Изобразительное искусство
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство в начальной школе
является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами,
развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство
направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного
типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной
деятельности растущей личности
Цель учебного предмета «Изобразительное
искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры
мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности
человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством
очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное
и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
Программа создана на основе развития
традиций российского художественного образования, внедрения современных
инновационных методов и на основе современного понимания требований к
результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного
проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и
экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы
обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов
обучения.
Художественно-эстетическое развитие
учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ
его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания
и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической,
деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка.
Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного
потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре
как форме духовно-нравственного писка человечества. Содержание программы
учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и
коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит
также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере
не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу
программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей
планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль
искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в
развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная
дисциплина имеет интегрированный характер, так как она включает в себя основы
разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику,
скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство,
изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте
взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная
деятельность;
— декоративная
художественная деятельность;
—
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения
действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной
школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных
видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка.
Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности
позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной
деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций:
изображение – это художественное познание мира, выражение своего к нему
отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность – это
создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность – это
способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни
общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной
школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно
членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более
глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность
развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с
искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за
уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром
художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство»
предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость
поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной
культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное
искусство» разработана для 1 — 4 классов начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в
неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в
год, во 2— 34 ч в год, в 3, 4 классах – 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Планируемые
результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
Личностные
универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя
позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего
ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация
на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и
других людей; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности;
• основы
гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
• ориентация
в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
• знание
основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных
и конвенциональных норм;
• развитие
этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия
как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка
на здоровый образ жизни;
• основы
экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать
в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
• чувство
прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для
формирования:
•
внутренней
позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному
учреждению, понимания необходимости учения;
•
выраженной
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
•
устойчивого
учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
•
адекватного
понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
•
положительной
адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности
реализации социальной роли «хорошего ученика»;
•
компетентности
в реализации
основ гражданской
идентичности в поступках
и деятельности;
•
морального
сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на
основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства,
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
•
установки
на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
•
осознанных
устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую
сферу человеческой жизни;
•
эмпатии
как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся
в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные
универсальные учебные действия Выпускник научится:
• принимать
и сохранять учебную задачу;
• учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
• планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
в том числе во внутреннем плане;
• учитывать
установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять
итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной
среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
• оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно
воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
• различать
способ и результат действия;
• вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию)
в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи
на русском и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
•
в
сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•
преобразовывать
практическую задачу в познавательную;
•
проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•
самостоятельно
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
•
осуществлять
констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,
актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Познавательные
универсальные учебные действия Выпускник научится:
• осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета;
• осуществлять
запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в
том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать
знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и
схемы (включая концептуальные) для решения задач;
• строить
сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться
на разнообразие способов решения задач;
• основам
смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять
синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение;
• устанавливать
причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить
рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях;
• обобщать,
т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков и их синтеза;
• устанавливать
аналогии; владеть рядом общих приёмов
решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
•
осуществлять
расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
•
записывать,
фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
•
создавать
и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
•
осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•
осуществлять
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
•
осуществлять
синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя
недостающие компоненты;
•
осуществлять
сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
•
строить
логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
•
произвольно
и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные
универсальные учебные действия Выпускник научится:
• адекватно
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том
числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
• допускать
возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении
и взаимодействии;
• учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать
собственное мнение и позицию;
• договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
• строить
понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а
что нет;
• задавать
вопросы;
• контролировать
действия партнёра;
• использовать
речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать
и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
• учитывать
разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать
относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать
свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
• с
учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать
вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять
взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
•
адекватно использовать речь для планирования и
регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для
эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
результаты
характеризуют опыт
учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• сформированность
первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни
человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
• сформированность
основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры
родного края, эстетического отношения к миру; понимание кра-соты как ценности,
потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• овладение
практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений
искусства;
• овладение
элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
кон-струировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирую-щихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации
и пр.);
• знание видов
художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура),
конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные
виды искусства);
• знание
основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание
образной природы искусства;
• эстетическая
оценка явлений природы , событий окружающего мира
• применение
художественных умений, знаний и представлений в процессе вы-полнения
художественно-творческих работ;
• способность
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих
произведений русского и мирового искусства;
• умение
обсуждать и анализировать произведения искусства,
• выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение
названий ведущих художественных музеев России
• и
художественных музеев своего региона;
• умение видеть
проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на
улице, в театре, на празднике;
• способность
использовать в художественно-творческой дельности различные художественные
материалы и художественные техники;
• способность
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных
состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение
компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный худож-ственный образ;
• овладение
навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения
средствами аппликации и коллажа;
• умение
характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных
регионов нашей страны;
• умение
рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности
человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную
ху-дожественную культуру;
• изображение в
творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по
урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека,
народных традиций;
• способность
эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни