Адаптированная основная общеобразовательная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) -
образовательная про- грамма,
адаптированная для обучения лиц с умственной отсталостью с учетом особенностей
их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечиваю- щая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
В связи с этим для получения общего
образования детьми с умственной отсталостью в
МБОУ «Пушновская ООШ» (далее ОУ) разработана адаптированная основная
общеобразователь- ная программа для следующих категорий учащихся:
·
детей с умственной отсталостью, получающих образование
в форме индивидуаль- ного обучения на дому, в том числе детей –
инвалидов;
·
детей с умственной отсталостью, получающих образование
в форме очного обуче- ния в отдельном классе,
так и совместно с другими учащимися.
Выбор приоритетных направлений работы ОУ, определение цели и задач
деятельности педа- гогического
коллектива с детьми определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:
·
социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с умственной отсталостью;
·
индивидуальными возможностями, способностями и
интересами учащихся с интеллекту- альными нарушениями и их родителей;
·
реальным состоянием физического и нравственного здоровья
учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
·
необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций учащихся
через систему воспитания и
дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.
В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие
приоритет- ные направления деятельности педагогического коллектива:
·
осуществление обучения и воспитания личности, способной
адаптироваться к социуму и найти свое
место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и госу- дарством,
уважающей права, свободы других граждан,
Конституцию и законы,
способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми;
·
создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными
возможностями здоро- вья, для осознанного выбора
им профессии через организацию трудового обучения,
·
реализация дополнительного образования через систему
внеурочной и внешкольной дея- тельности;
·
обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;
·
создание условий для сохранения и укрепления
физического и нравственного здоровья учащихся.
Приоритетные направления в деятельности ОУ в вопросах обучения детей с
умственной от- сталостью могут быть
реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии ос- новных структурных блоков:
·
педагогическая работа, обеспечивающая базовое
образование в соответствии с требова- ниями образовательных программ;
·
психологическая работа, обеспечивающая коррекционную
направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся
в рамках образовательного пространства школы;
·
дополнительное образование;
·
трудовая подготовка, направленная на социализацию учащихся;
·
воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
·
внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.
Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений
очень мно- гогранно. Предполагается
корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения
к намеченной цели.
Основной
целью адаптированной основной общеобразовательной программы является создание условий для предоставления детям
с ОВЗ гарантированного гражданам РФ права на по- лучение общедоступного и бесплатного общего образования,
возможности получения качествен- ного
образования по адаптированным основным общеобразовательным программам и
индивиду- альной программе обучения.
Адаптированная основная
общеобразовательная программа предусматривает решение ос- новных
задач:
-
Своевременное выявление детей
с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
-
Обеспечить равные возможности получения качественного образования учащихся с умственной отсталостью; -Определять особенности организации образовательного
процесса для рассматриваемой катего-
рии детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой этих особенностей и степенью их выраженности;
-
Содействовать получению учащимися с умственной
отсталостью качественного образования, необходимого
для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального са- моопределения;
-
Оказывать комплексную психолого-социально-педагогическую помощь и поддержку
учащимся с умственной
отсталостью с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии);
-
Обеспечивать возможность обучения и воспитания по
дополнительным образовательным про- граммам;
-
Оказывать консультативную и методическую помощь
родителям (законным представителям) детей с умственной отсталостью по психолого-педагогической, социальным и другим вопросам;
-
Совершенствовать систему кадрового обеспечения;
-
Улучшение материальной базы и ресурсного обеспечения
школы для организации обучения де- тей с умственной
отсталостью.
Принципы разработки и реализации программы
1. Принцип
гуманизации – предполагает осуществление личностно-ориентированного под- хода,
направленного на общее развитие личности
с умственной отсталостью, его социализацию,
максимальную интеграцию в современную жизнь.
2. Принцип
индивидуального подхода – предполагает необходимость определения инди- видуальной цели воспитания и обучения,
отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с умственной отсталостью с учетом его
профессиональных и образователь- ных потребностей, возможностей и условий воспитания.
3. Принцип
системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с умственной отсталостью,
т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний
многоуровневый подход к решению про- блем ребѐнка.
4. Принцип интегрированного подхода – предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную
программу коррекционной составляющей, ориентирован- ной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений
развития учащегося.
5. Принцип
непрерывности – гарантирует непрерывность педагогической помощи уча- щимся с умственной отсталостью до полного
решения проблемы или определения подхода
к еѐ решению.
6. Принцип
комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АООП – предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, дефек-
толога,
администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее ус- пешной
реализации цели обучения учащегося с умственной отсталостью по АООП.
7. Принцип
приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предпола- гает
максимальную активность и самостоятельность учащегося
в ходе обучения.
Действительно, в настоящее время одной из основных задач школы является
обеспечение оп- тимальных
педагогических условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их
воз- растными и индивидуальными
особенностями, состоянием нервно-психологического здоровья, их успешной
социализацией, обеспечения их участия в
жизни общества.
Развитие инклюзивных (интегрированных) форм обучения детей - инвалидов и
детей с умст- венной отсталостью
должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса
мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая
наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных про- грамм, подготовку
педагогических коллективов, проведение разъяснительной работы с учащими- ся и их родителями). Иначе подобная мера
не только не позволит обеспечить полноценную инк- люзию (интеграцию) учащихся с умственной отсталостью, но и
негативно скажется на качестве работы образовательного учреждения с другими учащимися.