Русский язык 5-9кл
к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов ФГОС ООО
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения
основного общего образования, Примерной программой по русскому языку, М. Просвещение, 2014 г. и Рабочей программой по русскому языку для 5-9 классов.
Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2014.) и на основе общей образовательной программы
МБОУ «Пушновская ООШ».
Обоснование выбора программы. Важной отличительной особенностью данной
программы является новизна подходов к преподаванию русского языка с учетом ФГОС ООО, ее направленность на усвоение элементов современной теории и практики речевого общения, теории и практики речевой деятельности, формирование навыков
метапредметных и личностных результатов через универсальные учебные действия.
При выборе УМК предметной линии учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. учитывалась специфика контингента учащихся, соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся данной школы, соответствие программы ФГОС ООО, завершенность учебной линии, подход в структурировании
учебного материала: от частного к общему, доступность и
системность изложения
теоретического материала.
Актуальность. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных
и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности.
Специфика. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения
систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как
развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа
включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
1.2.
Общие цели учебного предмета:
· воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности;
· развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений
и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях
общения;
· готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
· обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
· формирование умений
опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
· применение полученных знаний и умений в собственной
речевой практике.
Задачи обучения:
· развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо;
· формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
· формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков,
овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся.
1.3. Место учебного предмета «Русский
язык» в учебном плане
На изучение предмета отводится 729 часов. В том числе: в 5 классе - 175 часов (5 часов в неделю)
в 6 классе – 210 часов (6 часов в неделю) в 7 классе – 140 часов (4 часа в неделю)
в 8 классе – 105 часов (3 часа в неделю) в 9 классе – 99 часов (3 часа в неделю) 1.4 Учебники,
реализующие рабочую
программу
в 5-9 классах:
1) Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 5 кл. Научный редактор – Шанский Н.М. М.. Просвещение. 2014г.
2) Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 6 кл. Научный
редактор – Шанский Н.М.М., Просвещение, 2014г.
3) Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 7 кл. Научный
редактор – Шанский Н.М. М,Просвещение, 2014г.
4) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. Русский язык 8 кл. М, Просвещение, 2014г.
5) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. Русский язык 9 кл. М, Просвещение, 2014г.
2. Планируемые
результаты образования
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в
процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности:
· адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; · владение
разными видами чтения;
· адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
· способность извлекать информацию из разных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
· овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную
тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
· умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств;
· способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
· умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости;
· умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
· способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - владение разными видами монолога и
диалога;
· соблюдение
в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических
норм современного русского литературного языка;
· соблюдение
основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
· способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
· способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
· умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
· умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом:
3) усвоение
основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение,
речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания
и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
3. Общая характеристика курса
Содержание
русского языка в основной школе обусловлено нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения,
что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Приемы: анализ,
сравнение,
обобщение, доказательство,
объяснение.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система, фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений,
изложений,
диктантов,
сюжетно-ролевые игры,
игровые практикумы.
Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные, здоровьесбережения, системно - деятельностный подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения, игровые технологии.
Основными формами и видами контроля знаний,
умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, творческих, свободных, диктантов с грамматическими заданиями, тестов,
проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.