
«2» - неудовлетворительно.
В текущей оценочной деятельности соотносятся результаты, продемонстрированные учеником, с
оценками типа: «удовлетворительно», если учащиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий, «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Такой подход не
исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале. При
оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие,
которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность учащегося, оказывали бы
положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
12
II. Cодержательный раздел
2.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов
Задача общеобразовательных предметов и трудового обучения заключается в обеспечении учащимися того уровня знаний, умений и навыков, которые необходимы для успешной социальной адаптации. Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения,
необходимость формирования черт характера и всей личности в целом, которые должны
помочь выпускникам стать полезными членами общества.
Для реализации АООП образования для детей с нарушениями интеллекта выбраны примерные программы под редакцией В.В. Воронковой и УМК под редакцией В.В. Воронковой. Выбор данной примерной программы и УМК обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации.
Программы учебных предметов в Приложении 2.
2.2. Программа коррекционной работы с учащимися
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и социальных средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии учащихся
с умственной отсталостью.
Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого –
педагогического сопровождения процесса освоения АООП учащимися с умственной отсталостью, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и
дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи коррекционной работы:
- Выявление особых образовательных потребностей учащихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и
психическом развитии;
- Осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с
умственной отсталостью с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей учащихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии);
- Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и
групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся;
- Реализация системы мероприятий по социальной адаптации учащихся с умственной отсталостью;
- Оказание родителям (законным представителям) учащихся с умственной отсталостью консультативной и методической помощи по социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их
воспитанием и обучением.
Специфика организации коррекционной работы с учащимися с умственной отсталостью
Коррекционная работа с учащимися с умственной отсталостью проводится:
―в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная
простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обуче-нии); ―в
рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и
групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
―в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения учащихся.
Характеристика основных направлений коррекционной работы
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья
учащихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения
ими содержанием основной общеобразовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
13
психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных
потребностей:
―развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием
образования и потенциальных возможностей; ―развития эмоционально-волевой сферы и
личностных особенностей учащихся;
―определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
мониторинга динамики развития учащихся, их успешности в освоении адаптированнойосновной общеобразовательной программы общего образования;
анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных
мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:
―сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование,
интервьюирование), ―наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
―беседы с учащимися, учителями и родителями, ―изучение работ ребенка (тетради, рисунки,
поделки и т. п.) и др.
―оформление документации (психолого-педагогические карты наблюдения за учащимися и др.).
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих
личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению
ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
―составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),
―формирование в классе психологического климата комфортного для всех учащихся,
―организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов
учащихся, их общее социально-личностное развитие,
―разработку оптимальных для развития учащихся с умственной отсталостью групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приѐмов обучения) в соответствии с их
особыми образовательными потребностями;
―развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения;
- социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельств.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы
работы:
―занятия индивидуальные и групповые;
―игры, упражнения;
―психокоррекционные методики;
―беседы с учащимися;
―организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Коррекционно – развивающие занятия с детьми с ОВЗ
Наименование программ
Сроки
5 – 9 классы
1. Адаптация и социолизация в образовательной среде, форми- В течении
рование положительных предпосылок к учебной деятельности. года
14
Ответственный
Социальный педагог
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения с
умст-венной отсталостью и их семей по вопросам реализации дифференцированных
психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и
социализации учащихся. Консультативная работа включает:
— психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и
обу-чении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,
―консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и
оказа-ния возможной помощи ребѐнку в освоении общеобразовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
Беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов и родителей, разработка
методических материалов и рекомендаций учителям, родителям. Психологическое
консультирование основывается на принципах анонимности, доброже-лательного и
безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценно-сти,
включенности консультируемого в процесс консультирования.
4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной
деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями
осуществления процесса обучения и воспитания учащихся с умственной отсталостью,
взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и
др. Информационно-просветительская работа включает:
―проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей; ―оформление
информационных стендов, печатных и других материалов;
―психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической
компетентности; ―психологическое просвещение родителей с целью формирования у них
элементарной психолого-психологической компетентности.
5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального
педагога и воспитанника или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение
наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Социально-педагогическое сопровождение включает:
— разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения
учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество; ― взаимодействие с
социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его
семьи.
В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической
используются следующие формы и методы работы:
―индивидуальные и групповые беседы, семинары,
тренинги; ―лекции для родителей; ―анкетирование
педагогов, родителей;
―разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
работы
Механизмы реализации программы коррекционной работы
Взаимодействие специалистов ОУ в процессе реализации адаптированной основной общеобразовательной программы – один из основных механизмов реализации программы коррекционной работы.
Взаимодействие специалистов требует:
— создания программы взаимодействия всех специалистов в рамках реализации коррекционной
работы;
— осуществления совместного многоаспектного анализа эмоционально-волевой, личностной,
коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся с целью определения имеющихся проблем;
— разработки и реализации комплексных индивидуальных и групповых программ коррекции
15
эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер
учащихся.
Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации с организациями и органами
государственной власти, связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки трудоустройства и др. учащихся с умственной отсталостью.
Социальное партнерство – современный механизм, который основан на взаимодействии ОУ с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами общества.
Социальное партнерство включает сотрудничество:
— с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решении вопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество учащихся с умственной отсталостью;
— с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченны-ми
возможностями здоровья и другими негосударственными организациями в решении вопросов
социальной адаптации и интеграции в общество учащихся с умственной отсталостью;
— с родителями учащихся с умственной отсталостью в решении вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество;
- республиканской ПМПК.
2.3. Организация воспитательной работы и дополнительного образования учащихся
с умственной отсталостью.
Воспитательная работа в школе с детьми с умственной отсталостью рассматривается как
наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного
процесса в культурной среде. Моделируемая нами культурная среда школы ориентируется в
первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта.
Воспитательная деятельность строится на основе воспитательной системы «Школа жизни», включающей следующие направления: «Школа гражданина», «Школа добра и человечности», «Школа творчества», «Школа здоровья», «Школа семьи». Все направления реализуются через участие учащихся в общешкольных, классных мероприятиях, их занятость в объединениях дополнительного образования.
Дети активно участвуют в традиционных общешкольных праздниках - «День Знаний»,
«День Учителя», “Осенний бал”, «День народного единства», «Самый лучший день в году», Новогодний праздник, «День защитника Отечества», «День здоровья», «Международный женский
день», «День Победы», “Последний звонок» и др.
Развитию творческих способностей учащихся способствуют конкурсы цветов и поделок из
природного материала «Осень в Хакасии», «Краски уходящего лета», рисунков и фотографий
«Природа родного края», «Весеннее настроение», выставка прикладно- го творчества «Чудеса
своими руками» и т.д. Формированию общечеловеческих ценностей, навыков
16
здорового образа жизни, умения жить в коллективе содействуют классные мероприятия – классные
часы, беседы, трудовые дела, праздники.
Преодолению социальной изоляции детей с умственной отсталостью, способствует их участие в трудовых и социально значимых акциях: «Школьный двор», «Школьная клумба», «Снежный городок», «Хоккейная коробка», «Протяни руку помощи», «Ты не один», «Труженик тыла
живет рядом – помоги ему».
Воспитательное пространство школы расширяется за счет дополнительного образования.
Оно
представлено
программами
спортивно-оздоровительной
направленности,
востребованными учащимися и их родителями, позволяющими углубить и расширить работу по
развитию навыков интеллектуального труда, формированию устойчивой мотивации учения,
социализации личности учащихся и их адаптации к современным условиям, профессиональной
ориентации.
Система дополнительного образования в школе
Название Направ- РуковоПрограмма
Финансиобъедиление
дитель
рование
нения
ДЮСШ
Баскетбол Спортивнооздоровительное
Футбол
Борт
ницк
ий
М.С
«Баскетбол», пр-ма
И.А.Водянниковой
Бортницк «Футбол», А.М.Четырко
ий М.С
ДЮСШ
ДЮСШ
ДЮСШ
Выполнение санитарно – гигиенических нормативов в учебном плане
Занятия проводятся всем составом Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких
объединениях, менять их. Расписание занятий объединений составляется администрацией ОУ
по представлению педагога внеурочнойдеятельности с учетом пожеланий родителей (законных
представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно – гигиенических
норм для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей.
Продолжительность академического часа занятий – 40 минут, перерыв 10 минут.
17
III. Организационный раздел
3.1. Учебный план.
Адаптированная основная общеобразовательная программа включает Программу основного
об-щего образования для учащихся с умственной отсталостью
Учебный план основного общего образования:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки учащихся;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое
на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (Приложение №3).
3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной
про-граммы
3.2.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса для учащихся с умственной отсталостью.
Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ч. 11 ст.79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей –инвалидов в случае их пребывании в учреждении».
В образовательном учреждении созданы необходимые условия для образовательного процесса. Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную курсовую или другие
виды профессиональной подготовки. Обеспеченность педагогическими кадрами – 100 %.
За последние три года более 90 % педагогов прошли курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку для работы с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами. В 2019 - 2023
годах будет продолжена работа по повышению квалификации учителей через систему курсов повышения квалификации (как очных, так и дистанционных), профессиональной переподготовки и
других форм повышения квалификации.
Сегодня уровень знаний педагогов в области психологических и физиологических особенностей данной категории детей повышается за счет самообразования, через организацию, проведение и посещение семинаров, мастер – классов на базе образовательных учреждений, специализирующихся в данной области.
Из 12 человек, работающих с детьми, имеют первую квалификационную категорию – 1чел.,
Уровень
квалификации
для
каждой
занимаемой
должности
соответствует
квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Коррекцию речевых недостатков осуществляет дефектолог, учитель –логопед,,
профилактику физических, умственных и психологических перегрузок учащихся осуществляет
педагог-психолог, социальную помощь, связь с родителями, органами здравоохранения, занятости
населения, органами социальной защиты осуществляют социальный педагог и классные
руководители. Все специалисты имеют образование по профилю.
18
3.2.2. Материально-техническое оснащение
Материально-техническое оснащение ОУ позволяет обеспечить организацию обучения детей с
умственной отсталостью по АООП. Все предметные кабинеты оснащены ростовой мебелью, имеют освещение и тепловой режим, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям .
Для проведения трудовой подготовки учащихся требуются специальные условия и материальные ресурсы, которых в ОУ достаточно.
- В ОУ имеются специализированные помещения:
столовая, оснащенная новым оборудованием (электроплиты, духовой шкаф, столы, стулья и т.д.), ,
спортивный зал, кабинет социального педагога, библиотека с читальным залом, кабинет трудового
обучения
Все кабинеты оснащены ученической мебелью, классными досками, шкафами для хранения наглядного и дидактического материала, всем необходимым оборудованием для трудового обучения
и СБО.
Имеется пришкольный участок
На территории школы расположена спортивная площадка, где проводятся уроки физкультуры,
различные спортивные соревнования, ведутся занятия спортивных секций для детей.
Таким образом, в ОУ созданы условия для реализации обучения детей с умственной отсталостью.
3.2.3. Характеристика учебно-методического обеспечения учебного процесса
Для детей с ОВЗ создаются условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход, использование специальных
методов работы, изменение планирования учебного материала, адаптацию требований к контрольным работам и т.д.
Обучение учащихся с умственной отсталостью проводится по следующим программам:
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9
классы под редакцией В.В. Воронковой. - М., «Просвещение», 2013г. (Авторы М.Н.Перова,
В.В.Эк. и др.).
Из вышеуказанного следует, что научно-методическое, кадровое и материально-техническое оснащение школы в основном позволяет создать необходимые условия для реализации АООП.
Список учебников для реализации АООП (Приложение № 4).
19
3.3.Мониторинг управления реализацией образовательной программы
Контроль реализации образовательной программы основывается на системе
управления Школой, исходит из необходимости постоянно осуществлять научнопедагогический поиск в выбранном направлении, корректировать программы
обучения, вос-питания и развития, осуществлять методическое сопровождение
образовательного процесса. В управление Школой на полноправной основе
включается методический совет, являющийся одновременно и экспертным советом.
Методический совет Школы проводит экспертную оценку программ, учебных планов,
внедряемых в образовательный процесс, на основе анализа результатов деятельности
коллектива по всем направлениям. Расширенная система дополни-тельного
образования и воспитания реализуется при достаточном количестве ставок педаго-гов
дополнительного образования. Ответственность за эффективность дополнительного
обра-зования несут непосредственные руководители секций, кружков, члены
администрации.
Система внутришкольного мониторинга включает в себя мероприятия,
позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в
школе в целом.
Цель внутришкольного мониторинга: обеспечить уровень преподавания и
качества обучения, воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям,
предъявляемым к коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную
коррекционно-развивающую образовательную среду.
Задачи внутришкольного мониторинга:
осуществлять контроль за достижением учащегося уровня обученности в
соответствии с требованиями образовательных программ;
осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных программ;
осуществлять контроль за выполнением программ инвариантной части
учебного плана;
осуществлять контроль за выполнением программ вариативной части
учебного плана;
осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уров-нем
и повышением квалификации педагогов;
осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании
и обучении между уровнями обучения;
осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических требований к образовательному процессу;
осуществлять контроль за осуществлением взаимосвязи основного базового и дополнительного образования.
Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного мониторинга
позволяет иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства школы.
Проводимый в рамках внутришкольного контроля мониторинг включает в себя
проверку, оценку и сопостав-ление количественных и качественных результатов
обученности, воспитанности и развитии учащихся, эффективности коррекционной,
роста профессионального мастерства учителей. Мониторинг проводится как по
промежуточным, так и по конечным результатам. Такой под-ход позволяет
своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения.
Главным итогом проведенного внутришкольного мониторинга будет
достижение всеми учащимися уровня обученности, соответствующего его
психофизическим возможно-стям, готовность учащихся к освоению профессии.
Внутришкольный мониторинг за образовательным процессом осуществляется
по традиционным направлениям:
20
Контроль за качеством преподавания.
выполнение учебных программ;
эффективность урока;
методический уровень учителя, рост профессионального мастерства;
обеспеченность учебным и дидактическим материалом;
индивидуальная работа с детьми;
выполнение санитарно – гигиенических требований.
2. Контроль за качеством обучения.
уровень знаний, умений и навыков учащихся;
навыки самостоятельного познания учащихся;
3. Контроль за ведением школьной документации.
ведение школьных журналов;
ведение ученических дневников;
ведение ученических тетрадей;
оформление личных дел учащихся.
План работы внутришкольного мониторинга согласуется с приоритетными
направле-ниями работы Школы. Формирование плана внутришкольного мониторинга
производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга
образовательной деятельности школы.
1.
Мониторинг образовательного процесса.
Критерии и комПоказатели критепоненты образова- риев
тельного мониторинга
Качество
образо- Уровень
освоения
вания.
образовательной
программы
(контрольные
работы,
проверка
техники
чтения)
Динамика развития
психических
функций и эмоционально - волевой сферы
Состояние
здоровья учащихся
Периодичность
контроля
Объект изучения
Ответственный
1 раз в полугодие
ЗУН
Учитель, рук.
зам. дир.УВР
Состояние
высших сентябрь
нервных процессов
(листы
динамики
развития)
Психические Психолог, дефункции уч- фектолог, учися
тель,
Физическое развитие Сентябрь, май
учащихся
Психосоматическое
здоровье
учащихся
(медосмотр,
листки
здоровья и физического развития, данные о
пропусках
уроков по болезни,
комфортность обучения, уровень адаптации к обучению в
школе,
уровень
школьной тревожности).
Учащиеся
21
Учитель
культуры
психолог,
кл.рук.
физ-
Уровень воспитанности учащихся
Социальное положение учащихся
Степень социализации и трудовой
адаптации
Сформированность
интегративных
качеств личности.
Количество учащихся, состоящих
на
учете в КДН.
Выявление учащихся
группы риска.
Сентябрь, апрель
Учащиеся
Классный
руководитель
Заместитель
директора
по
УВР
Социальный
педагог
Учащиеся
Классный
руководитель,
соц. педагог
2 раза в год
1 раз в четверть
Состав учащихся по Сентябрь
уровню
материального и морального
благополучия (социальный
паспорт
класса).
Данные социометДва раза в год
рии,
Результаты участия
1 раз в год
учащихся школы в
различных предметных конкурсах
Учитель трудового обучения,
Классный руководитель
Зам. дир.ВР
3.4. Ожидаемые результаты реализации программы:
- освоение детьми с умственной отсталостью адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования и их интеграции в
образовательном учреждении;
- получение документа об окончании основного общего образования;
- организация качественного профессионально-трудового обучения для учащихся с
умствен-ной отсталостью;
- увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе
инклюзивного образования, освоивших современные образовательные
коррекционные технологии;
- обеспечение предметов адаптированной основной общеобразовательной программы
элек-тронными образовательными ресурсами;
- взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам
ранней диаг-ностики отклонений в развитии.
Модель выпускника
Критерии
I. Уровень воспитанности
Показатели
1. Положительное отношение к учебному труду, к коллективу учащихся, к родителям, к самому себе, готовность сотрудничать с другими людьми.
2. Бережное отношение к растительному и животному миру.
3. Овладение навыками культуры поведения и общения.
4. Самостоятельность,
организованность,
соблюдение
общественных норм и правил поведения.
5. Сформированность правильной оценки окружающих и самих
22
II. Уровень обученности
III. Психологиче
ское развитие
себя.
6. Умение видеть, и ценить красоту окружающего мира,
стремление к самостоятельному художественному творчеству.
Качество ЗУН в соответствии с требованиями программы, на
основе
коррекционно-развивающей
работы,
с
учетом индивидуальных психофизических возможностей и особенностей.
Достаточный уровень развития
психических познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы в соответствии с
его индивидуальными возможностями.
IV. Состояние здоро- 1. Охрана и укрепление здоровья учащихся.
вья
2. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни (забота о своем здоровье, негативное отношение к
вредным привычкам, привитие санитарно-гигиенических навыков).
V. Уровень адапта1. Социально-педагогическая готовность к обучению в школе;
ции
- умение подчинятся интересам и обычаям детской группы,
- способность справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
2.
Адекватная самооценка, достаточный уровень притязаний, коммуникативные навыки.
23