Основная образовательная программа основного общего образования
Описание образовательной программы
Целями реализации основной
образовательной программы основного общего образования являются:
·
достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями учащегося
среднего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
· становление и развитие личности
учащегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации основной образовательной программы
основного общего образования предусматривает решение
следующих основных задач:
· обеспечение соответствия основной образовательной программы
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО);
· обеспечение
преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
· обеспечение доступности получения качественного основного общего образования,
достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми учащимися,
в том числе детьми-инвалидами и детьми
с ОВЗ;
· установление требований к воспитанию и социализации учащихся
как части образовательной программы и
соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося,
формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития
личности, созданию необходимых условий для ее
самореализации;
· обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных
занятий, взаимодействия всех участников
образовательных отношений;
· взаимодействие ОУ при реализации основной образовательной программы
с социальными партнерами;
·
выявление и развитие
способностей учащихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов
через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей ОУ дополнительного образования;
· организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
· участие
учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
· включение
учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района,
республики) для приобретения опыта реального управления и действия;
· социальное и
учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация учащихся
при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми
предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
· сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности.
1.1.1.
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного
общего образования
Методологической основой
ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает:
·
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества
на основе принципов толерантности, диалога
культур и уважения
многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
·
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды
развития учащихся в системе образования, переход к стратегии
социального проектирования и конструирования
на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы
достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития
учащихся;
·
ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира личности учащегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
· признание решающей
роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного
сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития
учащихся;
· учет
индивидуальных возрастных, психологических
и физиологических особенностей учащихся,
роли, значения видов деятельности и форм общения при построении
образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
· разнообразие
индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося, в том числе детей,
проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Основная образовательная
программа формируется с учетом психолого- педагогических особенностей развития детей 11–15 лет, связанных:
· с переходом от учебных
действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной
общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие
заданной педагогом и осмысленной цели к овладению
этой учебной деятельностью на уровне основной
школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического
компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции учащегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных
целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
· с осуществлением на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий
и возможностей их переноса в различные учебно-
предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных
задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных
планов во временнóй
перспективе;
· с
формированием у учащегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны
и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
· с овладением
коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях учащихся с учителем
и сверстниками;
· с изменением
формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Переход учащегося в основную
школу совпадает с первым этапом
подросткового развития
-
переходом к кризису
младшего подросткового возраста
(11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка
является возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он
уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка
с правил и ограничений, связанных
с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития
(14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:
·
бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за
сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений
ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
·
стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
· особой
чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения
взрослого мира;
·
обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм,
ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку
принципов, моральное развитие
личности; т. е. моральным развитием личности;
·
сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью
подростков в признании их взрослыми со стороны
окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;
· изменением социальной ситуации развития: ростом информационных перегрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения
информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учет
особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств
и свойств личности
связывается с активной
позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного
процесса и выбором условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует
и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка
в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
Преемственность ООП НОО и ООП
ООО
Основная образовательная программа основного общего образования
разработана с учетом особенностей основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ
«Пушновская ООШ»
Основная образовательная программа основного общего образования, с одной стороны,
обеспечивает преемственность с основной образовательной программой начального общего образования,
с другой стороны, предлагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового возраста
и с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей, который
включает в себя возрастной период с 11 до 15 лет.
В связи с
этим, основная образовательная программа основного общего образования прежде всего опирается
на базовые достижения младшего школьного возраста, а именно:
начальное общее образование |
основное общее образование |
наличие у младшего
школьника культурных предметных и универсальных средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы в коллективных формах, решать как учебные, так и внеучебные задачи |
возникновение нового
отношения к учению
– стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: желание
ставить цели и планировать ход учебной работы,
потребность в экспертной оценке своих достижений, повышение внутренней
уверенности в своих
умениях, личностное проявление и признание этого
проявления сверстниками и взрослыми |
способность к инициативному поиску построения средств
выполнения предлагаемых учителем заданий и к пробе
их применения |
появление новых
требований к учебной
деятельности самим подростком: обеспечение условий для его самооценки и самораскрытия, повышение значимости для уважаемых подростком людей, для общества появление новых
форм обучения, в которых подросток смог бы реализовать свою
активность, деятельностный характер мышления, тягу к самостоятельности |
наличие содержательного и бесконфликтного участия выпускников начальной школы в совместной учебной
работе с одноклассниками как под руководством учителя
(общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа); |
становление принципиальной личной склонности подростка к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении
практических, социально значимых задач; субъективное
переживание, чувство взрослости, а именно:
потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны
взрослых; общение со сверстниками как самостоятельной сферы жизни, в которой критически осмысляются нормы этого общения |
желание и умение учиться, как способности человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения |
появление новых требований к
учебной деятельности самим
подростком: обеспечение условий
для его самооценки и самораскрытия, повышение значимости для уважаемых подростком людей, для общества |
|
появление к концу подросткового возраста способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении
собственного действия безотносительно к возможности его
реализации, но с учетом «отношения мира» к своему
действию. Становление поведения подростка поведением для себя, осознание себя как некое целое |
|
субъективное переживание,
чувство взрослости, в именно:
потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны
взрослых; общение со сверстниками как самостоятельной сферы жизни, в которой критически осмысляются нормы этого общения |