Биология
Аннотация
к рабочей
программе
предмета
биология
(5-9 класс)
Рабочая программа по предмету биология для
5-9классов разработана в
соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, с учетом УМК под редакцией В.В.Пасечника.
Рабочая
программа предмета биология является частью ООП ООО МБОУ «Пушновская основная
общеобразовательная школа» и состоит из следующих разделов:
1)планируемые
результаты освоения учебного предмета;
2)содержание
учебного предмета;
3)календарно-тематическое
планирование часов.
Курс
биологии на уровне основного общего образования направлен на формирование у
учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её
многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования
у учащихся основ научного мировоззрения, развитияинтеллектуальных способностей
и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание
уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы,
постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их
разрешению. Отбор содержания проведён с учётом воспитания ценностного отношения
к живойприроде, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения
вокружающей среде, гигиенической, генетической, экологической грамотности.
Структура программы предполагает
последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий
с 5 по 9 класс.
В данной программе также учитываются
основные идеи и положения программы формирования универсальных учебных действий
для основного общегообразования, преемственность с программами начального
общего образования.
5 класс
Цели
и задачи:
– Определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ
экосистемы;
– приводить примеры приспособлений организмов к среде
обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых
организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных
циклов;
– объяснять значение живых
организмов в жизни и хозяйстве человека;
– перечислять отличительные
свойства живого;
– различать (по таблице)
основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы,
растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны,
папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп
живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,
голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение,
сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и
объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные
навыки приготовления и изучения препаратов;
– использовать знания биологии при соблюдении правил
повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые
грибы и растения своей местности;
- знать
и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Количество
учебных часов:
В 5 классе 34 учебных часа для обязательного изучения
биологии (1 учебный час в неделю).
Учебно-методический
комплект:
1.
В.В. Пасечник.
Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. -М.: Дрофа, 2019.
6-й
класс
Цели
и задачи:
– Объяснять роль растений в
сообществах и их взаимное влияние друг на друга;
–
приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и
объяснять их значение;
–
находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с
предками, и давать им объяснение;
–
объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;
– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве
человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей
местности;
– различать цветковые растения, однодольные и двудольные,
приводить примеры растений изученных
семейств цветковых растений (максимум – называть
характерные признаки цветковых растений изученных семейств);
–
определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
–
объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
–
понимать смысл биологических терминов;
–
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
–
соблюдать и объяснять правила поведения в природе.
– различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей
местности.
Количество
учебных часов:
В 6 классе 34 учебных часа для обязательного изучения
биологии (1 учебный час в неделю).
Учебно-методический
комплект:
1.
В.В. Пасечник.
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. -М.: Дрофа, 2016.
7-й
класс
Цели
и задачи:
– Определять
роль в природе изученных групп животных;
–
приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их
значение;
–
находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с
предками, и давать им объяснение;
–
объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;
– объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека;
– приводить примеры и характеризовать важных для жизни и
хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков
болезней, насекомых-опылителей,
общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб,
охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей
местности, объяснять их значение;
– различать (по таблице) основные группы животных (простейшие,
типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих (в т.ч. классы
ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб, земноводных,
пресмыкающихся, птиц и млекопитающих);
–
объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие,
кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие (в т.ч. ракообразные,
насекомые, пауки), хордовые (в т.ч. рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и
млекопитающие);
–
характеризовать основные экологические группы изученных групп животных;
–
понимать смысл биологических терминов;
– различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих;
–
проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных, биологические опыты и
эксперименты и объяснять их результаты;
–
соблюдать и объяснять правила поведения в природе;
–
характеризовать способы рационального использования ресурсов животных на
примере своего региона;
–
использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых
паразитическими животными.
Количество
учебных часов:
В 7 классе 34 учебных часа для обязательного изучения
биологии (1 учебный час в неделю).
1.
В.В. Пасечник.
Биология. 7кл. -М.: Просвещение, 2019.
8-й
класс
Цели
и задачи:
– Характеризовать
элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
–
объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
–
объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
–
использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь
эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом
источнике и социальном смысле);
–
выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт
веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его
жизнедеятельности;
–
характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
–
объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
–
характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов
выполняют координирующую функцию в организме;
–
объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций
передвижения и поддержания функций других систем органов;
–
характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды
организма;
–
объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение)
в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
–
характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства
(гомеостаза);
–
объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую
роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
–
характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;
–
объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
–
объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и
окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе
человека и т.п.);
–
характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях
женщин и мужчин;
–
называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и
разрушающие здоровье;
–
понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма
(нарушение обмена веществ, координации функций);
–
выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
–
оказывать первую помощь при травмах;
–
применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил
рационального питания, поведения, гигиены;
–
называть симптомы некоторых распространенных болезней;
–
объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.
Количество
учебных часов:
В 8 классе 68 учебных часов для обязательного изучения
биологии (2 учебных часа в неделю).
Учебно-методический
комплект:
1.
В.В. Пасечник.
Биология. 8 кл. -М.: Просвещение, 2019.
9-й
класс
Цели
и задачи:
– Объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного
круговорота веществ;
– характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез),
образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза
многоклеточных;
– объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;
– приводить примеры приспособлений у растений и животных;
– использовать знания по экологии для оптимальной организации
борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного
хозяйства;
– пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения
породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
– соблюдать профилактику наследственных болезней;
– использовать знания по теории эволюции для оптимальной
организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и
приусадебного хозяйства;
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие
свойства живого и объяснять их;
– характеризовать основные уровни организации живого;
– понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и
эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых
системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;
– перечислять основные положения клеточной теории;
– характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции
и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных
царств живых организмов;
– характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое
обеспечение;
– характеризовать материальные основы наследственности и способы
деления клеток;
– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать
простейшие микропрепараты;
– объяснять основные физиологические функции человека и
биологический смысл их регуляции;
– объяснять биологический смысл и основные формы размножения
организмов;
– различать основные факторы среды и характеризовать
закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания;
– пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной
форме, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах,
консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в
их осуществлении;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте
веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
– характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;
– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и
животных и объяснять причину этого явления;
– характеризовать законы наследования Г. Менделя, их
цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности;
– характеризовать природу наследственных болезней;
– объяснять эволюцию органического мира и её закономерности
(свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч.
Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного
процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы
селекции и их биологические основы);
– характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
– объяснять место человека среди животных и экологические
предпосылки происхождения человека;
– характеризовать основные события, выделившие человека из
животного мира;
– характеризовать экологические проблемы, стоящие перед
человечеством;
– находить противоречия между деятельностью человека и природой
и предлагать способы устранения этих противоречий;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к
живым организмам;
– применять биологические знания для организации и планирования
собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и
благоприятной среды обитания человечества.
Количество
учебных часов:
В 9 классе 66 учебных часов для обязательного изучения
биологии (2 учебных часа в неделю).
Учебно-методический
комплект:
1.
В.В. Пасечник.
Биология. 9 кл. -М.: Просвещение, 2019.