Биология

Аннотация

к рабочей программе

предмета биология

(5-9 класс)

   Рабочая программа по предмету биология для 5-9классов разработана в

соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом УМК под редакцией В.В.Пасечника.

Рабочая программа предмета биология является частью ООП ООО МБОУ «Пушновская основная общеобразовательная школа» и состоит из следующих разделов:

1)планируемые результаты освоения учебного предмета;

2)содержание учебного предмета;

3)календарно-тематическое планирование  часов.

Курс биологии на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развитияинтеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом воспитания ценностного отношения к живойприроде, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения вокружающей среде, гигиенической, генетической, экологической грамотности.

   Структура программы предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.

   В данной программе также учитываются основные идеи и положения программы формирования универсальных учебных действий для основного общегообразования, преемственность с программами начального общего образования.

5 класс

Цели и задачи:

Определять роль в природе различных групп организмов;

 – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

определять основные органы растений (части клетки);

объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

понимать смысл биологических терминов;

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Количество учебных часов:

В 5 классе 34 учебных часа для обязательного изучения биологии (1 учебный час в неделю).

Учебно-методический комплект:

1.      В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. -М.: Дрофа, 2019.

 

6-й класс

Цели и задачи:

Объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;

приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;

– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности;

– различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений  изученных семейств цветковых растений (максимум называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);

определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);

объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;

понимать смысл биологических терминов;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

соблюдать и объяснять правила поведения в природе.

– различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.

Количество учебных часов:

В 6 классе 34 учебных часа для обязательного изучения биологии (1 учебный час в неделю).

Учебно-методический комплект:

1.      В.В. Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. -М.: Дрофа, 2016.

   

7-й класс

Цели и задачи:

Определять роль в природе изученных групп животных;

приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;

– объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека;   

– приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей,  общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение;

– различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей,  моллюсков, членистоногих (в т.ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих);

объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви,  моллюски, членистоногие (в т.ч. ракообразные, насекомые, пауки), хордовые (в т.ч. рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие);

характеризовать основные экологические группы изученных групп животных;

понимать смысл биологических терминов;

– различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих;

проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных, биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

соблюдать и объяснять правила поведения в природе;

характеризовать способы рационального использования ресурсов животных на примере своего региона;

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими животными.

Количество учебных часов:

В 7 классе 34 учебных часа для обязательного изучения биологии (1 учебный час в неделю).

Учебно-методический комплект:Хочу такой сайт

1.      В.В. Пасечник. Биология. 7кл. -М.: Просвещение, 2019.

 

8-й класс

Цели и задачи:

Характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;

объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;

объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;

использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле);

выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;

характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;

объяснять биологический смысл разделения органов и функций;

характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;

объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;

характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;

объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;

характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);

объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;

характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;

объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;

объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);

характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин;

называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);

выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

оказывать первую помощь при травмах;

применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;

называть симптомы некоторых распространенных болезней;

объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.

Количество учебных часов:

В 8 классе 68 учебных часов для обязательного изучения биологии (2 учебных часа в неделю).

Учебно-методический комплект:

1.      В.В. Пасечник. Биология. 8 кл. -М.: Просвещение, 2019.

 

9-й класс

Цели и задачи:

– Объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ;

– характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;

– объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;

– приводить примеры приспособлений у растений и животных;

– использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;

– пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);

– соблюдать профилактику наследственных болезней;

– использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;

– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;

– характеризовать основные уровни организации живого;

– понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;

– перечислять основные положения клеточной теории;

– характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов;

– характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;

– характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;

– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;

– объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;

– объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;

– различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания;

– пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;

– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;

– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

– характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;

– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления;

– характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности;

– характеризовать природу наследственных болезней;

– объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы);

– характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;

– объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека;

– характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира;

– характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;

– находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;

– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.

Количество учебных часов:

В 9 классе 66 учебных часов для обязательного изучения биологии (2 учебных часа в неделю).

Учебно-методический комплект:

1.      В.В. Пасечник. Биология. 9 кл. -М.: Просвещение, 2019.

 

рабочая программа биология 5-9кл (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».