приложение 1

Приложение №1
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
основного общего образования

Предметные результаты освоения АООП основного общего образования
Чтение и развитие речи
Учащиеся должны
Классы

Знать

Уметь

5 класс

наизусть 6—8
стихотворений

читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами
вслух;
читать «про себя», выполняя задания учителя;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст по плану с помощью учителя,
несложные по содержанию тексты — самостоятельно.

6 класс

наизусть 8—10
стихотворений.

читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать
«про себя»;
выделять главную мысль произведения;
определять основные черты характера действующих лиц;
пересказывать текст по плану полно и выборочно.

7 класс

наизусть 10
стихотворений.

читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
характеризовать главных действующих лиц;
пересказывать содержание прочитанного.

8 класс

наизусть 10
стихотворений,
прозаический отрывок.

читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и
выражения, взятые из текста.

9 класс

наизусть 10
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
стихотворений,
читать «про себя»;
2 прозаических отрывка. выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным героям;
высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
пересказывать содержание произведения, рассказывать по
предложенной теме в связи с прочитанным.

1

Письмо и развитие речи (русский язык)
5 класс

алфавит;
способ проверки
написания гласных и
согласных (путем изменения формы слова).

различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные,
обозначать их на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание безударных гласных, звонких и
глухих согласных путем изменения формы слова;
обозначать мягкость согласных буквой ь;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
строить простое распространенное предложение;
связно высказываться устно, письменно (с помощью
учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем.

6 класс

способы проверки
написания гласных и
согласных в корне слов.

правильно обозначать звуки буквами на письме; подбирать
группы родственных слов (несложные случаи); проверять
написание в корне безударных гласных звонких
и глухих согласных путем подбора родственных слов;
разбирать слово по составу; выделять имя
существительное и имя прилагательное как части речи;

строить простое распространенное предложение с
однородными членами; связно высказываться устно
и письменно (по плану);
пользоваться школьным орфографическим словарем.
7 класс

главные и второстепенные
(без конкретизации)
члены предложения;
название частей речи, их
значение;
наиболее
распространенные
правила правописания

писать под диктовку текст, применять правила проверки
написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с
помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение,
простое предложение с однородными членами, сложное
предложение;

2

слов.

писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться школьным орфографическим словарем.

8 класс

части речи;
наиболее
распространенные
правила правописания
слов.

писать под диктовку текст с соблюдением знаков
препинания в конце предложения;
разбирать слова по составу, образовывать слова с
помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое
предложениесоднороднымичленами,сложное
предложение;
писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться школьным орфографическим словарем.

9 класс

части речи, использование
их в речи;
наиболее
распространенные
правила правописания
слов.

писать небольшие по объему изложение и сочинения
творческого характера;
оформлять все виды деловых бумаг;
пользоваться школьным орфографическим словарем.

Математика
5 класс

класс единиц, разряды в
классе единиц;
десятичный состав чисел в
пределах 1 000;
единицы измерения
длины, массы, времени;
их соотношения;
римские цифры;
дроби, их виды;
виды треугольников в
зависимости от величины
углов и длин сторон.

выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100
устно (все случаи);
читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000;
считать присчитывая, отсчитывая различные разрядные
единицы в пределах 1 000;
выполнять сравнение чисел (больше, меньше, равно) в
пределах 1 000;
выполнять устно (без перехода через разряд) и письменно
(с переходом через разряд) сложение и вычитание чисел в
пределах 1 000 с последующей проверкой;
выполнять умножение чисел 10, 100; деление на 10, 100 без
остатка и с остатком;
выполнять преобразования чисел, полученных при
измерении стоимости, длины, массы в пределах 1 000;
умножать и делить на однозначное число (письменно);
получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами:
«На сколько больше (меньше)?», на нахождение
неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого;
составные задачи в три арифметических действия;
уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
различать радиус и диаметр;
вычислять периметр многоугольника.

ПРИМЕЧАНИЯ:
Учащиеся, испытывающие значительные трудности в усвоении математических знаний,
выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами

3

письменных вычислений; при выполнении умножения и деления может быть разрешено в
трудных случаях использование таблицы умножения на печатной основе. В требованиях к
знаниям и умениям учащихся данной группы может быть исключено следующее:
- счет до 1 000 и от 1 000 числовыми группами по 20, 200, 250;
- округление чисел до сотен;
- римские цифры;
- сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 устно;
- трудные случаи умножения и деления письменно;
- преобразования чисел, полученных при измерении длины, массы;
- сравнение обыкновенных дробей;
- простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого,
вычитаемого;
- решение составных задач тремя арифметическими действиями;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;
- построение треугольника по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;
- вычисление периметра многоугольника.
6 класс десятичный состав чисел в устно складывать и вычитать круглые числа;
пределах 1 000 000;
читать,записыватьподдиктовку,набиратьна
разряды и классы;
калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в
основное свойство
пределах 1 000000;
обыкновенных дробей;
чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и
смешанные числа;
классы, вписывать в нее числа, сравнивать; записывать
расстояние, скорость,
числа, внесенные в таблицу, вне ее;
время, зависимость между округлять числа до любого заданного разряда в пределах
ними;
1000000;
различные случаи
складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное
число и круглые десятки числа в пределах 10000,
взаимною положения
прямых на плоскости и в
выполнять деление с остатком;
пространстве;
выполнять проверку арифметических действий;
выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при
свойства граней и ребер
измерении двумя мерами стоимости, длины и массы
куба и бруса.
письменно;
сравнивать смешанные числа;
заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби
целыми или смешанными числами;
складывать, вычитать обыкновенные дроби (и смешанные
числа) с одинаковыми знаменателями;
решать простые задачи на соотношение: расстояние,
скорость, время; на нахождение дроби от числа, на
отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше
(меньше)?»; решать и составлять задачи на встречное
движение двух тел;
чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые
на заданном расстоянии;
чертить высоту в треугольнике;
выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса.
ПРИМЕЧАНИЯ
В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности
в усвоении математических знаний, может быть исключено:

4

- нумерация чисел в пределах 1000000; получение десятков, сотен, тысяч; сложение и
вычитание круглых чисел; получение пятизначных, шестизначных чисел из разрядных
слагаемых, разложение на разрядные слагаемые (все задания на нумерацию должны быть
ограничены числами в пределах 10 ООО);
- черчение нумерационной таблицы с включением разрядов десятков и сотен тысяч;
- округление чисел до десятков, сотен тысяч;
- обозначение римскими цифрами чисел XIII—XX (достаточно знакомства с числами I — XII);
- деление с остатком письменно;
- преобразования обыкновенных дробей;
- сложение и вычитание обыкновенных дробей (и смешанных чисел), со знаменателями более
чисел первого десятка (достаточно, если в знаменателе будут числа 2—10), с получением
суммы или разности, требующих выполнения преобразований;
- простые задачи на соотношение: расстояние, скорость, время;
- задачи на встречное движение двух тел;
- высота треугольника, прямоугольника, квадрата;
- свойства элементов куба, бруса.
Данная группа учащихся должна овладеть:
- преобразованиями небольших чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы;
- сравнением смешанных чисел;
- решением простых арифметических задач на нахождение неизвестного слагаемого;
- приемами построения треугольников по трем сторонам с помощью циркуля и линейки,
классификацией треугольников по видам углов и длинам сторон;
- вычислением периметра многоугольника.
7 класс числовой ряд в пределах 1000000; умножать и делить числа в пределах 1000000 на
алгоритмы арифметических
двузначное число;
действий с многозначными чисчитать, записывать десятичные дроби;
лами, числами, полученными при складывать и вычитать дроби с разными
измерении двумя единицами
знаменателями (обыкновенные и десятичные);
стоимости, длины, массы;
записывать числа, полученные при измерении
элементы десятичной дроби;
мерами стоимости, длины, массы, в виде
преобразования десятичных
десятичных дробей;
дробей;
выполнятьсложениеивычитаниечисел,
место десятичных дробей в
полученных при измерении двумя единицами
нумерационной таблице;
времени;
симметричные предметы,
решать
простые
задачи
на
нахождение
геометрические фигуры;
продолжительности события, его начала и конца;
виды четырехугольников:
решать составные задачи в 3-4 арифметических
произвольный, параллелограмм,
действия;
ромб, прямоугольник, квадрат,
находить ось симметрии симметричного плоского
свойства сторон, углов, приемы
предмета, располагать предметы симметрично
построения.
относительно оси, центра симметрии.
ПРИМЕЧАНИЯ
В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности
в усвоении математических знаний, может быть исключено:
- сложение и вычитание чисел в пределах 1000000 устно, достаточно складывать и вычитать числа
в пределах 1000 (легкие случаи); - присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1
сотне тысяч в .пределах 1000000
(достаточно присчитывать и отсчитывать по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне, 1 единице тысяч в
пределах 10000);

5

- умножение и деление на двузначное число письменно;
- умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя единицами стоимости, длины,
массы;
- приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание обыкновенных
дробей с разными знаменателями;
- место десятичных дробей в. нумерационной таблице;
- запись чисел, полученных при измерении двумя, одной единицами стоимости, длины, массы, в
виде десятичных дробей;
- простые арифметические задачи на нахождение начала и конца события;
- составные задачи на движение в одном и противоположных направлениях двух тел;
- составные задачи в 3-4 арифметических действия;
- высота параллелограмма (ромба), построение параллелограмма;
- предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно центра
симметрии; построение точки, симметричной данной, относительно оси, центра симметрии.
Данная группа учащихся должна овладеть:
- умножением и делением на однозначное число в пределах 10000 с проверкой письменно;
- легкими случаями преобразований обыкновенных дробей;
- знанием свойств элементов куба, бруса.
8 класс величину;
присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные
смежные углы;
числовые группы в пределах 1 000 000;
размеры прямого, острого, выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на
тупого, развернутого,
однозначное, двузначное число многозначных чисел,
полного углов; сумму
обыкновенных и десятичных дробей; умножение и деление
смежных углов, углов
десятичных дробей на 10, 100, 1 000;
треугольника;
находить число по одной его доле, выраженной
элементы транспортира;
обыкновенной или десятичной дробью;
единицы измерения
находить среднее арифметическое чисел;
площади, их
решать арифметические задачи на пропорциональное
соотношения;
деление;
формулы длины
строить и измерять углы с помощью транспортира;
окружности, площади
строить треугольники по заданным длинам сторон и
круга.
величине углов;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
вычислять длину окружности и площадь круга по заданной
длине радиуса;
строить точки, отрезки, треугольники, четырехугольники,
окружности, симметричные данным относительно оси,
центра симметрии.
ПРИМЕЧАНИЯ
В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности
в усвоении математических знаний, может быть исключено:
- присчитывание и отсчитывание чисел 2 000, 20 000; 500, 5 000, 50 000; 2 500, 25 000 в пределах 1
000 000, достаточно присчитывать и отсчитывать числа 2, 20, 200, 5, 50, 25, 250 в пределах 1 000;
- умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей на двузначные числа; самостоятельное построение и измерение углов с помощью транспортира;
- построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного
между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней;
- соотношения: 1 м2 = 10 000 см2, 1 км2 = 1 000 000 м2, 1 га = 10 000 м2;
- числа, полученные при измерении двумя единицами площади;

6

- формулы длины окружности и площади круга;
- диаграммы;
- построение отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности, симметричные данным
относительно оси, центра симметрии.
Данная группа учащихся должна овладеть:
- чтением чисел, внесенных в нумерационную таблицу, записью чисел в таблицу;
- проверкой умножения и деления, выполняемых письменно.
9 класс таблицы сложения
выполнять арифметические действия с числами в
однозначных чисел, в том
пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 устно;
числе с переходом через
выполнять арифметические действия с многозначными
десяток;
числами письменно в пределах 10 000;
табличные случаи умножения выполнять арифметические действия с десятичными
и получаемые из них случаи
дробями;
деления;
складывать, вычитать, умножать и делить на
названия, обозначения,
однозначное и двузначное число числа, полученные при
соотношения крупных и
измерении одной, двумя единицами измерения
мелких единиц измерения
стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных
стоимости, длины, массы,
дробях (легкие случаи);
времени;
находить дробь (обыкновенную, десятичную),
числовой ряд чисел в
проценты от числа; число по его доле или проценту;
пределах 1 000 000;
решать все простые задачи в соответствии с данной
дроби обыкновенные и
программой, составные задачи в 2, 3, 4 арифметических
десятичные; их получение,
действия;
запись, чтение;
вычислять площадь прямоугольника, объем
геометрические фигуры и
прямоугольного параллелепипеда;
тела, свойства элементов
различать геометрические фигуры и тела;
многоугольников
строить с помощью линейки, чертежного угольника,
циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники,
(треугольника,
прямоугольника,
окружности в разном положении на плоскости, в том
параллелограмма),
числе симметричные относительно оси, центра
прямоугольного
симметрии.
параллелепипеда;
названия геометрических тел:
пирамиды, цилиндра, конуса,
шара.
ПРИМЕЧАНИЯ
В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности
в усвоении математических знаний на всех годах обучения, может быть исключено:
- нумерация чисел в пределах 1 000 000 (достаточно знания числового ряда в пределах 10 000);
- арифметические действия с числами в пределах 10 000 (достаточно в пределах 1 000, легкие
случаи) письменно; - умножение и деление на двузначное число письменно;
- арифметические действия с десятичными дробями, имеющими в записи 5 и более знаков
(цифр); - умножение и деление десятичных дробей на двузначное число; - простые
арифметические задачи на отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше)?»; составные задачи в 3-4 арифметических действия;
- составные задачи на соотношение скорость, время, расстояние;
- построение углов, многоугольников с помощью транспортира;

7

- построение геометрических фигур, симметричных данным относительно оси, центра симметрии.

Природоведение
Учащиеся должны
Классы Знать
5 класс

Уметь

обобщенные и конкретные названия
предметов и явлений природы, их
основные свойства;
что общего и в чем различие неживой и
живой природы;
расположение Российской Федерации на
географической карге. Расположение
столицы;
чем занимается население страны
(хозяйство); каковы ее природа и
природные богатства (леса, луга, реки,
моря, полезные ископаемые);
основные правила охраны природы и
необходимость бережного отношения к
ней;
основные части тела человека, значение
его наружных и внутренних органов, их
взаимосвязь.

Учащиеся должны
Классы Знать
6 класс отличительные признаки твердых тел,
жидкостей и газов;
характерные признаки полезных
ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
некоторые свойства твердых, жидких и
газообразных тел на примере воды,
воздуха, металлов;
расширение при нагревании и сжатие при
охлаждении, способность к проведению
тепла;
текучесть воды и движение воздуха.

называть конкретные предметы и явления в
окружающей действительности, давать им
обобщенные названия;
устанавливать простейшие связи между
обитателями природы (растениями и
животными, растениями и человеком,
животными и человеком) и природными
явлениями;
связно пояснять проведенные наблюдения,
самостоятельно делать выводы на
основании наблюдений и результатов
труда;
выполнять рекомендуемые практические
работы;
соблюдать правила личной гигиены,
правильной осанки, безопасности труда;
соблюдать правила поведения в природе (на
экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц
и других животных, не ловить их и не
губить растения.
Уметь
обращаться с простым лабораторным
оборудованием;
определять температуру воды и воздуха;
проводить несложную обработку почвы на
пришкольном участке.

Биология
7 класс

названия некоторых бактерий, грибов, а
также растений из их основных групп:
мхов, папоротников, голосеменных и
цветковых;
строение и общие биологические
особенности цветковых растений; разницу
цветков и соцветий;
некоторые биологические особенности, а
также приемы возделывания наиболее

8

отличать цветковые растения от других
групп (мхов, папоротников,
голосеменных);
приводить примеры растений некоторых
групп (бобовых, розоцветных,
сложноцветных);
различать органы у цветкового растения
(цветок, лист, стебель, корень);
различать однодольные и двудольные

распространенных сельскохозяйственных
растений, особенно местных;
разницу ядовитых и съедобных грибов;
знать вред бактерий и способы
предохранения от заражения ими.

8 класс

9 класс

растения по строению корней, листьев
(жилкование), плодов и семян; приводить
примеры однодольных и двудольных
растений;
выращивать некоторые цветочнодекоративные растения (в саду и дома);
различать грибы и растения.
основные отличия животных от растений;
узнавать изученных животных (в
признаки сходства и различия между
иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах,
изученными группами животных;
живых объектах);
общие признаки, характерные для каждой
кратко рассказывать об основных чертах
из этих групп животных;
строения и образа жизни изученных
места обитания, образ жизни и поведение
животных;
тех животных, которые знакомы учащимся; устанавливать взаимосвязи между
названия некоторых наиболее типичных
животными и их средой обитания:
представителей изученных групп
приспособления к ней, особенности
животных, особенно тех, которые широко
строения организма и поведения
распространены в местных условиях;
животных;
значение изучаемых животных в природе, а проводить несложный уход за некоторыми
также в хозяйственной деятельности
сельскохозяйственными животными (для
человека;
сельских вспомогательных школ) или
основные требования ухода за домашними домашними животными (птицы, звери,
и некоторыми сельскохозяйственными
рыбы), имеющимися у детей дома;
животными (известными учащимся).
рассказывать о своих питомцах (их
породах, поведении и повадках).
названия, строение и расположение
применять приобретенные знания о
основных органов организма человека;
строении и функциях человеческого
элементарное представление о функциях
организма в повседневной жизни с целью
основных органов и их систем;
сохранения и укрепления своего здоровья;
влияние физических нагрузок на организм; соблюдать санитарно-гигиенические
вредное влияние курения и алкогольных
правила.
напитков на организм;
основные санитарно-гигиенические
правила.

География
Учащиеся должны
Классы Знать
6 класс

Уметь

что изучает география;
горизонт, линию и стороны горизонта;
основные формы земной поверхности;
виды водоемов, их различия;
меры по охране воды от загрязнения;
правила поведения в природе;
отличие плана от рисунка и
географической карты;
основные направления на плане,
географической карте;
условные цвета и основные знаки
географической карты;
распределение суши и воды на Земле;
материки и океаны, их расположение на
глобусе и карте полушарий;

9

определять стороны горизонта,
ориентироваться по Солнцу, компасу и
местным признакам природы;
выявлять на местности особенности
рельефа, водоемов;
делать схематические зарисовки изучаемых
форм земной поверхности;
читать географическую карту (условные
цвета и основные знаки) по атласамприложениям к учебнику;
составлять описания изучаемых объектов с
опорой на карту и картины;
показывать на карте объекты, указанные в
программе, обозначать их при помощи
учителя на контурной карте из рабочей

Солнце как ближайшую к Земле звезду и
его значение для жизни на Земле;
кругосветные путешествия,
доказывающие шарообразность Земли;
значение запусков в космос
искусственных спутников Земли и
полетов людей в космос, имена первых
космонавтов;
различия в нагревании и освещении
земной поверхности Солнцем;
географическое положение нашей страны
на физической карте России и карте
полушарий;
названия географических объектов,
обозначенных в программе по теме
«Карта России» (по атласу, специально
разработанному для коррекционных школ
VIII вида).
7 класс

8 класс

положение России на физической карте,
карте полушарий и глобусе;
пояса освещенности, в которых
расположена наша страна;
природные зоны России;
природные условия и богатства России,
возможности использования их
человеком;
типичных представителей растительного и
животного мира в каждой природной зоне;
хозяйство, основное население, его
занятия и крупные города в каждой
природной зоне;
экологические проблемы и основные
мероприятия по охране природы в России;
правила поведения в природе;
названия географических объектов на
территории России, указанные в
программе (по атласу, специально
разработанному для коррекционных школ
VIII вида).

тетради на печатной основе;
выполнять задания в «Рабочей тетради по
начальному курсу физической географии»
для 6 класса специальной коррекционной
школы VIII вида (количество заданий и
время заполнения определяет учитель с
учѐтом индивидуальных возможностей
учащихся).

показывать границы России на глобусе,
карте полушарий, физической карте и карте
природных зон России, давать
элементарное описание природы по зонам,
пользуясь картинами и картами;
показывать по картам (физической и
природных зон России) из приложения к
учебнику географические объекты,
указанные в программе;
устанавливать взаимосвязь между
климатом, растительным и животным
миром, природными условиями и
занятиями населения;
делать несложные макеты изучаемых
природных зон;
принимать участие в мероприятиях по
охране окружающей среды; правильно
вести себя в природе;
выполнять задания в «Рабочей тетради по
географии России» для 7 класса
специальной коррекционной школы VIII
вида (количество заданий и время
заполнения определяет учитель с учетом
индивидуальных возможностей учащихся).
Атлантический, Северный Ледовитый,
показывать на географической карте из
Тихий, Индийский океаны.
приложения к учебнику океаны, давать им
характеристику;
Географическое положение и их
хозяйственное значение;
определять на карте полушарий
особенности географического положения, географическое положение и очертания
берегов каждого материка;
очертания берегов и природные условия
каждого материка, население и особеннос- давать элементарное описание природных

10

9 класс

ти размещения;
названия изученных географических
объектов (по атласу, специально
разработанному для коррекционных школ
VIII вида).

условий всех материков, опираясь на карту
и картины;
находить в периодической печати сведения
об изученных государствах и показывать их
на политической карте;
выполнять задания в «Рабочей тетради по
географии материков и океанов» для 8
класса специальной (коррекционной)
школы VIII вида (количество заданий и
время заполнения определяет учитель с
учетом индивидуальных особенностей
учащихся).

географическое положение, столицы и
характерные особенности изучаемых
государств Евразии;
границы, государственный строй и
символику России;
особенности географического положения
своей местности, типичных
представителей растительного и
животного мира, основные мероприятия
по охране природы в своей области,
правила поведения в природе, меры
безопасности при стихийных бедствиях;
медицинские учреждения и отделы
социальной защиты своей местности.

находить на политической карте Евразии
изучаемые государства и их столицы в
атласах, специально разработанных для
коррекционных школ VIII вида.
показывать Россию на политических картах
мира и Евразии;
находить свою местность на карте России
(политико-административной, физической
и карте природных зон);
давать несложную характеристику
природных условий и хозяйственных
ресурсов своей местности, давать краткую
историческую справку о прошлом своего
края;
называть и показывать на иллюстрациях
изученные культурные и исторические
памятники своей области; правильно
вести себя в природе; выполнять задания
в «Рабочей тетради по географии
материков и океанов» для 9 класса
специальной (коррекционной) школы
VIII вида (количество заданий и время
заполнения определяет учитель с учетом
индивидуальных особенностей
учащихся).

История
Учащиеся должны
Классы Знать
6-7
класс

Уметь

какие исторические даты называются
точными, приблизительными;
когда произошли события (конкретные,
по выбору учителя);
кто руководил основными сражениями.

11

пользоваться учебником, ориентироваться в
тексте, иллюстрациях учебника;
пересказывать исторический материал с
опорой на наглядность, по заранее
составленному плану;
соотносить содержание иллюстративного
материала с текстом учебника;

пользоваться «Лентой времени», соотносить
год с веком;
устанавливать последовательность
исторических событий на основе усвоенных
дат;
правильно и точно употреблять
исторические термины, понятия;
пересказывать содержание изучаемого
материала близко к тексту.
8 класс

когда началось и закончилось событие
(по выбору);
как протекало конкретное событие;
великих русских поэтов, писателей,
ученых.

пользоваться «Лентой времени»;
устанавливать причинно-следственные связи
и зависимости, связь исторических событий;
выделять главную мысль в отрывке
исторической статьи;
оценивать ответ ученика, дополнить его,
пользуясь учебником и картой.

9 класс

пользоваться небольшим историческим
текстом;
правильно и осознанно оценивать
реальную обстановку;
выбрать из текста учебника конкретного
героя, дать положительную
характеристику, выделить личностные
качества;
передать содержание конкретного
исторического материала;
пользоваться современными числовыми
взаимосвязями («Лента времени»).

основные исторические события
революционные движения, гражданская
война;
становление Советской власти; стройки
первых пятилеток; вторая Мировая война;
Великая Отечественная война;
основные периоды развития хозяйственной и
политической жизни страны в предвоенные
и послевоенные годы;
исторических деятелей, полководцев,
руководителей страны, национальных
героев.

Обществоведение
Учащиеся должны
Классы Знать
8-9
классы

Уметь

Что такое государство?
Что такое право?
Виды правовой ответственности.
Что такое правонарушение?
Что собой представляет
законодательная, исполнительная и
судебная власть Российской
Федерации.
Какие существуют основные
конституционные права и обязанности
граждан Российской Федерации?

Искусство
а) Изобразительное искусство

12

Написать просьбу, ходатайство,
поручение, заявление, расписку.
Оформлять стандартные бланки.
Обращаться при необходимости в
соответствующие правовые
учреждения.
Правильно оформить просьбу в органы
исполнительной власти.

Учащиеся должны
Классы

Знать

Уметь

5 класс

Учащиеся должны
знать:
- речевой материал 1—4
класса;
- теплые и холодные
цвета, называть их;
- способы построения
узора в квадрате, круге,
прямоугольнике;
- способы передачи
глубины пространства
(загораживание),
- уменьшение величины
удаленных от
наблюдателя
предметов);
- виды изобразительного
искусства;
- о работе художниковживопис-цев,
скульпторов, графиков,
народных художниковприкладни-ков;
- фамилии некоторых
художников,
прославившихся в
определенных видах
искусства.

передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их
строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей
к целому);
определять предметы симметричной формы и рисовать их,
применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
составлять узоры из геометрических и растительных
элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые
линии;
передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения
величин предметов с учетом их положения в пространстве
(под углом к учащимся, выше уровня зрения);
ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
пользоваться элементарными приемами работы с красками
(ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки
товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие
пространственные отношения предметов и графических
элементов;
рассказывать содержание картины; знать названия
рассмотренных на уроках произведений изобразительного
искусства; определять эмоциональное состояние
изображенных на картине лиц.
Учащиеся должны уметь:
изображать с натуры и по памяти предметы простой, слабо
расчлененной формы, несложной конструкции;
планировать изобразительную деятельность в процессе
работы над аппликацией, рисунком;
использовать величинный контраст в лепке и рисунке;
светлотный контраст — при изображении фона в узоре,
натюрморте, неба в сюжетном рисунке;
сравнивать части в целой конструкции по величине;
рисовать круг в условиях перспективы;
использовать тень для передачи объемности предмета;
рисовать узор, сочетая его с формой украшаемого предмета
(узор на округлой форме и призматической форме
предметов);
изображать гуашью фон в рисунке способом тонирования
кистью;
получать и использовать в живописной работе смешанные
краски, оттенки цветов (голубой, розовый, др.);
работать акварелью по мокрой и сухой бумаге.

6 класс

Учащиеся должны
знать:
- приемы работы
красками "по мокрому"
и по сухой бумаге;

пользоваться простейшими вспомогательными линиями для
проверки правильности рисунка;
подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их
объемную форму;
уметь подбирать гармонические сочетания цветов в

13

декоративном рисовании;
- приемы замутнения
передавать связное содержание и осуществлять
цвета черным и белым;
пространственную композицию в рисунках на темы;
- о существовании
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и
цветов радостных и
исправлять замеченные в рисунке ошибки;
мрачных; о
делать отчет о проделанной работе, используя при этом
соответствии
определенной цветовой термины, принятые в изобразительной деятельности;
найти в картине главное, рассказать содержание картины,
гаммы настроению
знать названия рассмотренных на уроках произведений
человека, состоянию в
изобразительного искусства, особенности изделий народных
природе и т. п.;
мастеров.
- некоторые самые
выдающиеся памятники Учащиеся должны уметь:
изображать геометрические тела и объемные предметы
архитектуры в Москве,
комбинированной формы;
родном городе;
- название крупнейших использовать вспомогательные линии при изображении
музеев в Москве, Санкт- предмета;
подбирать соответствующие цвета к изображаемым
Петербурге, родном
предметам;
городе;
- речевой материал 1-6передавать объемность формы способом светотени;
передавать объем предметов цилиндрической и усеченной
классов.
конической формы, используя перспективное сокращение
(круга);
получать и использовать смешанные цвета и некоторые
оттенки цвета;
различать жанры изобразительного искусства: пейзаж,
портрет, натюрморт, сюжетное изображение;
рассказывать, что изображено на картине, чем она
понравилась;
планировать свою работу в лепке, над аппликацией, при
изображении с натуры, в декоративной работе, рисовании на
тему;
рисовать человека, дерево, дом в сюжетной композиции;
составлять узоры, соблюдая ритм.
7 класс

передавать форму, строение, величину, цвет и положение в
пространстве изображаемых предметов, пользоваться
вспомогательными линиями при построении рисунка,
выполняя его в определенной последовательности (от общего
к частному);
изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая их
объем и окраску;
проявлять художественный вкус в рисунках декоративного
характера, стилизовать природные формы, выполнять
построение узоров (орнаментов) в основных геометрических
формах, применяя осевые линии;
использовать прием загораживания одних предметов другими
в рисунках на заданную тему, изображать удаленные
предметы с учетом их зрительного уменьшения;
проявлять интерес к произведениям изобразительного

14

искусства и высказывать о них оценочные суждения.
Учащиеся должны знать:
виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование
с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
отличительные признаки видов изобразительного
искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура,
декоративно-прикладное творчество); основные средства
выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
особенности некоторых материалов, используемых в
изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза,
мрамор, гранит, дерево, фарфор); отличительные особенности
произведений декоративно-прик-ладного искусства; названия
крупнейших музеев страны.

Музыка и пение
Учащиеся должны
Классы

Знать

5 класс

наизусть 8-10 песен;
примерное содержание прослушанных
музыкальных произведений;
размеры музыкальных произведений
(2/4, 3/4, 4/4);
музыкальные длительности, паузы
(долгие, короткие);
значение музыки в жизни, трудовой
деятельности и отдыхе людей;
народные музыкальные инструменты и
их звучание (домра, мандолина, баян,
гусли, свирель, гармонь, трещотка,
деревянные ложки, бас-балалайка).

6 класс

Уметь

самостоятельно начинать пение после
вступления;
осмысленно и эмоционально исполнять
песни ровным свободным звуком на всем
диапазоне;
контролировать слухом собственное
исполнение и пение окружающих;
применять полученные навыки
выразительного пения при художественном
исполнении музыкальных произведений
(смысловые и логические ударения, паузы,
темп, динамические оттенки);
использовать в самостоятельной речи
музыкальные термины, давать им
элементарную характеристику, принимать
активное участие в обсуждении содержания
прослушанного произведения;
адекватно оценивать собственное
исполнение и пение сверстников.
наизусть 8-10 песен и самостоятельно
осознанно, выразительно исполнять песни с
исполнять их;
использованием интонационно-смысловых
примерное содержание прослушанных
ударений, пауз, темпа, ритма, динамических
оттенков;
музыкальных произведений;
самостоятельно выделять незнакомые слова
основные музыкальные профессии,
в текстах песен и выяснять их значение;
специальности;
инструменты симфонического оркестра и выделять мелодию, тему, формулировать
их звучание: духовые деревянные (гобой, основную идею слушаемого произведения;
пересказывать примерное содержание
кларнет, фагот), духовые медные (туба,
прослушанных произведений, определять
тромбон, валторна), ударные (литавры,

15

треугольник, тарелки, бубен, ксилофон,
кастаньеты), струнные инструменты;
жанровые особенности программной
музыки;
правила поведения при занятиях любыми
видами музыкальной деятельности.
7 класс

наизусть не менее 10 песен;
наиболее известные классические и
современные музыкальные произведения
из программы для слушания,
самостоятельно определять и называть
их, указывать автора;
жанры музыкальных произведений:
опера, балет, соната, симфония, концерт,
квартет, романс, серенада;
музыкальные термины: бас, аккорд,
аккомпанемент, аранжировка;
современные электронные музыкальные
инструменты и их звучание.

8 класс

средства музыкальной выразительности;
основные жанры музыкальных
произведений;
музыкальные инструменты;
музыкальные профессии и
специальности;
особенности творчества изученных
композиторов;
особенности народного музыкального
творчества;
особенности взаимозависимости и связи
музыки с другими видами искусства
(литература, живопись, театр, кинематограф).

16

мотивы поступков героев, последствия их
действий, выражать собственное отношение
к событиям и явлениям;
осознавать причинно-следственные,
временные последовательности и
зависимости событий, изложенных в
прослушанных произведениях.
исполнять вокально-хоровые упражнения;
выразительно исполнять песни различного
содержания;
адекватно оценивать самостоятельное
исполнение и пение других учащихся;
соотносить прослушанные произведения с
определѐнным музыкальным жанром;
давать характеристику примерного
содержания прослушанных произведений;
оценивать нравственную значимость
мотивов, поступков действующих лиц
музыкальных произведений;
отвечать на вопросы учителя по примерному
содержанию музыки;
самостоятельно слушать рекомендованные
учителем музыкальные произведения.
самостоятельно выразительно исполнять 1012 песен;
отвечать на вопросы о прослушанных
произведениях;
называть произведения, композиторов,
авторов текста, если это вокальные
произведения;
называть исполнителя — певец, инструмент,
оркестр, ансамбль;
определять характер, идейное содержание
произведения;
определять ведущие средства музыкальной
выразительности;
создавать план прослушанного
произведения;
давать адекватную оценку качеству
исполнения произведения;
подбирать высокохудожественные
музыкальные произведения для
самостоятельного слушания и исполнения.

Физическая культура
5 класс
Виды

Основные требования

упражнений

Учащиеся должны

Гимнастика

Знать

правила поведения при выполнении строевых команд, гигиены после
занятий физическими упражнениями; приемы выполнения команд:
"Налево!", "Направо"

Уметь

выполнять команды «Направо!», «Налево!», «Кругом!», соблюдать интервал; выполнять исходные положения без контроля зрения;
правильно и различать фазы опорного прыжка; удерживать равновесие
на гимнастическом бревне в усложненных условиях; лазать по канату
способом в два и три приема; переносить ученика строем; выполнять
простейшие комбинации на гимнастическом бревне.

Легкая
атлетика

Знать

фазы прыжка в длину с разбега.

Уметь

выполнять разновидности ходьбы; пробегать в медленном темпе 4 мин,
бегать на время 60 м; выполнять прыжок в длину с разбега способом
«согнув ноги» из зоны отталкивания не более 1 м, прыгать в высоту
способом «перешагивание» с шагов разбега.

Подвижные
спортивные
игры

Знать

Лыжи

Знать

как бежать по прямой и по повороту.

Уметь

координировать движения рук и ног при беге по повороту; свободное
катание до 200-300 м; бежать на коньках в быстром темпе до 100

Знать

правила ухода за ботинками и коньками; как избежать травматизма при
катании на коньках.

Уметь

выполнять правильное падение; тормозить «полуплугом», «плугом»,
проскользить на коньках с разведением и сведением ног, проскользить
на коньках 10-15 с.

Коньки

Уметь

6 класс
Виды
упражнений

Основные требования

Гимнастика

Знать

как правильно выполнять перестроение из колонны по одному в
колонну по два; как избежать травм при выполнении лазанья и опорного прыжка.

Уметь

подавать команды при выполнении общеразвивающих упражнений,
соблюдать дистанцию в движении; выполнять прыжок через козла
способом «согнув ноги» и «ноги врозь» с усложнениями (выше снаряд,
дальше мостик от снаряда); выполнять простейшие комбинации на
бревне; проводить анализ выполненного движения учащихся.

Знать

фазы прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»; правила
передачи эстафетной палочки во встречной эстафете.

Легкая
атлетика

Учащиеся должны

17

Уметь

ходить спортивной ходьбой; пробежать в медленном равномерном темпе 5 мин; правильно финишировать в беге на 60 м; правильно
отталкиваться в прыжках в длину с разбега способом «согнув ноги» и в
прыжках в высоту способом «перешагивание»; метать малый мяч в цель
с места из различных исходных положений и на дальность с 4-6 шагов
разбега.

Подвижные
спортивные
игры

Знать

Лыжи

Знать

для чего и когда применяются лыжи; правила передачи эстафеты.

Уметь

координировать движения рук и туловища в одновременном бесшажном ходе на отрезке 40- 60 м, пройти в быстром темпе 100—120 м
любым ходом, преодолевать спуск с крутизной склона 4-6° и длиной 5060 м в низкой стойке, тормозить «плугом», преодолевать на лыжах 1,5
км (девочки), 2 км (мальчики).

Знать

как бежать по прямой и по повороту.

Уметь

координировать движения рук и ног при беге по повороту; свободное
катание до 200-300 м; бежать на коньках в быстром темпе до 100 м.

Коньки

Уметь

7 класс
Виды
упражнений

Основные требования

Гимнастика

Знать

как правильно выполнять размыкания уступами; как перестроиться из колонны
по одному в колонну по два, три; как осуществлять страховку при выполнении
другим учеником упражнения на бревне.

Уметь

различать и правильно выполнять команды: «Шире шаг!», «Короче шаг!»,
«Чаще шаг», «Реже шаг!»; выполнять опорный прыжок способом «согнув
ноги» через коня с ручками.

Знать

значение ходьбы для укрепления здоровья человека, основы кроссового бега,
бег по виражу.

Уметь

пройти в быстром темпе 20-30 мин; выполнять стартовый разгон с плавным
переходом в бег; бежать с переменной скоростью 5 мин; равномерно в
медленном темпе 8 мин; выполнять полет в группировке, в прыжках в длину с
разбега способом «согнув ноги»; выполнять переход через планку в прыжках в
высоту с разбега способом «перешагивание»; выполнять метание малого мяча
на дальность с разбега но коридору 10 м; выполнять толкание набивного мяча с
места.

Легкая
атлетика

Подвижные
спортивные
игры
Лыжи

Учащиеся должны

Знать
Уметь
Знать

как влияют занятия лыжами на трудовую деятельность учащихся;
правила соревнований.

18

Коньки

Уметь

координировать движения рук, ног и туловища в одновременном
двухшажном ходе на отрезках 40-60 м; пройти в быстром темпе 160-200
м и одновременными ходами; тормозить лыжами и палками
одновременно; преодолевать на лыжах до 2 км (девочки), до 3 км
(мальчики).

Знать

занятий конькобежным спортом на организм человека, его
профессионально--трудовую подготовку.

Уметь

бежать по прямой без движения рук и по повороту с движением рук;
свободно кататься на коньках 400— 500 м; выполнить бег 200 м на время.

8 класс
Виды
упражнений

Основные требования

Гимнастика

Знать

что такое фигурная маршировка; требования к строевому шагу; как
перенести одного ученика двумя различными способами; фазы
опорного прыжка.

Уметь

соблюдать интервал и дистанцию при выполнении упражнений в
ходьбе; выполнять движения и воспроизводить их с заданной амплитудой без контроля зрения; изменять направление движения по команде;
выполнять опорный прыжок

Знать

простейшие правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной палочки в эстафетах; как измерять давление, пульс.

Уметь

бежать с переменной скоростью в течение 6 мин, в различном темпе;
выполнять прыжки в длину, высоту, метать, толкать набивной мяч

Легкая
атлетика

Учащиеся должны

Подвижные
спортивные
игры

Знать

Лыжи

Знать

как правильно проложить учебную лыжню; знать температурные
нормы для занятий на лыжах.

Уметь

выполнять поворот «упором»; сочетать попеременные ходы с одновременными; пройти в быстром темпе 150-200 м (девушки), 200-300 м
(юноши); преодолевать на лыжах до 2 км (девушки), до 2,5 км (юноши).

Знать

правила заливки льда, как контролировать состояние организма по
пульсу при занятиях конькобежным спортом.

Уметь

выполнять вход в поворот и выход из поворота; бежать в медленном
темпе до 500 м; бежать на время 300 м.

Коньки

Уметь

9 класс
Виды
упражнений

Основные требования
Учащиеся должны

19

Знать
Гимнастика

Легкая
атлетика

что такое строй; как выполнять перестроения, как проводятся соревнования по гимнастике.

Уметь

выполнять все виды лазанья, опорных прыжков, равновесия; составить
5-6 упражнений и показать их выполнение учащимся на уроке.

Знать

как самостоятельно провести легкоатлетическую разминку перед
соревнованиями.

Уметь

пройти в быстром темпе 5 км по ровной площадке или по пересеченной
местности; пробежать в медленном темпе 12-15 мин; бегать на
короткие дистанции 100 и 200 м, на среднюю дистанцию 800 м; преодолевать в максимальном темпе полосу препятствий на дистанции до
100 м; прыгать в длину с полного разбега способом «согнув ноги» на
результат и в обозначенное место; прыгать в высоту с полного разбега
способом «перешагивание» и способом «перекидной»; метать малый
мяч с полного разбега на дальность в коридор 10 м и в обозначенное
место; толкать набивной мяч весом 3 кг на результат со скачка.

Подвижные
спортивные
игры

Знать

Лыжи

Знать

виды лыжного спорта; технику лыжных ходов.

Уметь

выполнять поворот на параллельных лыжах; пройти в быстром темпе
200-300 м (девушки), 400-500 м (юноши); преодолевать на лыжах до 3
км (девушки), до 4 км (юноши).

Знать

основные данные о технике бега на коньках. Правила судейства.

Уметь

пробежать дистанцию на время до 400 м (девушки), до 600 (юноши).

Коньки

Уметь

Лечебная физкультура
Обучающиеся должны
Классы

Знать

Уметь выполнять

5 -9
классы

Правила техники
безопасности на
занятиях по лечебной
физкультуре.
Понятие о правильной
осанке
Терминологию( что
такое бег, ходьба,
прыжки, лазание,
перелазание, разминка
Название снарядов

Наклоны головы; перекаты с носка на пятку; передачу и
переноску предметов; лазание и перелазание; принятие
правильной осанки; ходьбу по скамейке; ходьбу на носках и
пятках; приседания; упражнения с гимнастической палкой и
мячом;

Социально-бытовая ориентировка
Обучающиеся должны
Классы Знать

Уметь

20

5 класс

6 класс

Утренний и вечерний
туалета.
Назначение личных вещей.
Правила охраны зрения при
чтении, просмотре
телепередач.
Личная гигиена.
О вреде курения, алкоголя.
Виды одежды и обуви и их
назначение. Правила ухода.
Виды пищи.
Приготовление пищи, не
требующей термической
обработки.
Средства связи.
Виды транспорта.
Значение закаливания
организма для общего
состояния здоровья
человека.
Губительное влияние
наркотиков и токсических
веществ.
Сезонная одежда, обувь,
головной убор.
Повседневная сухая и
влажная уборка
помещений.
Способы выбора
доброкачественных
продуктов
Приготовление каши,
заварка чая, варка яиц
разного состояния
Способы хранения
продуктов и готовой пищи
Правила составления

Называть свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес;
называть членов своей семьи: отца, мать, брата, сестру,
дедушек и бабушек;
определять собственную социальную роль в семье (сын
или дочка, внук или внучка, брат, сестра);
ориентироваться в распределении обязанностей в быту
между членами семьи;
готовить бутерброды, салаты, различать растительную,
животную пищу, требования к приготовлению пищи;
виды городского транспорта; телефон, телеграф.

Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль,
посылка, денежный перевод, телеграмма).
Приготовление пищи с минимум тепловой обработки.
Приготовление салата.
Правила и приѐмы ухода за посудой и кухонными
приборами с применением химических моющих веществ
Пользоваться нагревательными приборами, строго
соблюдать правила безопасности.
Приготовить кашу, сварить картошку, заваривать чай,
строго соблюдая правила безопасности
Ориентироваться в услугах, оказываемых различными
предприятиями и учреждениями.
Находить индекс почтового отделения по справочнику.
Записать адрес на конверте. Составить текст телеграммы.
Заполнить телеграфный бланк, подсчитать стоимость
телеграммы и пр.

21

7 класс

8 класс

9 класс

рецепта блюда
Специализированные
магазины
промышленных товаров,
их отделы Почта. Виды
почтовых отправлений.
Дошкол. учреждения,
школа, УВК, ДДТ,
гимназия, лицей, колледж и
их назначение
Правила личной гигиены
девушки и юноши
Продление срока службы
одежды. Использование
бытовой техники при
стирке белья из
хлопчатобумажных тканей.
Последовательность
проведения регулярной и
сезонной уборки жилого
помещения.
Виды питания, их
особенности. Значение
первых блюд. Правила
безопасности при
использовании
механических и
электробытовых приборов
при приготовлении пищи

Уход за кожей лица.
Приготовление изделий из
теста.
Уход за грудным ребенком.
Культура общения юноши
и девушки.
Специализированные
магазиныСтоимость
основных промышленных
товаров.
Пользование телефономавтоматом. Вызов
экстренных служб.
Департамент. Полиция.
Муниципалитет. Их
назначение.
Основные статьи расходов.
Содержание жилища.
Оплата коммунальных
услуг.
Называть основные
документы гражданина
РФ. Стиль одежды, мода.
Диетическое питание.

Определять способы употребления в пищу (в сыром,
варѐнном, жареном виде) разных продуктов питания;
различать доброкачественные (пригодные к
употреблению) и испорченные (непригодные к
употреблению) продукты;
соблюдать правила приѐма пищи, культуру поведения и
общения за столом;
правила ухода за полом, мягкой мебелью,
Определить тип кожи и волос. Подбирать мыло и
шампунь, средства от перхоти и выпадения волос.
Правильно ухаживать за лицом и волосами.
Ремонтировать разорванные места одежды разными
видами штопки, накладыванием заплат. Стирать белое
бельѐ вручную и с помощью стиральной машины.
Утюжить одежду и бельѐ. Особенности стирки цветного и
белого белья
Правила пользования моющими средствами
Устройство стиральной машины и правила пользования
ею.
Назначение прачечной, виды услуг, способы сдачи вещей
в прачечную
Правила пользования прачечной самообслуживания
Определять тип кожи и правила ухода за ней.
Составлять меню, приглашать и принимать гостей;
поздравлять с праздником.
Называть способы организации досуга семьи, уметь
организовывать свой досуг.
Уметь содержать жилище в чистоте. Производить оплату
коммунальных услуг.
Знать специализированные магазины, стоимость
основных промышленных товаров.
Уметь пользоваться телефоном-автоматом.
Иметь представление о других средствах связи:
мобильной и пр. Вызвать экстренные службы.
Планировать семейный бюджет: определять сумму
доходов в семьи за месяц, планировать расходы;
называть правила ухода за маленькими детьми в семье.

Различать предприятия, учреждения по условным
обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.
Ориентироваться в размерах, примерять и покупать
одежду, обувь;

22

Основы семейного очага.
Закон РФ о браке и семье.
Интерьер.
Сохранность жилищного
фонда.
Рынок. Комиссионные
магазины. Ярмарки.
Экономия в домашнем
хозяйстве. Кредит.
Сбережения.
Государственное
страхование.
Учреждения и отделы по
трудоустройству.
Оформление на работу.
Документы, необходимые
при устройстве на работу.

обращаться в службы быта, медицинской помощи,
правильно вести себя при пользовании их услугами;
правильно вести себя в учреждениях культуры;
пользоваться телефоном; обращаться по телефону в
службы экстренной помощи: пожарную, милицию,
скорую помощь;
ориентироваться в услугах общественного транспорта
(междугородный транспорт), осуществлять поездку в
общественном транспорте;
пользоваться деньгами, осуществлять платежи.
Иметь понятия о рынках, ярмарках
Основы семейного очага. Закон РФ о браке и семье.
Иметь представление о государственном страховании,
сбережениях, кредитах.
Учреждения и отделы по трудоустройству.
Правила оформления на работу. Документы,
необходимые при устройстве на работу.
Уметь составлять деловые бумаги: заявление, анкета;
ориентироваться в ситуациях: заключение трудового
договора, переход с одной работы на другую, начисление
трудового стажа, оформление больничного листа.
Правила их составления документов и т.д.

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».