Русский язык 1-4кл
Русский язык 1-4кл
Школа
России:
Рабочая программа по курсу русский язык разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
Программа реализуется
на основе УМК:
1. КанакинаВ. П., Русский язык: Учебник: 1 класс.
2. Канакина В.П., Русский язык: Учебник: 2 класс
в 2-х частях
3. Канакина В.П., Русский язык: Учебник: 3 класс в
2-х частях
4. Канакина В.П. Т.Г., Русский язык: Учебник:
4 класс в 2-х частях
Изучение курса «Русского
языка» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о
языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;
- формирование
коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
Основными задачами реализации содержания курса
являются:
- формирование первоначальных представлений о единстве
и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
- развитие
диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие
коммуникативных умений;
- развитие
нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей
к творческой деятельности.
Программа
определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение
основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения
школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и
условиями общения;
- формирование у
младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского
языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова),
морфологии и синтаксисе;
- формирование
навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать,
участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания
и письменные тексты;
-воспитание
позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности
к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к
языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический
курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний):
лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика
(морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Специфика курса «Русского
языка» состоит в том, что содержание курса имеет концентрическое
строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом
классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки
учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное
возрастание сложности материала и организует комплексное изучение
грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Языковой материал
обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о
системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших
школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного
языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной
речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие
культурный уровень учащихся.
Существенная особенность курса состоит в том, языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников
первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом
возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими
норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также
развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач
общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся
Место курса в учебном плане.
Учебный курс «Русский язык» относится к предметной области «Филология». На
изучение русского языка в начальной школе выделяется 573ч. В 1 классе — 165 ч
(5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч отводится урокам обучения
письму в период обучения грамоте и 50 ч — урокам русского языка.
Во 2—4 классах
на уроки русского языка отводится по 136 ч (4 ч в неделю).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский
народ и историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий.
3. Формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения.
6. Развитие
самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе.
7. Формирование
эстетических потребностей, ценностей и
чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование
умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления
информации.
4. Активное
использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
7. Овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
10. Готовность
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
2. Понимание
обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и
основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и
письменных текстов.
6. Осознание
безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры,
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при
записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять
написанное.
7. Овладение
учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение
первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка:
фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и
синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,
грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации
речевого общения.