Адаптированная основная общеобразовательная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью

Описание образовательной программы

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) - образовательная про- грамма, адаптированная для обучения лиц с умственной отсталостью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечиваю- щая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В связи с этим для получения общего образования детьми с умственной отсталостью в МБОУ «Пушновская ООШ» (далее ОУ) разработана адаптированная основная общеобразователь- ная программа для следующих категорий учащихся:

·                    детей с умственной отсталостью, получающих образование в форме индивидуаль- ного обучения на дому, в том числе детей – инвалидов;

·                    детей с умственной отсталостью, получающих образование в форме очного обуче- ния в отдельном классе, так и совместно с другими учащимися.

Выбор приоритетных направлений работы ОУ, определение цели и задач деятельности педа- гогического коллектива с детьми определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:

·         социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с умственной отсталостью;

·         индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллекту- альными нарушениями и их родителей;

·         реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;

·         необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций учащихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.

В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритет- ные направления деятельности педагогического коллектива:

·         осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и госу- дарством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми;

·         создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоро- вья, для осознанного выбора им профессии через организацию трудового обучения,

·         реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной дея- тельности;

·         обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;

·         создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.

Приоритетные направления в деятельности ОУ в вопросах обучения детей с умственной от- сталостью могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии ос- новных структурных блоков:

·         педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требова- ниями образовательных программ;

·         психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;

·         дополнительное образование;

·         трудовая подготовка, направленная на социализацию учащихся;

·         воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;

·         внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.


Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень мно- гогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.

Основной целью адаптированной основной общеобразовательной программы является создание условий для предоставления детям с ОВЗ гарантированного гражданам РФ права на по- лучение общедоступного и бесплатного общего образования, возможности получения качествен- ного образования по адаптированным основным общеобразовательным программам и индивиду- альной программе обучения.Хочу такой сайт

Адаптированная основная общеобразовательная программа предусматривает решение ос- новных задач:

-    Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

-   Обеспечить равные возможности получения качественного образования учащихся с умственной отсталостью; -Определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой катего-

рии детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой этих особенностей и степенью их выраженности;

-    Содействовать получению учащимися с умственной отсталостью качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального са- моопределения;

-   Оказывать комплексную психолого-социально-педагогическую помощь и поддержку учащимся с умственной отсталостью с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии);

-    Обеспечивать возможность обучения и воспитания по дополнительным образовательным про- граммам;

-    Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с умственной отсталостью по психолого-педагогической, социальным и другим вопросам;

-   Совершенствовать систему кадрового обеспечения;

-   Улучшение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения де- тей с умственной отсталостью.

Принципы разработки и реализации программы

1.  Принцип гуманизации – предполагает осуществление личностно-ориентированного под- хода, направленного на общее развитие личности с умственной отсталостью, его социализацию,

максимальную интеграцию в современную жизнь.

2.  Принцип индивидуального подхода – предполагает необходимость определения инди- видуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с умственной отсталостью с учетом его профессиональных и образователь- ных потребностей, возможностей и условий воспитания.

3.  Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с умственной отсталостью, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению про- блем ребѐнка.

4.  Принцип интегрированного подхода предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентирован- ной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.

5.    Принцип непрерывности – гарантирует непрерывность педагогической помощи уча- щимся с умственной отсталостью до полного решения проблемы или определения подхода к еѐ решению.

6.    Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АООП предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, дефек-


толога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее ус- пешной реализации цели обучения учащегося с умственной отсталостью по АООП.

7.  Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предпола- гает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.

 

Действительно, в настоящее время одной из основных задач школы является обеспечение оп- тимальных педагогических условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их воз- растными и индивидуальными особенностями, состоянием нервно-психологического здоровья, их успешной социализацией, обеспечения их участия в жизни общества.

Развитие инклюзивных (интегрированных) форм обучения детей - инвалидов и детей с умст- венной отсталостью должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных про- грамм, подготовку педагогических коллективов, проведение разъяснительной работы с учащими- ся и их родителями). Иначе подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную инк- люзию (интеграцию) учащихся с умственной отсталостью, но и негативно скажется на качестве работы образовательного учреждения с другими учащимися.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».